Объект и предмет теории управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:02, контрольная работа

Описание

Механизм управления – это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 21.96 Кб (Скачать документ)

1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

  Для реализации процесса управления необходим  механизм реализации управления.

  Механизм  управления – это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.

  Две трактовки понятия  «управление»:

  1) как процесс управления организацией – управленческая деятельность;

  2) как механизм управления.

  Объект  теории управления – это управление как процесс и как механизм.

  Для определения предмета теории управления необходимо рассмотреть процесс  формирования научной теории.

  Предмет теории управления – управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.

  Основные  этапы развития теории управления:

  Первый  этап развития теории управления: изучение генезиса механизма управления и основных этапов его становления, возникновение механизма управления и мировоззренческое философское обобщение модели механизма управления.

  Необходимо  проанализировать исторические тенденции  мирового развития науки управления; аспекты управления и сравнительные  характеристики типов цивилизации. На этом этапе анализируется эволюция школ научного управления и вклад  различных школ в теорию управления.

  Содержание  первого этапа составляют философские  и исторические основы теории управления.

  Второй  этап: определение понятия управления, системы управления, цели и функции теории управления, понятия управленческого решения и управляющие воздействия, а также основные свойства организационного управления.

  Третий  этап: формулирование на основе познания объективных законов в теории управления соответствующих правил и рекомендаций для практической деятельности руководителей и органов управления. Знание законов, принципов управления помогает разработать методы управления и стиль управления организацией.

  Четвертый этап изучения и исследования теории управления: методика выработки и принятия решения, планирование организации, контроль, система коммуникаций и мотивации управленческой деятельности.

  Пятый этап: изучение и исследование процессов управления, создание системы управления (функциональной структуры, организационной структуры, схемы организационных отношений, профессионализма персонала), а также техники управления (системы документооборота, системы связи и телекоммуникаций, автоматизированные системы управления, компьютерная и оргтехника, офисная мебель).

  Шестой  этап развития теории управления – создание методологических основ оценки эффективности управления. Этот этап включает: цели, принципы, критерии и методы оценки эффективности управления.

2. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ

  Наиболее  распространенные определения понятия «управление»:

  1) определение цели и результата ее достижения с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий;

  2) функция организованных систем разнообразной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей деятельности;

  3) создание и осуществление воздействий, обеспечивающих желаемое функционирование объекта, приводящее к определенной цели;

  4) процесс организации целенаправленного воздействия на некоторую часть среды, называемую объектом управления, в результате чего удовлетворяются потребности субъекта, взаимодействующего с этим объектом;

  5) процесс формирования целей и способов их достижения;

  6) использование причинно-следственных отношений, при котором поведение системы приводит к желаемому результату (система достигает цели или решает задачу);

  7) воздействие на объект, улучшающее функционирование или развитие данного объекта;

  8) управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов деятельности.

  Субъект управления – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет властное воздействие. В процессе управления лежат: властные полномочия субъекта управления, его организационно-распорядительные, экономические и морально-этические рычаги воздействия.

  Объект  управления – то, на что направлено властное воздействие объекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы.

  Основные  этапы процесса формирования научной теории:

  • наблюдение за совершающимися процессами и анализ их с помощью известных из других наук методов;

  • синтез знаний и создание теоретических основ науки (принципы, зависимости, законы и закономерности);

  • формализация и систематизация происходящих процессов, составление их типологии;

  • разработка прикладных научных основ для анализа и синтеза наблюдаемых процессов;

  • создание методологии исследования процессов заданной типологии;

  • накопление статистических данных об результативности предложенной методологии и ее корректировка.

  Особенности процесса управления: Управление – целенаправленный процесс, выполняемый непрерывно во времени и пространстве, требующий глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей. Чем точнее результат соответствует установленной цели, тем выше качество управления.

         Тема 3. Руководитель: этика и культура деятельности

          Занятие 10. Роль личности в управлении. Роль руководителя в становлении, функционировании и развитии коллектива. Продукт деятельности руководителя - не количество продукции, а оптимизация функционирования системы, производящей данную продукцию или услуги, учитывающая нравственные, эстетические, психологические, в целом социокультурные начала. Руководитель - должность или призвание. Руководитель - ключевая фигура. Сущностная характеристика руководителей (права и обязанности, ответственность за работу и поведение других людей, умение

проникнуть  в существо дела, в потребности  людей, в законы изменения условий  и т.д.)

Полномочия  руководителя - совокупность прав, обязанностей и ответственности, возложенных  на должностное лицо на основе юридических  и социальных норм для успешной реализации целей и задач коллектива. Система  полномочий определяется культурой  управления и определяет культуру управления. Функции руководителя в трудовом коллективе. Служебные обязанности руководителя. Нравственные аспекты служебной деятельности руководителя.

Культура  труда руководителя. Этика распоряжений и распорядительства. Конструктивная критика, контроль с позиций заинтересованности и справедливости. Слагаемые служебной  репутации. Поведение руководителя как система нравственных поступков. Нравственные правила управленческого  общения и внеслужебного поведения  руководителя. Поведенческий Кодекс лидера. Управлять людьми - это не значит командовать, это значит воодушевлять людей, увлекать их «интересами дела». Успех руководителя связан с утверждением у работников веры в социальную справедливость.  «Управлять - значит верить»  (Макиавелли). Руководитель – «человековед».

Имидж руководителя. Создание имиджа как составная часть культуры управленческого общения. Имидж - внешний облик, образ, персонификация. Четыре социокультурных слагаемых имиджа: профессионализм и компетенция, нравственная надежность, гуманитарная образованность (развитость), культурная, нравственная и психологическая подготовленность личности руководителя. Принципы создания имиджа. Формула воздействия имиджа  - AIDA. Выбор модели поведения, приносящей успех. Шаляпинская система самопрезентации. Удачный имидж как способность внушить окружающим, что носитель данного образа - воплощение всех идеальных качеств. Три составляющих имиджа: внешний облик, нравственные и социокультурные достоинства личности.

Нравственный  облик руководителя. Константа личного облика начальника.  «Жизненный цикл» руководителя. Нравственный портрет современного руководителя: биографические характеристики, способности, личностные черты, авторитет, стиль. Биографические характеристики (возраст, образование, пол, происхождение). Способности (интеллект, знания, умения, лидерские наклонности, способность доминировать, организаторские качества и т.д.) Личностные черты руководителя (уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, стремление к победе, креативность, ответственность, предприимчивость, деловитость, независимость, общительность, самоотверженное отношение к работе, человечность, строжайшая исполнительская дисциплина, профессиональная порядочность и т.д. Человеколюбие, гражданская совесть и профессиональная честь - ведущие нравственные критерии оценки поведения руководителя. Поведение руководителя как нравственный ориентир для подчиненных. Нравственные умения и привычки начальника как предмет реальных поступков подчиненных, как устойчивые индикаторы их моральных позиций и убеждений. Триада наиболее значимых качеств шефа: уважение к людям, умение строить коллективную работу, личная ответственность.

Руководитель - незаурядная личность, обладающая даром общения, умеющая создать  условия для раскрытия личностных потенциалов работников. Самопожертвование  на работе. Осознание руководителем  своего долга перед людьми. База нравственной компетентности - работа над собой, самообразование. Нравственные тормоза познавательные и практические способности, профессиональную информированность, высокую личностную культуру. Стиль  руководителя как устойчивая система  работы. Этика популярности руководителя. Нравственные принципы руководителя: карьера, предприимчивость, ответственность, общая культура. Этапы профессионального роста. деятельности руководителя.

Индивидуальность  управленческой концепции руководителя и стиль управления. Профессионализм  как системный признак, включающий свойства и ценности личности,

Карьера как перспектива продвижения  по иерархической лестнице управления. Рациональная, нравственно оправданная  организация карьеры. Эффект привлекательности  трудовой деятельности. Предприимчивость, смелость, изобретательность, профессионализм  в осуществлении управленческих акций. Слагаемые предприимчивости: инициативность, нравственный подход к делу, высокая ответственность. Важнейшие нравственные принципы управления. Общая культура, воспитанность и ответственность руководителя предопределяют уровень развития его нравственных качеств. Моральная позиция руководителя. Авторитет руководителя в соответствии. Качества руководителя - составляющие авторитета. Слагаемые авторитета: самоотверженная работа в коллективе, профессиональная компетентность, организаторские качества, человечность в отношениях с подчиненными, деловая обязательность, коммуникативная привлекательность.      

Руководитель, власть, лидерство. Формы власти: основанная на принуждении, экспертная, эталонная, законная и традиционная. Нравственное обеспечение властных полномочий. Этика власти руководителя. Этика вознаграждения, принуждения, эталона, знака. Руководитель: власть и лидерство. Дистанция власти. Нравственное обеспечение властных полномочий. Лидерство - это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Харизматическая концепция лидерства. Личные качества личности лидера.

Лидерство - явление, возникающее в структуре  неформальной организации, но представляющее значимость для организации в  целом. Классификация лидеров: деловые, эмоциональные, авторитарные, демократические, позитивные и негативные. Три типа лидеров (автократ, демократ, либерал) и три типа руководства. Их достоинства  и недостатки. Другие типы начальников (тиран, тютя, отец родной…). «Короля  играет окружение» -  позиция подчиненных  по отношению к шефу. Ясность отношений  с подчиненными. Индивидуальные контакты руководителя с персоналом. Искусство  принимать на работу. Стимулирование инициативы работников. Частные проблемы деятельности начальника (прием по личным вопросам, рабочее время, организация  рабочего места, деловая одежда и  т.д.) под углом требований морали и культуры.

Информация о работе Объект и предмет теории управления