Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 06:13, реферат
Концепция обучающейся организации состоит в том, что, обучаясь, организация получает способности к тому, чего не могла делать до того, то есть изменяется и при этом меняет мир вокруг себя. При этом подразумевается не просто обучение отдельных сотрудников, но групповое обучение, приобретение группового знания.
Реферат
По дисциплине менеджмент
На тему: «Обучающаяся организация»
Студента группы 4Т-439
Офицерова Артура
Концепция обучающейся организации состоит в том, что, обучаясь, организация получает способности к тому, чего не могла делать до того, то есть изменяется и при этом меняет мир вокруг себя. При этом подразумевается не просто обучение отдельных сотрудников, но групповое обучение, приобретение группового знания.
В обучающейся организации рост знаний и совершенствование навыков происходит не только на индивидуальном, но и на коллективном уровне. Для нее характерно и необходимо также совершенствование способностей к обучению как таковых. Обучение персонала в ней происходит не только в более или менее традиционных формах, но и в процессе самой трудовой деятельности, которая включает взаимопомощь, обмен опытом и знаниями.
Наиболее прогрессивный вариант – это поддержка и обеспечение обучения каждого сотрудника на всем протяжении его работы. Это могут быть стажировки, внутренние и внешние обучающие курсы, лаборатории, мастер-классы, и так далее.
Обучающаяся организация по сути своей отлична от традиционной. В то время как традиционная организация опирается на власть, обучающаяся полагается на лидерство. Можно перечислить ряд основных различий между ними:
Традиционная организация |
Обучающаяся организация |
Статус работника определяет должность и полномочия |
Статус проистекает из знаний, умений, навыков. |
Управленческие решения принимаются на основе прецедентов и правил. |
Решения могут быть самыми различными в зависимости от оценки конкретной ситуации и ее видения. |
Работник рассматривается прежде всего как исполнитель с крайне ограниченными полномочиями по принятию решений. |
В пределах своих полномочий работник имеет право принимать самостоятельные решения. |
Конфликты считаются разрушительными, разногласия пресекаются. |
Дискуссии, разногласия вполне допустимы; отношения внутри организации не носят чрезмерно формального характера. |
Управление работниками как подчиненными, исполнителями. |
Управление работниками как партнерами. |
Сотрудничество между работниками разных подразделений крайне ограничено или вообще не существует. |
Культивируется дух всеобщего сотрудничества, отношения в коллективе в фокусе внимания.
|
Работники испытывают недостаток сведений и, как следствие, понимания общих целей организации. |
Цели и задачи организации специально обсуждаются и разъясняются на всех уровнях. |
Получение информации затруднено иначе как по неформальным каналам, так как она засекречена или недоступна по разным причинам. |
Коммуникация приветствуется, поддерживается и развивается по всей организации, между отдельными работниками и группами сотрудников. |
Существует ряд принципов и технологий, составляющих основу обучающейся организации. К ним относятся, по П. Сенге, который является автором самого термина «обучающаяся организация», следующие:
Совершенствование личного мастерства – человек совершенствует свои умения и ищет новых знаний не только по требованиям среды и обстоятельств, но по собственной инициативе, исходя из внутренней потребности в этом.
Создание общего видения – основывается на представлении о том, что для наибольшего успеха в достижении общих групповых целей необходимо общее ясное представление о желаемом будущем организации, которое было бы равно известно и разделяемо абсолютно всеми работниками. Это не только улучшает согласованность работы, но и порождает искреннюю личную заинтересованность в ее результатах.
Групповое обучение – предполагает создание группового знания, то есть обучение людей групповому взаимодействию на уровне отдельных команд и организации в целом. Осуществляется не только в форме тренингов и семинаров, но и в самом трудовом процессе посредством открытых диалогов, дискуссий, обмена опытом. Результат группового обучения – синергетический эффект, когда группа становится чем-то большим, нежели простой совокупностью людей, и ее знания, соответственно, превосходят простую сумму знаний каждого входящего в нее человека.
Выявление преобладающих ментальных моделей – под ментальными моделями здесь понимаются имплицитные, неявные и невыраженные, порой даже не осознаваемые представления, убеждения, верования, присущие людям. Такие ментальные модели могут мешать людям обучаться, так как с ними вступают в конфликт новые способы действий. Анализ существующих стереотипов и ментальных штампов необходим для успешного внедрения изменений.
Системное мышление –
подытоживает все вышеперечисленное,
подразумевая способность к глубокому
и всестороннему пониманию
Американским исследователем
М. Педлером также был описан ряд
признаков обучающейся
1. Гибкость в выработке
стратегий. Стратегия
2. Сотрудники активно участвуют
в разработке стратегий и
3. Открытость информации. Организация
открыта для информации извне
и столь же легко
4. Контроль и учет способствуют развитию организации. Системы учета и контроля строятся на этом принципе, имеют обучающую функцию.
5. Подразделения оказывают друг
другу услуги в рамках
6. Гибкая система поощрений. Понятие «вознаграждение» понимается шире, чем «оплата труда». При этом вознаграждение зависит от вклада работника в общие результаты, а формы приемлемых вознаграждений определяются коллективным опытом.
7. Структура организации
открывает возможности:
8. Сбор и анализ
информации о том, что
9. Присутствует постоянный
обмен опытом с клиентами и
партнерами – организация
10. Атмосфера способствует
обучению. Сама корпоративная культура
в основе своей такова, чтобы
поощрять работников к
11. Возможности для
саморазвития сотрудников.
Обучающиеся организации
имеют более высокую
В обучающейся организации происходит не простое накопление знаний, но опыт их использования, создаются новые идеи, представления и способы действий. Суть не в простом повышении квалификации, но в наращивании потенциала гибкости, изменчивости, адаптивности. Решая любую текущую задачу, обучающаяся организация ставит перед собой не только цель достижения нужного результата, но и обучение в процессе решения задачи. Такие организации также иногда определяются, как интеллектуальные организации, в том смысле, что им присущи высокие способности получения информации, ее анализа, интерпретации, использование и, в конечном итоге, генерации новой информации, новых идей.
Важность именно группового обучения в организации состоит в том, что вложения в человеческий капитал могут быть легко потеряны в случае увольнения работников, если знания имеют характер индивидуального достояния, а не группового. Это определяет важность предотвращения текучки кадров, а значит, требует эффективного и профессионального управления.
Одним из методов функционирования и развития обучающейся организации является корпоративное обучение. Оно может осуществляться в разных формах, как традиционных, так и в форме наставничества, мозговых штурмов, разбора кейсов. Насколько эффективным будет корпоративное обучение, зависит от ряда факторов. К ним относят потенциал наставничества, проницаемость границ внутри организации, культуру обучения и информационную инфраструктуру.
Наставничество – это
Внутриорганизационные границы – отражают степень свободы движения идей, людей в рамках организации, возможность создания сообществ. Чем выше эта свобода, тем больше возможностей и конкурентных преимуществ имеет организация. Наивысших успехов достигают организации, в чьё развитие могут вносить свой вклад абсолютно все сотрудники. Это подразумевает в том числе широкие возможности самостоятельного принятии решений сотрудниками в рамках своей непосредственной работы. Необходимо также существование общей картины будущего, системы целей, которые известны всему персоналу, а также механизмы содействия превращения индивидуального опыта в общее знание.
Информационная инфраструктура является как раз совокупностью таких средств и механизмов, существующей помимо личных контактов, и включает в себя документацию и отчетность, компьютерные конференции, внутреннюю почту, компьютерные обучающие системы, и многое другое.
Культура обучения – это среда, благоприятствующая обучению и развитию. Она включает в себя как ценности, установки, традиции, стратегии, конкретные стандарты и планы относительно обучения, так и инфраструктуру обучения – каналы распределения ресурсов, и так далее.
Некоторые организации создают
собственные корпоративные