Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:02, контрольная работа
Механизм управления – это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.
1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
Для реализации процесса управления необходим механизм реализации управления.
Механизм управления – это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.
Две трактовки понятия «управление»:
1) как процесс управления организацией – управленческая деятельность;
2) как механизм управления.
Объект теории управления – это управление как процесс и как механизм.
Для определения предмета теории управления необходимо рассмотреть процесс формирования научной теории.
Предмет теории управления – управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.
Основные этапы развития теории управления:
Первый этап развития теории управления: изучение генезиса механизма управления и основных этапов его становления, возникновение механизма управления и мировоззренческое философское обобщение модели механизма управления.
Необходимо проанализировать исторические тенденции мирового развития науки управления; аспекты управления и сравнительные характеристики типов цивилизации. На этом этапе анализируется эволюция школ научного управления и вклад различных школ в теорию управления.
Содержание первого этапа составляют философские и исторические основы теории управления.
Второй этап: определение понятия управления, системы управления, цели и функции теории управления, понятия управленческого решения и управляющие воздействия, а также основные свойства организационного управления.
Третий этап: формулирование на основе познания объективных законов в теории управления соответствующих правил и рекомендаций для практической деятельности руководителей и органов управления. Знание законов, принципов управления помогает разработать методы управления и стиль управления организацией.
Четвертый этап изучения и исследования теории управления: методика выработки и принятия решения, планирование организации, контроль, система коммуникаций и мотивации управленческой деятельности.
Пятый этап: изучение и исследование процессов управления, создание системы управления (функциональной структуры, организационной структуры, схемы организационных отношений, профессионализма персонала), а также техники управления (системы документооборота, системы связи и телекоммуникаций, автоматизированные системы управления, компьютерная и оргтехника, офисная мебель).
Шестой этап развития теории управления – создание методологических основ оценки эффективности управления. Этот этап включает: цели, принципы, критерии и методы оценки эффективности управления.
2. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ
Наиболее распространенные определения понятия «управление»:
1) определение цели и результата ее достижения с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий;
2) функция организованных систем разнообразной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей деятельности;
3) создание и осуществление воздействий, обеспечивающих желаемое функционирование объекта, приводящее к определенной цели;
4) процесс организации целенаправленного воздействия на некоторую часть среды, называемую объектом управления, в результате чего удовлетворяются потребности субъекта, взаимодействующего с этим объектом;
5) процесс формирования целей и способов их достижения;
6) использование причинно-следственных отношений, при котором поведение системы приводит к желаемому результату (система достигает цели или решает задачу);
7) воздействие на объект, улучшающее функционирование или развитие данного объекта;
8) управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов деятельности.
Субъект
управления – физическое или юридическое
лицо, которое осуществляет властное воздействие.
В процессе управления лежат: властные
полномочия субъекта управления, его организационно-
Объект управления – то, на что направлено властное воздействие объекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы.
Основные этапы процесса формирования научной теории:
• наблюдение за совершающимися процессами и анализ их с помощью известных из других наук методов;
• синтез знаний и создание теоретических основ науки (принципы, зависимости, законы и закономерности);
• формализация и систематизация происходящих процессов, составление их типологии;
• разработка прикладных научных основ для анализа и синтеза наблюдаемых процессов;
• создание методологии исследования процессов заданной типологии;
• накопление статистических данных об результативности предложенной методологии и ее корректировка.
Особенности процесса управления: Управление – целенаправленный процесс, выполняемый непрерывно во времени и пространстве, требующий глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей. Чем точнее результат соответствует установленной цели, тем выше качество управления.
Занятие 10. Роль личности в управлении. Роль руководителя в становлении, функционировании и развитии коллектива. Продукт деятельности руководителя - не количество продукции, а оптимизация функционирования системы, производящей данную продукцию или услуги, учитывающая нравственные, эстетические, психологические, в целом социокультурные начала. Руководитель - должность или призвание. Руководитель - ключевая фигура. Сущностная характеристика руководителей (права и обязанности, ответственность за работу и поведение других людей, умение
Полномочия руководителя - совокупность прав, обязанностей и ответственности, возложенных на должностное лицо на основе юридических и социальных норм для успешной реализации целей и задач коллектива. Система полномочий определяется культурой управления и определяет культуру управления. Функции руководителя в трудовом коллективе. Служебные обязанности руководителя. Нравственные аспекты служебной деятельности руководителя.
Культура
труда руководителя. Этика распоряжений
и распорядительства. Конструктивная
критика, контроль с позиций заинтересованности
и справедливости. Слагаемые служебной
репутации. Поведение руководителя
как система нравственных поступков.
Нравственные правила управленческого
общения и внеслужебного
Имидж руководителя. Создание имиджа как составная часть культуры управленческого общения. Имидж - внешний облик, образ, персонификация. Четыре социокультурных слагаемых имиджа: профессионализм и компетенция, нравственная надежность, гуманитарная образованность (развитость), культурная, нравственная и психологическая подготовленность личности руководителя. Принципы создания имиджа. Формула воздействия имиджа - AIDA. Выбор модели поведения, приносящей успех. Шаляпинская система самопрезентации. Удачный имидж как способность внушить окружающим, что носитель данного образа - воплощение всех идеальных качеств. Три составляющих имиджа: внешний облик, нравственные и социокультурные достоинства личности.
Нравственный облик руководителя. Константа личного облика начальника. «Жизненный цикл» руководителя. Нравственный портрет современного руководителя: биографические характеристики, способности, личностные черты, авторитет, стиль. Биографические характеристики (возраст, образование, пол, происхождение). Способности (интеллект, знания, умения, лидерские наклонности, способность доминировать, организаторские качества и т.д.) Личностные черты руководителя (уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, стремление к победе, креативность, ответственность, предприимчивость, деловитость, независимость, общительность, самоотверженное отношение к работе, человечность, строжайшая исполнительская дисциплина, профессиональная порядочность и т.д. Человеколюбие, гражданская совесть и профессиональная честь - ведущие нравственные критерии оценки поведения руководителя. Поведение руководителя как нравственный ориентир для подчиненных. Нравственные умения и привычки начальника как предмет реальных поступков подчиненных, как устойчивые индикаторы их моральных позиций и убеждений. Триада наиболее значимых качеств шефа: уважение к людям, умение строить коллективную работу, личная ответственность.
Руководитель
- незаурядная личность, обладающая
даром общения, умеющая создать
условия для раскрытия
Индивидуальность управленческой концепции руководителя и стиль управления. Профессионализм как системный признак, включающий свойства и ценности личности,
Карьера как перспектива продвижения по иерархической лестнице управления. Рациональная, нравственно оправданная организация карьеры. Эффект привлекательности трудовой деятельности. Предприимчивость, смелость, изобретательность, профессионализм в осуществлении управленческих акций. Слагаемые предприимчивости: инициативность, нравственный подход к делу, высокая ответственность. Важнейшие нравственные принципы управления. Общая культура, воспитанность и ответственность руководителя предопределяют уровень развития его нравственных качеств. Моральная позиция руководителя. Авторитет руководителя в соответствии. Качества руководителя - составляющие авторитета. Слагаемые авторитета: самоотверженная работа в коллективе, профессиональная компетентность, организаторские качества, человечность в отношениях с подчиненными, деловая обязательность, коммуникативная привлекательность.
Руководитель, власть, лидерство. Формы власти: основанная на принуждении, экспертная, эталонная, законная и традиционная. Нравственное обеспечение властных полномочий. Этика власти руководителя. Этика вознаграждения, принуждения, эталона, знака. Руководитель: власть и лидерство. Дистанция власти. Нравственное обеспечение властных полномочий. Лидерство - это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Харизматическая концепция лидерства. Личные качества личности лидера.
Лидерство - явление, возникающее в структуре неформальной организации, но представляющее значимость для организации в целом. Классификация лидеров: деловые, эмоциональные, авторитарные, демократические, позитивные и негативные. Три типа лидеров (автократ, демократ, либерал) и три типа руководства. Их достоинства и недостатки. Другие типы начальников (тиран, тютя, отец родной…). «Короля играет окружение» - позиция подчиненных по отношению к шефу. Ясность отношений с подчиненными. Индивидуальные контакты руководителя с персоналом. Искусство принимать на работу. Стимулирование инициативы работников. Частные проблемы деятельности начальника (прием по личным вопросам, рабочее время, организация рабочего места, деловая одежда и т.д.) под углом требований морали и культуры.