Об управлении и менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:46, лекция

Описание

Английское слово manager — менеджер и management - менеджмент образованы по правилам английского языка от глагола to manage — управлять, и означают того Кто управляет и Сам процесс, соответственно.
Однако слово management относится только к административному управлению, руководству. Управление государством в английском языке характеризуется термином «government», управление разными техническими средствами звучит как «control», «steering», «driving», «piloting».
Понятие Управления (правильное осуществление воли) — значительно шире. Неслучайно можно найти много определений Управления. Управление многогранно. Управление и менеджмент далеко не одно и то же.

Работа состоит из  1 файл

Лекция 1.doc

— 484.00 Кб (Скачать документ)

Программа обеспечения безопасности может включать положения о самых разнообразных видах деятельности, таких, как представление отчетов об инцидентах, проведение связанных с безопасностью расследований, проверки состояния безопасности объектов, информационное обеспечение безопасности и т. д. Для комплексной реализации таких мер требуется четкая система СУБ.

  Поэтому нормативные документы требуют от всех эксплуатирующих организаций, организаций по техническому обслуживанию, поставщиков и других субъектов, причастных к деятельности,  внедрения систем СУБ одобренных государством (государственными службами).

          Как минимум, такие системы СУБ обеспечивают следующее:

a) выявляют фактические и потенциальные угрозы безопасности;

b) гарантируют  принятие корректирующих мер,  необходимых для уменьшения факторов риска/опасности;

c) обеспечивают  непрерывный мониторинг и регулярную  оценку достигнутого уровня безопасности деятельности.

  Одобренная государством система СУБ той или иной организации четко определяет также соответствующие сферы ответственности, в том числе прямую ответственность старших менеджеров за обеспечение безопасности предприятия.

  В целях выполнения положений указанных разрабатываются специальные инструкции и руководства по управлению безопасностью предприятия с изложением системных решений и меры, предназначенных для выполнения задач, поставленных в программе обеспечения безопасности предприятия

 

Приемлемый  уровень безопасности

 

        В любой системе необходимо задать и измерять конечные показатели, с тем, чтобы определить соответствие данной системы ожидаемым результатам и выяснить возможные области, где требуется предпринять определенные меры по улучшению результатов для достижения указанного ожидаемого уровня.

            Введение концепции приемлемого уровня безопасности отвечает необходимости (в дополнение к существующим принципам обеспечения безопасности, построенным на соблюдении нормативных требований) использовать подход, основанный на показателях безопасности. Приемлемый уровень безопасности отражает те цели (или ожидаемые результаты) надзорного полномочного органа, эксплуатанта или поставщика обслуживания, которые должны быть достигнуты в области обеспечения безопасности.

С точки зрения отношений между надзорными полномочными органами эксплуатантами/поставщиками обслуживания эта концепция устанавливает определенную цель в области безопасности, которую эксплуатанты/поставщики обслуживания должны достичь при выполнении ими своих основных производственных функций в качестве минимального уровня, приемлемого для надзорного полномочного органа. Указанный уровень является эталоном, в сравнении с которым надзорный орган может оценивать результаты в сфере безопасности. При определении приемлемого уровня безопасности необходимо учитывать такие факторы, как существующий уровень риска, затраты/выгоды от совершенствования системы и ожидания общества в отношении безопасности соответствующей отрасли.

  На практике концепция приемлемого уровня безопасности выражается двумя единицами измерения или показателями (реальные показатели безопасности и заданные уровни безопасности) и реализуется путем применения различных требований безопасности.

• Показатели безопасности являются мерой результатов, достигнутых организацией или сектором отрасли в сфере обеспечения безопасности. Показатели безопасности должны легко измеряться и быть связаны с основными компонентами государственной программы обеспечения безопасности или системы СУБ эксплуатанта/поставщика обслуживания. Поэтому у различных отраслей  показатели безопасности отличаются.

• Заданные уровни безопасности (иногда называемые целями или задачами) определяются с учетом того, какие уровни безопасности являются желательными и реалистическими для того или иного эксплуатанта/поставщика обслуживания. Заданные уровни безопасности должны быть измеряемыми, приемлемыми для участвующих сторон и соответствовать положениям государственной программы обеспечения безопасности.

• Требования к безопасности деятельности необходимы для достижения соответствующих показателей безопасности и заданных уровней безопасности. Они включают эксплуатационные процедуры, технические средства, системы и программы, для которых можно установить показатели надежности, доступности, полученных результатов и/или точности.

Использование нескольких различных показателей  и заданных уровней безопасности обеспечат более точную оценку приемлемого уровня безопасности для той или иной организации или сектора отрасли, чем в случае применения только одного показателя или заданного параметра.

Взаимосвязь между  приемлемым уровнем безопасности, показателями безопасности, заданными уровнями безопасности и требованиями к безопасности выражается в следующем: приемлемый уровень безопасности является всеобъемлющей концепцией; показатели безопасности представляют собой меру/ систему измерения, используемую для определения того, достигнут ли приемлемый уровень безопасности.   Заданные уровни безопасности представляют собой количественные целевые параметры, характеризующие приемлемый уровень безопасности.

  Требования к безопасности являются инструментом или средством, которые необходимы для достижения заданных уровней безопасности.

  Показатели безопасности и заданные уровни безопасности могут отличаться или быть аналогичными.

.Например, показатель безопасности полетов составляет 0,5 авиационных происшествий с человеческими жертвами на 100 000 ч полетного времени для эксплуатантов авиакомпаний, а заданный уровень безопасности предусматривает снижение коэффициента происшествий с человеческими жертвами на 40% для эксплуатантов авиакомпаний. Таким образом, показатели отличаются.

 Второй пример: показатель безопасности полетов составляет 0,5 происшествий с человеческими жертвами на 100 000 ч полетного времени для эксплуатантов авиакомпаний и заданный уровень безопасности полетов предусматривает не более чем 0,5 происшествий с человеческими жертвами на 100 000 ч полетного времени для эксплуатантов авиакомпаний. Показатели одинаковы.

           Установление приемлемого уровня (уровней) безопасности для программы по обеспечению безопасности не заменяет юридические, нормативные или иные установленные требования и не освобождает участников процесса обеспечения безопасности от их обязательств, предусмотренных соответствующими национальными нормативными положениями. 

Примеры реализации проектов

  Государственная программа обеспечения безопасности полетов. Надзорный полномочный орган устанавливает приемлемый уровень безопасности полетов, который должен быть достигнут в рамках указанной программы и который выражается в следующем:

a) 0,5 происшествий  с человеческими жертвами на 100 000 ч полетного времени для  эксплуатантов авиакомпаний (показатель безопасности)   со снижением данного коэффициента на 40% за 5 лет (заданный уровень безопасности);

b) 50 инцидентов  на воздушных судах на 100 000 ч  полетного времени (показатель безопасности) со снижением данного коэффициента на 25% за 3 года (заданный уровеньбезопасности);

c) 200 инцидентов, связанных с крупными дефектами воздушных судов, на 100 000 ч полетного времени (показатель безопасности) со снижением данного коэффициента в среднем на 25% за последние 3 года (заданный уровень безопасности);

f) 40 инцидентов  в воздушном пространстве на 100 000 ч полетного времени (показатель безопасности) со снижением данного коэффициента в среднем на 30% за 5 лет полетов (заданный уровень безопасности).

Требования  к безопасности для достижения указанных заданных уровней и показателей безопасности предусматривает следующее:

a) наличие разработанной  надзорным полномочным органом  программы предотвращения происшествий;

b) наличие обязательной  системы представления данных  об инцидентах;

c) наличие добровольной  системы представления данных  об инцидентах;

d) наличие программы  предотвращения столкновения с  птицами;

e) развертывание  радиолокационных систем в трех  наиболее загруженных аэропортах  государства в течение ближайших  12 мес.

СУБП эксплуатанта авиакомпании. Надзорный полномочный орган и эксплуатант авиакомпании согласовывают приемлемый уровень безопасности, который должен быть достигнут в рамках СУБП эксплуатанта и одним из элементов которого (но не единственным) является показатель 0,5 авиационных происшествий с человеческими жертвами на 100 000 вылетов

(показатель безопасности); снижение этого коэффициента на 40% за 5 лет (заданный уровень безопасности) и, помимо прочего, разработка схем захода на посадку с использованием GPS для ВВП, не оборудованных системой ILS (требования к безопасности полетов).

  СУБП поставщика обслуживания и эксплуатанта аэродрома. Надзорный полномочный орган, поставщик обслуживания воздушного движения (ОВД) и эксплуатант аэродрома согласовывают приемлемый уровень безопасности, который должен быть достигнут в рамках СУБП поставщика и эксплуатанта и одним из элементов которого (но не единственным) является не более одного несанкционированного выезда на взлётно-посадочную полосу (ВПП) на 40 000 операций воздушных судов (показатель безопасности); снижение этого коэффициента на 40% в течение 12 мес (заданный уровень безопасности) и, помимо прочего, введение правил руления в условиях плохой видимости (требования к безопасности полетов).

 

Аналогом заданного  уровня (в данном случае уровня экологической  безопасности) является установление целевых показателей качества водных объектов (см.рис.1)

Исполнительный  комитет по здравоохранению и  промышленной безопасности Великобритании (HSE) разработал систему допустимости рисков (ДР), которая была принята многими странами и надзорными органами, использующими подходы, основанные на оценке рисков. Согласно данной системе, основные испытания для принятия решений по действиям, которые необходимо предпринять, приближены к испытаниям, проводимым в реальной жизни. В реальной жизни существуют риски, которыми, как правило, пренебрегают, и прочие риски, которые люди не готовы учитывать. Но также существуют риски, которые можно допустить, достигнув компромисса между преимуществами и предосторожностями, необходимыми для снижения нежелательных воздействий. Данная система показана на Рис. 2.

В данной системе  темная зона наверху отображает неприемлемую область, где уровень рисков считается неприемлемым независимо от преимуществ, связанных с данной деятельностью.

 

Рисунок 1 Целевые показатели качества воды и водных объектов

 

Светлая зона внизу  отображает широко приемлемую область, где риски обычно считаются незначительными и хорошо контролируются. Между неприемлемой и широко приемлемой областями расположена допустимая область. В данном контексте «допустимая» относится к готовности общества в целом допустить риск в целях получения определенных преимуществ, сохраняя уверенность в том, что данный риск стоит того, чтобы рисковать, и надежно контролируется. Здесь не подразумевается, что риск будет одобрен всеми. Однако общее одобрение достигается чаще по мере приближения к приемлемой области.

Таким образом, в данной области риски допускаются  для получения преимуществ, принимая во внимание, что:

  • Природа и уровень рисков подверглись надлежащей оценке, и результаты были использованы для определения контрольных мер.

· Остаточные риски не являются недопустимо высокими и сохраняются на

минимальном практически  приемлемом уровне риска (принцип МППУР).

· Риски периодически пересматриваются на предмет соответствия критериям МППУР.

В принципе, систему  ДР можно применить ко всем опасностям. Однако при определении практически целесообразных мер в отношении конкретной опасности, правильность выбранного варианта по управлению рисками частично зависит от того, где проведены границы между неприемлемой, допустимой и широко приемлемой областями.

Следует учитывать, что система допустимости рисков, описанная выше, является

концептуальной  моделью и ее применение не регулируется законодательством.

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Система допустимости рисков

 

 

 

 

 

 

 

УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

  Учитывая общие издержки происшествий и аварий, многие самые различные группы заинтересованы в совершенствовании управления безопасностью.

Ниже приводится перечень основных заинтересованных сторон процесса обеспечения безопасности:

a)   специалисты производств (например, операторы, аппаратчики, рабочие ) и инженеры по техническому обслуживанию и ремонту оборудования);

b) владельцы  и эксплуатанты производственных объектов;

c) изготовители (особенно изготовители оборудования и систем);

d) надзорные и регулирующие полномочные органы;

e) отраслевые промышленные объединения;

f) профессиональные  ассоциации и союзы;

h) международные экологические организации;

i) население.

  Крупные происшествия и инциденты неизменно затрагивают интересы дополнительных групп, которые не всегда имеют общие цели в вопросах повышения уровня безопасности. Например:

a) родственники, жертвы или лица, получившие травму  в результате  происшествия;

b) страховые  компании;

c) отрасль;

d) учреждения по подготовке персонала в области безопасности и учебные заведения;

e) другие государственные  департаменты и агентства;

f) выборные государственные  должностные лица;

Информация о работе Об управлении и менеджменте