Общепринятые теории лидерства в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание

Лидерство как и управление, является до некоторой степени искусством. До сегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов. Но различные модели и теории, которые рассматривает данная работа, помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству.

Содержание

Введение. 3
I. Лидерство. Факторы эффективного лидерства. 4
1.1. Подход с позиции личных качеств. 5
1.2. Поведенческий подход. 6
1.3. Ситуационный подход. 6
II. Теория “X – Y”.
2.1. Автократичное руководство. Теория “X”. 7
2.2. Демократичное руководство. Теория “Y”. 8
2.3. Четыре системы Лайкерта. 10
III. Теория «путь – цель». 11
IV. Теория жизненного цикла. 13
V. Новое в теориях лидерства.
5.1. Атрибутивный подход. 14
5.2. Харизматический подход. 16
5.3. Преобразующее лидерство или лидерство для изменений. 18
Заключение. 19
Список использованной литературы. 20
Приложение. 21

Работа состоит из  1 файл

kyrsovikom.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

   5.3. Преобразующее лидерство  или лидерство для изменений.

   Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно иначе (см. прим. 5). Лидер-реформатор мотивирует последователей путём повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор – это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведёт последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, он ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развитие.

   Модель  преобразующего или реформаторского  лидерства предполагает наличие  у лидера и последователей определённого  поведения, пригодного, по мнению разработчиков  модели, для творческого решения  проблемы в кризисной ситуации (см. прил. 6). Модель имеет ряд отличительных моментов.

   1. Признаётся необходимым для лидера  влиять на последователей через  привлечение их к участию в  управлении, быть самому частью  группы, организации, а не «стоять  над ней», с энтузиазмом поддерживать  совместные усилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияния эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении.

   2. Поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, то возникает серьёзная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же, наоборот, руководитель пойдёт на поводу у подчинённых. Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера-преобразователя.

 

   Заключение. 

   Проблемы  лидерства являются ключевыми для  достижения организационной эффективности. с одной стороны, лидерство рассматривается  как наличие определённого набора качеств, приписываемых тем, кто  успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой – лидерство – это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

   Не  любой менеджер использует лидерство  в своём поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

   Подходы к изучению лидерства различаются  комбинацией трёх основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение подчинённых. Каждый из подходов предлагает своё решение проблемы эффективного лидерства.

     Ранние традиционные теории предлагали  определять эффективное лидерство  на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения.  Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции в конечном счёте утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершённой теории. Подходы основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснить эффективность лидерства через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые теории попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационного подходов. Новые подходы концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.

 

   Список  использованной литературы: 

  1. Бовыкин в. м. «Новый менеджмент», М.1997 г.

2. Бодди  Д., Пэйтон Р. «Основы менеджмента», С.-П. 1999 г.

  1. Виханский О. С., Наумов А. И. «Менеджмент», М. 1999 г.
  2. Мескон М., Альберт М., Хедоу Ф. «Основы менеджмента», М. 1992 г.
  3. Русинов Ф. М., Разу М. Л. «Менеджмент», М. 1999 г.
  4. Ципкин Ю. А., Люкшинов А. Н., Эриашвили Н. Д. «Менеджмент», М. 2001 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Приложение. 

   Приложение 1. 

СИСТЕМА 1 СИСТЕМА 2 СИСТЕМА 3 СИСТЕМА 4
Эксплуататорско-авторитарная Благосклонно-авторитарная Консультативно-демокротическая Основанная  на

участии


 

   Приложение 2. 

        Стиль руководителя,

        ориентированный на

        участие подчинённых  в 

        принятии решений

        S3

        Продажа

        S2

         
         

        S4

        Делегирование

         
         
         
        S1

        Указания


   

   

         Высокая                                               Умеренная                                              Низкая

          М4                                       М3                                    М2                                       М1


           Зрелость  исполнителя (ей)

 

    Приложение 3. 

      Информация

      о поведении

      подчинённого

      • Отличительные особенности
      • Последовательность
      • Степень уникальности
      Восприятия

      лидера

      в отношении

      ответственности

      за ситуацию


     
 

     
 
 
 

   

     
 
 
 
 
 
 
 

 

    Приложение 4.

   

   

   

     

   

     

                                                                                  ОБОГАЩЕНИЕ

                                                                                                                                  ОТНОШЕНИЙ

     

   

                                                                           

   

           ОБЕДНЕНИЕ

          ОТНОШЕНИЙ 

   Таблица 1. 

Неэтический харизматический  лидер Этический харизматический  лидер
Использует  власть только в личных интересах Использует  власть в интересах других
Продвигает  только своё личное видение Строит своё видение в соответствии с нуждами  и стремлениями последователей
Пресекает критику в свой адрес Считается с  критикой и извлекает из неё уроки
Требует беспрекословного выполнения своих  решений Стимулирует у  последователей творческий подход к  делу и своим взглядам
Коммуницирует только в одном направлении: от себя вниз Поощряет открытую и двустороннюю коммуникацию
Нечуствителен к потребностям и нуждам последователей Научает, развивает  и поддерживает последователей, делит  свою славу с другими
Полагается  на удобные внешние моральные  стандарты для удовлетворения своих интересов Полагается  на внутренние моральные стандарты  для удовлетворения организационных  и общественных интересов

 

 

    Приложение 5.

   

        ЛИДЕР

        С ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ

        ХАРИЗМОЙ

         
        ЛИДЕР-

        ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ,

        РЕФОРМАТОР

        ЛИДЕР

        С ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ

        ХАРИЗМОЙ

         
        ТРАДИЦИОННЫЙ

        ЛИДЕР


   

     
 
 

   Приложение 6. 

   

     
 
 
 
 

     
 
 
 
 

     

   Следствия:

    • Совершение важных социальных и организационных изменений
    • Приложение последователями больших усилий
    • Проявление у последователей большей удовлетворённости
    • Усиление групповой, организационной сплоченности

Информация о работе Общепринятые теории лидерства в менеджменте