Образовательные инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:45, контрольная работа

Описание

Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Содержание

Введение.
Понятие об инновациях в образовании
2. Управление образовательными инновациями
3. Роль инноваций в развитии школы
4. примеры применяемых инновационных образовательных средств
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

иннов. менеджмент 2 ГОТОВО!!!.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

     Новые механизмы управления направлены на то, чтобы использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования, освоение технологических инноваций содействовало:

  • резкому росту числа потребителей образовательных продуктов и услуг,
  • увеличению предложения продуктов и услуг в сфере образования в ходе развития новых форм обучения, неформального образования,
  • развитию конкуренции между различными учебными заведениями, всеми, кто предлагает образовательные продукты и услуги, их борьбе за потребителя.

     Под воздействием современных образовательных  технологий и развития рыночных механизмов в России формируются экономические  инновации в области образования, а именно:

  • новые механизмы государственного финансирования образования
  • диверсификация источников финансирования образования
  • студенческое самофинансирование
  • новые механизмы финансирования образования предприятиями
  • налоговое стимулирование инвестиций в сферу образования
  • новые механизмы оплаты труда в сфере образования
  • механизм экономии от масштаба образовательной деятельности.
 
 

     3. Роль инноваций  в развитии школы

     После того, как руководитель всесторонне  проанализировал ситуацию в школе, определил, какие результаты работы школы необходимо улучшить, у него, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, что для достижения одних и тех же целей, тех или иных результатов могут быть отобраны разные нововведения, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Казалось бы, такая логика размышлений очевидна, однако в реальной практике она часто не выдерживается. Вместо обоснованного подхода к выбору идей мы видим:

     - у одних - стремление почти  без всякого выбора внедрить, освоить буквально всё, чего  раньше не было, что где-то услышали, увидели (не случайно о таких  школах говорят, что они так  “бешено“ развиваются, что не  успевают нормально функционировать);

     - у других - стремление перепробовать,  освоить новое подряд, дабы таким  образом найти оптимальную для  своей школы идею. Это, фактически, работа вслепую (слепые пробы  и естественно - многочисленные  ошибки);

     - у третьих - стремление осваивать непременно то, что осваивают соседи из окрестных школ для того, чтобы выдержать конкуренцию в борьбе за контингент учащихся, за хорошее мнение родителей, руководителей органов управления образованием своего округа;

     - у четвёртых - отчётливо прослеживается стремление любой ценой не отстать от моды, быть на её гребне, а потому они очертя голову стремятся к статусу инновационной школы и непременно с вычурным, сложным названием;

     - у пятых - готовность принять  к осуществлению любую рекомендацию, любое указание местных органов управления образованием, касающееся освоения той или иной новой идеи.

     Нетрудно  понять, что все эти подходы  к нововведениям в школе чреваты  серьёзными издержками, такими, как  колоссальные перегрузки детей и  учителей, снижение успеваемости по тем предметам, которые не охвачены “экспериментальной“ работой, поскольку освоение неактуальной, неоптимальной чужой идеи, да ещё освоение неграмотное отнимает у учителей, охваченных этой деятельностью, все силы и время, что неизбежно приводит к дестабилизации педагогического процесса.

     Но  если руководителю все эти подходы  не характерны, он понимает их ущербность и хочет обоснованно выбрать  оптимальные именно для своей  школы идеи развития.

     Выбор идей реализуется путём их обсуждения, продумывания группой компетентных лиц- экспертов (это наиболее зрелые и прогрессивные работники школы, приглашённые специалисты). Он включает сравнительную оценку идей по ряду параметров и является творческим актом. Оценка идей может осуществляться как с помощью мысленного экспериментирования, так и на основе разработки проектов деятельности предполагаемых участников преобразования.

     Необходимо  продумывать весь организационный  механизм выбора идей, включающий сбор предложений учителей, детей и  родителей с помощью собеседования и анкетирования, выявление предпочтений всех групп людей, участвующих в инновационном процессе, обсуждение отобранных инноваций на заседаниях методобъединений, творческих микрогрупп, кафедр, а в случае необходимости - на заседании педсовета. Идти в достижении цели руководитель должен не только и не столько от себя, сколько от других - исполнителей, реализаторов будущих нововведений. Очень важно, чтобы именно они сами участвовали в поиске, оценивали и выбирали новые идеи для освоения. Иначе их работа не будет иметь нужной мотивировки и не будет никакого обновления в способах управления инновациями в школе. На этом этапе работы руководителю может быть полезна таблица, в которой каждым учителем определено, каким способом он будет развивать инновацию в каждом конкретном объекте обновления (например, в содержании математического образования учитель может развивать свой опыт, осваивать чей-то опыт, осваивать научные разработки или создавать свой опыт на основе инновационной идеи, т. е. проводить эксперимент.

     Анализ специальной литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении.

     Чёткое  представление о содержании и  параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют  как отдельным учителям, так и  руководителям учебных заведений  объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила школу к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением.

     Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах инновационной  среды - определённой морально-психологической  обстановки, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям. 
 
 

     4. примеры применяемых инновационных образовательных средств.

     Говоря  о конкретном опыте внедрения  инноваций в школе необходимо, прежде всего, отметить, что сравнительно успешному осуществлению этого  процесса способствует несколько факторов:

     1. В течение нескольких последних лет (2-4 года) произошла полная смена административного состава школы. Ни один из сегодняшних руководителей не имел опыта административной работы, что потребовало активного самообразования, и в частности, изучения позитивного опыта других учебных заведений как России, так и ближнего зарубежья. Одним словом, не было опыта, но и не было груза устоявшихся взглядов и сложившихся межличностных отношений.

     2. За последние годы произошел  значительный приток свежих сил,  что снизило долю консерватизма  в педагогическом коллективе и расширило круг единомышленников.

     Кому-то все инновации могут показаться само собой разумеющимися мероприятиями, но для школы это очень прогрессивные  шаги:

  • сложилась устойчивая система преподавания английского языка на первой ступени обучения (УМК "Enjoy English" М.З. Биболетовой и др.);
  • идет подготовка к введению билингвального обучения (внедрение немецкого языка на основе УМК Бим И.Л. "Шаги" в 5-м классе для детей, изучавших английский с первого класса);
  • переход на новые УМК по всем предметам, и соответственно, освоение авторских технологий;
  • введение предмета "Информатика" со 2-го класса;
  • широкое использование дистанционных форм работы (участие в конференциях, семинарах, олимпиадах, профиль-классах, курсах для учителей, проводимых Центром Дистанционного образования);
  • использование существующих и разработка собственных методик формирования классов с углубленным изучением отдельных предметов;
  • разработка учителями собственных элективных курсов;
  • разработка и проведение "Ярмарки элективных курсов";
  • введение триместров с установлением гибкой системы выбора предметов для зачета;
  • проведение внутришкольного конкурса "Урок года"; и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования. В основе их развития находятся две группы факторов:

    • объективные факторы - создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие ее результатов;
    • субъективные факторы связаны с субъектом инновационного процесса, с его готовностью к инновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов выступают ученые-педагоги, учителя и другие работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную направленность.

Библиографический список

 

1. Алексеева,  Л. Н. Инновационные технологии  как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3.

2. Бычков, А. В.  Инновационная культура/ А. В.  Бычков// Профильная школа. - 2005. - №  6.

3. Вохмянина,  С. М. По системе Марии Монтессори/ С. Н. Вохмянина// Педагогический  вестник. - 2002. - № 8 (299).

4. Гапоненко, А. В. Как организовать педагогическую поддержку самоопределения школьников: профориентация/ А. В. Гапоненко// Школа и производство. - 2006. - № 2.

5. Гребнев, Л.  С. Образование и будущее России  в многоконфессиональном мире/ Л.  С. Гребнев// Образование. 2005. - № 3.

6. Данилюк, А.  Я. Развитие педагогической антропологии  в контексте русской культурной  традиции/ А. Я. Данилюк// Педагогика. - 2003. - № 1.

7. Дахин, А.  Н. Российское образование: модернизация  или развитие?/ А. Н. Дахин// Народное  образование. - 2003. - № 2.

8. Дебердеева, Т.  Х. Новые ценности образования  в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в  образовании. - 2005. - № 3. -

9. Ерофеева, Н.  И. Управление проектами в образовании/  Н. И. Ерофеева// Народное образование. - 2002. - №5.

Информация о работе Образовательные инновации