Обратная связь в коммуникативном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 16:06, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить теоретические основы обратной связи в коммуникативном процессе, провести эмпирический анализ её эффективности.

Поставленная цель реализуется через следующие задачи:

- изучить определение понятия «коммуникативный процесс», и его составляющие;

- изучить оценочную и безоценочную обратную связь, рассмотреть обратную связь в говорении и слушании;

- уточнить значение обратной связи в деятельности руководителя, с учётом её значимых характеристик;

-провести эмпирический анализ эффективности обратной связи в деловой коммуникации.

Объект исследования – обратная связь как основной элемент коммуникативного процесса.

Предмет исследования – показатели эффективности обратной связи в коммуникативном процессе на примере деловой коммуникации.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что обратная связь повышает эффективность коммуникативного процесса (что проявляется в ответах на вопросы, запросе информации, собственных суждениях).

Содержание

Введение 3 Глава 1. Обратная связь в коммуникативном процессе 5

1.1. Понятие и структура коммуникативного процесса 5

1.2. Обратная связь: понятие и виды 9

1.3. Обратная связь в говорении и слушании 13

1.4. Значение обратной связи в деятельности руководителя 21

Глава 2. Эмпирический анализ эффективности обратной связи в коммуникативном процессе 25

2.1 Дебрифинг и развитие обратной связи 25

2.2 Коммуникативные приёмы установления эффективной обратной связи: рекомендации специалиста-практика 36

Заключение 47

Список используемой литературы 49

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая работа1.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

    Какой будет правильная обратная связь  для такого подчиненного? Руководителю этого сотрудника желательно контролировать самому или при помощи коллег. Вовремя направлять его энергию в нужное русло, поощрять профессионализм, напоминать об основных обязанностях, проверять сделанное, удерживать в рамках корпоративного поведения. Если это продавец, практика еженедельного переучета должна стать обязательной, если менеджер среднего звена, не лишним будет требовать еженедельного отчета для руководителя о проделанной работе. Тогда потенциальные возможности такого сотрудника будут использоваться по максимуму.

    В таблице 2. можно проследить связь  между личностными качествами сотрудника и особенностями обратной связи.

    Таблица 2.Типы сотрудников и особенности  обратной связи с ними.

Тип сотрудника Особенности обратной связи
целеустремлённый  и независимый; «трудоголик». оптимальной стратегией предоставления обратной связи будет  тщательная подготовка к этому процессу (приготовить факты, материалы, планы, отчёты и т.д.). Руководитель должен полностью исключить прямую лобовую атаку, запастись терпением для конструктивной беседы и подвести к допущенным ошибкам.
демонстративный сотрудник. руководитель  прежде чем запустить процедуру  обратной связи, обязательно отметит  достоинства (и профессиональные, и  личные) данного сотрудника, подчеркнёт всю важность сделанного им и уже в самом конце попросит обратить внимание на некоторые недочёты в работе.
сотрудник склонный к аккуратности, скрупулёзности, соблюдению всех правил. оценка допущенных ошибок в рамках обратной связи для  таких людей должна содержать в себе акцент на так называемую букву закона, должностные обязанности и внутренние инструкции. Если замечания руководителя будут действительно объективны и логичны, такой сотрудник не будет стремиться различными способами выйти из щекотливого положения, а признает их для того, чтобы как можно скорее исправить ситуацию.
сотрудник погружён в свою деятельность, склонен  к теоретизированию, тяготеет к аналитике  и работе с абстрактными данными. обратная связь  для подобных людей является инструментом коррекции действий, а скорее раздражающим фактором. Она может быть воспринята только в том случае, если руководитель владеет тем же багажом знаний,

что и  сам сотрудник, по принципу «равный–равному». Руководителю, работая в рамках обратной связи с подобным сотрудником, необходимо помнить о возможности его «взгляда в будущее». Важно поинтересоваться причинами действий сотрудника, которые вызвали проблему.

сотрудник с повышенным настроением, двигательной гиперактивностью, неутомимостью, энергичностью. руководителю  этого сотрудника желательно контролировать самому или при помощи коллег. Вовремя  направлять его энергию в нужное русло, поощрять профессионализм, напоминать об основных обязанностях, проверять  сделанное, удерживать в рамках корпоративного поведения.
 

    Подводя итоги, нужно обозначить следующее. Безусловно, нет руководителей, которым не хотелось бы достичь наилучших результатов в работе с персоналом. В этом случае не обойтись без эффективного использования механизма обратной связи. Однако следует сказать о возможном для руководителя ориентире на будущее: сделать своих сотрудников не просто автоматически восприимчивыми к любому виду оценки, а усовершенствовать их рабочие навыки до такой степени, когда необходимость в подобных оценках во время процедуры обратной связи отпадет за ненадобностью. [14]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      В процессе изучения темы –  «Обратная связь в коммуникативном  процессе» были исследованы теоретические  и практические аспекты данной  проблемы, а также решены следующие задачи: изучено определение понятия «коммуникативный процесс» и его составляющие; рассмотрена обратная связь в говорении и слушании, а также в деятельности руководителя; изучена оценочная и безоценочная обратная связь; проведён эмпирический анализ эффективности обратной связи.

    Итак, обратная связь – это реакция на то, что услышано, прочитано или увидено; информация (в вербальном или невербальном оформлении) отсылается назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением.

    Знание  и умение правильно использовать все приёмы коммуникаций помогает специалисту  по связям с общественностью устанавливать  эффективную обратную связь. А также  её использование позволяет устанавливать  благоприятные отношения с другими людьми, преодолевая трудности в общении. Для тех, кто осуществляет обратную связь важно активно следить за ходом событий, решая, когда и какие поправки нужно вносить, чтобы обратная связь оказалась полезной и неразрушительной.

    Кроме того специалисту по связям с общественностью следует стремиться в своей работе к тому, чтобы обратная связь бала своевременной, конкретной, чётко выраженной и понятной собеседнику.

    Одним из способов эффективного установления обратной связи является дебрифинг. Как показали результаты исследования, при дебрифинге чаще происходит принятие обратной связи, т.е. человек проявляет больше готовности работать с полученной информацией, чем при подачи обратной связи традиционным способом. При дебрифинге реципиент обратной связи

обращается к реализации собственного потенциала развития, что даёт ему возможность сделать свои конструктивные выводы. 

    Таким образом, цель работы достигнута –  изучены теоретические и практические основы обратной связи в коммуникативном  процессе.

    В заключении следует отметить, что смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

1. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: «Дело» (Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации) 1993. – 352 с.

2. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – СПб.: Издательство союз, 2000 – 576 с.

3. Основы теории коммуникации: Учебник /Под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 615 с.: ил.

4. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – з-е изд. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2005.- 495 с.

5. Персикова Т. Н. Международная коммуникация и корпоративная культура: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002 – 224 с.

6. Рассел, Т. Навыки эффективной обратной связи. СПб., 2002.

7. Социальные коммуникации: учеб. пособие для студ. вузов / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. – М.: Гардарика, 2008. – 279, [1] с. – (Disciplinae).

8. Теория и практика общения: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.

9. http://w.w.w.33333.ru/

10. http://w.w.w.mabiu.ru/

11. http://oodri.narod.ru/

12. http://w.w.w.sesia.com.ua./

13. http://agtustud.agtu.ru/

14. http://w.w.w.4izmerenie.com/

15. http://www.elitarium.ru/

16. http://tourlib.net/books

Информация о работе Обратная связь в коммуникативном процессе