Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:46, лекция
Английское слово manager — менеджер и management - менеджмент образованы по правилам английского языка от глагола to manage — управлять, и означают того Кто управляет и Сам процесс, соответственно.
Однако слово management относится только к административному управлению, руководству. Управление государством в английском языке характеризуется термином «government», управление разными техническими средствами звучит как «control», «steering», «driving», «piloting».
Понятие Управления (правильное осуществление воли) — значительно шире. Неслучайно можно найти много определений Управления. Управление многогранно. Управление и менеджмент далеко не одно и то же.
Лекция 1
Предисловие
Об управлении и менеджменте
Английское слово manager — менеджер и management - менеджмент образованы по правилам английского языка от глагола to manage — управлять, и означают того Кто управляет и Сам процесс, соответственно.
Однако слово management относится только к административному управлению, руководству. Управление государством в английском языке характеризуется термином «government», управление разными техническими средствами звучит как «control», «steering», «driving», «piloting».
Понятие Управления (правильное осуществление воли) — значительно шире. Неслучайно можно найти много определений Управления. Управление многогранно. Управление и менеджмент далеко не одно и то же.
Современная система менеджмента свелась к набору средств и правил для управления предприятием. Идёт замена методологического подхода к управлению на технологический. Технологический подход легко тиражируется и позволяет осуществлять необходимые процедуры в условиях «поточного производства», автоматизировать их с применением специальных программных продуктов.
Технологический
подход не требует понимания основ,
достаточно поверхностное изучение,
подкреплённое описанной
Управление - осознанный процесс принятия решений на основании понимания причинно-следственных связей происходящих событий. Менеджмент просто не может полностью заменить управление.
1.1 Общие положения
Научно-техническая революция, начавшаяся в середине XX века и связанная с вовлечением в хозяйственный оборот всё большего количества природных ресурсов, ростом производственной базы, использованием всё более сложных технологических систем, их концентрацией, увеличением количества потребляемой человечеством энергии, обусловила одновременно и рост риска возникновения аварий и катастроф.
Опасность созданной человеком техносферы связана, прежде всего,
с наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационных, химических, биологических, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий.
Ежегодные потери от аварий и катастроф техногенного и природного
характера измеряются тысячами человеческих жизней и невосполнимым ущербом природной среде. Анализ аварий, техногенных и природных катастроф приводит к заключению, что главные опасности для человека проистекают из созданной им среды.
Угроза аварий и техногенных катастроф в современном мире возрастает
как за счёт повышения вероятности их возникновения, так и за счёт увеличения масштабов возможного ущерба.
Учитывая многочисленные способы, которыми технические устройства могут причинить телесные повреждения или ущерб специалисты любой отрасли занимаются вопросами предотвращения аварийных ситуаций и других происшествий. Благодаря последовательному применению наилучшей практики управления безопасностью хозяйственной деятельности частота и тяжесть происшествий снижается.
Вместе с тем термин «безопасность» более ёмок и включает не только производственную безопасность, но и многообразие других видов безопасности: государственной, социальной, экономической, информационной, экологической и т.д.
Ежегодно 65,5 тыс. россиян становятся жертвами убийц или получают тяжкие телесные повреждения! 100 тыс. россиян пропадает без вести! 100 тыс. россиян погибают от наркотической зависимости! 35 тысяч россиян гибнет в ДТП. По данным ООН на 2004 год Россия находилась на первом месте по количеству абортов (53 аборта на 1000 женщин). В России в 2006 году было зарегистрировано 1 млн 582 тыс. абортов. Алкогольная смертность в РФ составляет почти 400 тыс человек в год. По всем этим показателям Россия на первом месте.
Безопаснее оказаться на войне.
Как видим, безопасность общества и личности имеют огромное значение.
В документации ООН и Международного "Центра исследований эпидемиологии катастроф" техногенные катастрофы обычно разделяют на три основных типа:
- промышленные (химическое заражение, взрывы, радиационное заражение, разрушения, вызванные иными причинами);
- транспортные (аварии в воздухе, на море, железных дорогах и пр.);
- смешанные (происходят на иных объектах).
Данные представлены в табл. 1.
Таблица 1
Классификация крупных техногенных катастроф в мире за период 1901-2007 гг.
Вид катастроф |
Количество |
Количество пострадавших |
Количество погибших |
Материальный ущерб, Млрд. долл. США |
Промышленные |
1 125 |
4 500 000 |
49 000 |
225 |
Транспортные |
4 102 |
1 100 000 |
194 400 |
58 |
Смешанные |
1 085 |
3 100 000 |
59 000 |
4.2 |
всего |
6 312 |
8 700 000 |
302 400 |
282,2 |
За данный период наиболее часто промышленные катастрофы происходили в Азии (651). Европейский (199) и Американский (177) континенты были менее подвержены катастрофам (в базе данных Северная и Южная Америка считаются одним континентом). Наиболее часты транспортные катастрофы в Азии (1694) и Африке (115). Смешанные катастрофы чаще всего происходили в Азии (523) и Америке (220).
Для того, чтобы техногенное опасное событие было отнесено к катастро-
фе и занесено в международную базу данных, требуется, чтобы оно соответствовало одному из следующих критериев: ущерб составляет не менее $80 млн. (в случае авиационной катастрофы – $32,2 млн., транспортной – $16 млн.), не менее 20 человек погибли или пропали без вести, 50 человек – получили ранения, 2 тыс. человек – лишились жилья.
Рассматривая наиболее критический период за первое десятилетие нового
века с точки зрения перенесенных катастроф, по оценкам страховой компании Schweizerische Rückversicherungs-Gesellschaft AG, рус. Швейцарское перестраховочное общество (Swiss Re), в 2006 г. произошло 213 техногенных опасных событий. Наиболее часто происходили аварии на морском транспорте (53 случая), пассажирских кораблях (43), крупные пожары и взрывы (42 случая); аварии на промышленных предприятиях (21), авиационные катастрофы (18).
В общей сложности крупные техногенные катастрофы 2006 г. унесли 8,7 тыс.жизней, больше всего жизней унесли катастрофы на море (3,9 тыс.), авиационные катастрофы (более 940), а также крупные пожары и взрывы (более 900). Совокупный ущерб от техногенных опасных событий составил $4 млрд.
По данным Международного "Центра исследований эпидемиологии ката-
строф", уровень смертности в результате техногенных катастроф, произошед-
ших за период с 1994 по 2007 г. в индустриально развитых странах, составляет 0,8 погибших на 1 млн человек, для наименее развитых стран он в четыре раза выше – 3,2 смертельных случая на 1 млн человек.
Обычно ущерб от техногенных катастроф не превышает 20 % от размера убытков, нанесённых природными катастрофами. Любопытно, что в 2003-2006 г. количество техногенных катастроф в разы превысило количество природных, а с 2007 до 2010 г. количество природных катастроф в разы превысило техногенные. Данные по статистике техногенных катастроф за выделенный период представлены в табл. 2.
Таблица 2
Статистика природных и техногенных катастроф в мире
за период 2007-2010 гг.
Год |
Всего катастроф |
Количество природных катастроф |
Количество техногенных катастроф |
Количество погибших |
Нанесённый материальный ущерб, млрд. долл. США |
2007 |
335 |
142 |
193 |
20 000 |
70 |
2008 |
311 |
137 |
174 |
240 500 |
269 |
2009 |
245 |
224 |
21 |
15 000 |
68 |
2010 |
952 |
950 |
2 |
304 000 |
222 |
всего |
1843 |
1453 |
390 |
579 500 |
629 |
За период 1901 -2009 |
302 400 |
282,2 |
В целом в мире наблюдается неуклонный рост числа промышленных катастроф, вызванный как увеличением количества опасных объектов, так и возрастанием плотности населения.
1.2 Концепция техногенной безопасности
Для понимания сути управления безопасностью необходимо уточнить, что подразумевается под термином “безопасность”. В зависимости от рассматриваемого аспекта концепция техногенной безопасности может иметь различные интерпретации, такие, как:
a) нулевой уровень происшествий (или серьезных инцидентов) – точка зрения, широко распространенная среди населения;
b) отсутствие опасности или риска; т. е. факторов, которые причиняют или могут причинить ущерб;
c) отношение
сотрудников к небезопасным
d) степень, до которой присущий техногенный риск является “приемлемым”;
e) процесс выявления источников опасности и контроля факторов риска;
f) недопущение потерь в результате происшествий (человеческих жертв, а также нанесение ущерба имуществу и окружающей среде).
Хотя недопущение происшествий (или серьезных инцидентов) было бы желательным результатом, стопроцентный уровень безопасности является недостижимой целью. Несмотря на все усилия по предотвращению сбоев и ошибок, они, тем не менее, будут иметь место. Ни один вид человеческой деятельности и ни одна искусственная система не могут гарантированно считаться абсолютно безопасными, т. е. свободными от риска. Безопасность является относительным понятием, предполагающим, что в “безопасной” системе наличие естественных факторов риска считается приемлемой ситуацией.
Безопасность
все в большей степени
Безопасность представляет собой состояние, при котором риск причинения
вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.
1.3 Необходимость в управлении безопасностью
Хотя крупные катастрофы являются редкими событиями, вместе с тем техногенные происшествия с не катастрофическими последствиями, а также самые разнообразные инциденты происходят достаточно часто. Эти менее существенные случаи угрозы безопасности могут быть предвестниками скрытых проблем с обеспечением безопасности. Игнорирование таких скрытых источников угрозы безопасности может способствовать увеличению числа более серьезных происшествий.
Техногенные происшествия (и инциденты) связаны с большими затратами. Несмотря на то, что приобретение “страховки” способно растянуть во времени соответствующие расходы, такие происшествия отрицательно влияют на деловую активность. Хотя страхование может покрыть оговоренные виды риска, имеется еще множество незастрахованных издержек. Кроме того, существуют также менее осязаемые (но не менее важные) издержки, такие, как потеря доверия со стороны населения.
Осознание общей цены техногенного происшествия имеет основополагающее значение для понимания экономических аспектов безопасности в любой сфере деятельности.
Будущая жизнеспособность любой отрасли вполне может основываться на ее способности обеспечивать безопасность. Таким образом, обеспечение безопасности является предпосылкой стабильной деловой активности отрасли, предприятия, хозяйствующего субъекта.
1.4 Требования к обеспечению безопасности
При определении потребностей в области обеспечения техносферной безопасности различают программы обеспечения безопасности и системы управления безопасностью (СУБ):
• Программа обеспечения безопасности представляет собой комплекс правил и мер, направленных на повышение уровня безопасности соответствующей деятельности.
• Система управления безопасностью (СУБ) представляет собой
упорядоченный подход к обеспечению безопасности, включающий необходимые организационные структуры, сферы ответственности, политику и процедуры.
Стандарты и руководства требуют от хозяйствующих субъектов принятия программы обеспечения безопасности в целях достижения приемлемого уровня безопасности при производстве работ. По некоторым видам деятельности существуют документы международного уровня. При этом, приемлемый уровень безопасности устанавливается государством и соответствующими отраслями, а в ряде случае международными конвенциями (авиация, морской транспорт, атомная энергетика, экологическая безопасность)
Программа обеспечения безопасности сферы деятельности (дорожного движения, ж.-д. транспорта, авиационных полётов, добычи и транспорта нефти и газа и др.) является объемным документом, включающим большое число связанных с безопасностью мер, направленных на достижение целей программы. Принимаемые государством программы обеспечения безопасности охватывают нормативные положения и директивы по выполнению безопасности, которые касаются как эксплуатирующих субъектов, так и сфер предоставления обслуживания, деятельности вспомогательных служб и служб технического обслуживания промышленных объектов.