Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:44, курсовая работа
Лидерство как и управление, является до некоторой степени искусством. До сегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов. Но различные модели и теории, которые рассматривает данная работа, помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству.
Введение. 3
I. Лидерство. Факторы эффективного лидерства. 4
1.1. Подход с позиции личных качеств. 5
1.2. Поведенческий подход. 6
1.3. Ситуационный подход. 6
II. Теория “X – Y”.
2.1. Автократичное руководство. Теория “X”. 7
2.2. Демократичное руководство. Теория “Y”. 8
2.3. Четыре системы Лайкерта. 10
III. Теория «путь – цель». 11
IV. Теория жизненного цикла. 13
V. Новое в теориях лидерства.
5.1. Атрибутивный подход. 14
5.2. Харизматический подход. 16
5.3. Преобразующее лидерство или лидерство для изменений. 18
Заключение. 19
Список использованной литературы. 20
Приложение. 21
II.
Теории “X – Y”.
2.1. Автократичное руководство. Теория “X”.
Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно аппелирует к потребностям более низкого уровня своих подчинённых, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют.
Дуглас МакГрегор, известный учёный в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией “X”. Согласно этой теории:
На основе таких исходных предположений, автократ обычно как можно больше централизирует полномочия, структурирует работу подчинённых и почти не даёт им свободы в принятии решений. Автократ также плотно руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.
Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает название «благосклонного автократа». Хотя он продолжает оставаться авторитарным руководителем, благосклонный автократ проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчинённых. Он может пойти даже на то, чтобы разрешать или поощрять их участие в планировании заданий, но сохраняя при этом за собой фактическую власть принимать и исполнять решения. И как бы благосклонен ни был этот руководитель, он простирает свой автократический стиль дальше, структурируя задания и навязывая неукоснительное соблюдение огромного количества правил, которые жестоко регламентируют поведение сотрудника.
Сторонники автократичного метода утверждают, что:
2.2. Демократичное руководство. Теория “Y”.
Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя. МакГрегор назвал их теорией “Y”:
Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчинённым.
Организации,
где доминирует демократичный стиль,
характеризуются высокой
Поскольку
демократичный лидер
Сторонники демократичного метода считают, что:
Между
удовлетворённостью и производительностью
существуют причинные отношения:
Стиль руководства Влияет на Влияет на качество
удовлетворённость работы организации
Демократичный
стиль, если его правильно применять,
всегда повышает степень удовлетворённости,
а большая удовлетворённость
всегда ведёт к более высокой
производительности труда.
2.3. Четыре системы Лайкерта.
Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства. Он рассчитывал, что эти четыре системы (см. прим.1) помогут классифицировать поведение руководителей. Они показывают промежуточные варианты стилей и характеризуются различной степенью авторитарного и демократичного стиля, необходимой для оказания влияния на людей, побуждая их к достижению целей организации.
Лайкерт
описывает руководителей, относящихся
к системе 1, как эксплуататорско-
Система
4 подразумевает групповые
Исследования
Лайкерта показали, что самые эффективные
руководители низового звена уделяли
внимание, прежде всего, человеческим
аспектам проблем, стоящих перед подчинёнными,
и создавали отношения, основанные на
взаимопомощи. Они продуманно разделяли
подчинённых на производственные группы
и ставили перед ними усложнённые задачи.
Они использовали групповое руководство
вместо традиционных индивидуальных бесед
с подчинёнными. Осуждая выгоды этого
стиля для сбытовой организации, Лайкерт
замечает: «Новые интересы, новые рынки
и новые стратегии продажи, открытые каким-то
одним специалистом по сбыту, тут же становится
достоянием группы, которые она развивает
и совершенствует… взаимодействие человека
с человеком на собраниях, где доминирует
руководитель, не создаёт групповой лояльности
и имеет гораздо менее благотворное воздействие
на мотивацию сбытовиков, чем групповое
взаимодействие и проведение собраний,
где принимаются решения».[4]
III.
Теория «путь – цель»
Митчелла и Хауса.
Термин «путь – цель» относится к таким понятиям теории ожиданий, как усилия – производительность – результаты (вознаграждение) и ощущаемая ценность вознаграждения в глазах подчинённого. По существу, подход «путь – цель» пытается дать объяснение тому воздействию, которое производит поведение руководителя на мотивацию, удовлетворённость и производительность труда подчинённого. Согласно этому подходу, руководитель может побуждать подчинённых к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей.
Приёмы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей:
Поначалу Хаус в своей модели рассматривал два стиля руководства: стиль поддержки и инструментальный стиль. Стиль поддержки аналогичен стилю, ориентированному на человека или на человеческие отношения. Инструментальный стиль аналогичен стилю, ориентированному на работу или на задачу.
Позже
профессор Хаус включил ещё два
стиля: поощряющий участие подчинённых
в принятии решений и стиль, ориентированный
на достижение. Стиль,
поощряющий участие, характеризуется
тем, что руководитель делится имеющейся
у него информацией со своими подчинёнными
и использует их идеи и предложения для
принятия решений группой. Сильный акцент
делается на консультации. Стиль,
ориентированный на
достижение, характеризуется постановкой
перед подчинёнными довольно напряжённой
цели, ожиданием, что они будут работать
в полную меру своих возможностей. Им также
напоминают о необходимости постоянно
повышать уровень своей индивидуальной
выработки. Хотя руководитель и стремиться
добиться высокой производительности,
он в то же самое время старается вселить
в подчинённых уверенность, что они способны
работать высокоэффективно.
Стиль руководства, наиболее соответствующий ситуации и предпочитаемый подчинёнными, зависит от двух ситуационных факторов: личных качеств подчинённых, а также требований и воздействий со стороны внешней среды.
Когда
у подчинённых наблюдается
Стиль
руководства, ориентированный на достижение,
считается более
В ситуациях, где характер задаче не вполне однозначен, предпочтительным является инструментальный стиль, который обеспечивает руководству выполнение заданий и который увеличивает и удовлетворённость, и производительность. Однако, для неоднозначных задач, которые уже структурированы, добавочное структурирование, идущее через инструментальный стиль, будет восприниматься как чрезмерный контроль. Поэтому более подходящим здесь был бы стиль поддержки. Аналогичным образом, если задача с самого начала приносит подчинённым удовлетворённость, стиль поддержки мало что добавит. Однако, если задание не вполне удовлетворяет подчинённых, стиль поддержки будет как раз уместен.
Информация о работе Общепринятые теории лидерства в менеджменте