Обучение персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 19:47, дипломная работа

Описание

В современных условиях быстрого устаревания профессиональных навыков способность организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников является одним из важнейших факторов успеха. Управление профессиональным развитием превратилось в последние два десятилетия в важнейший элемент управления современной организацией. Формами профессионального развития являются - планирование и развития карьеры, подготовка резерва руководителей, профессиональное обучение.
В последние двадцать лет большинство ведущих организаций взяли на себя основные функции обучения сотрудников. Многие из них создали постоянно действующие учебные центры, институты и университеты. Сегодня организации рассматривают профессиональное обучение как непрерывный процесс, оказывающий непосредственное влияние на достижение организационных целей, и управляют им соответствующим образом.

Содержание

Введение
1. Анализ потребностей в подготовке и переподготовке управленческого персонала
2. Планирование процесса переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала
2.1 Стратегическое (перспективное планирование)
2.2 Оперативное планирование
3. Программа обучения
3.1 Основные методы обучения
3.2 Современные формы профессионального обучения в Российской Федерации
4. Оценка качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Обучение персонала.docx

— 40.10 Кб (Скачать документ)

 

 Определить возможности  обучения труднее, чем обозначить  проблемы. Всегда легче смириться  с существующим положением, ограничившись  лишь слабым ворчанием, а если  Вы к тому же не уделяли  в прошлом должного внимания  обучению, то вряд ли такой  способ улучшения ситуации придет  Вам на ум.

 

 Постановка целей обучения  представляет собой основной  момент, который должен определять  потребности обучения. Цели определяют, какие функции сможет выполнять  стажер, успешно закончивший программу  обучения. Они, таким образом,  обеспечивают концентрацию усилий как стажера, так и преподавателя и являются отправной точкой для оценки успешности программы обучения.

 

 

3.1 Основные методы обучения

 

 

 А. Обучение на рабочем  месте подразумевает обучение  в процессе фактического выполнения  определенной работы. В конечном  итоге каждый сотрудник проходит  в той или иной степени обучение  на рабочем месте.

 

 Существует несколько  видов обучения на рабочем  месте. Наиболее известный - метод  инструктажа или дублирования. В  этом случае работника обучает  более опытный сотрудник или  непосредственный руководитель. На  низ них уровнях инструктаж  может представлять собой лишь приобретение работником необходимых навыков управления оборудованием под наблюдением начальника. Однако, этот метод применяется и на высшем управленческом уровне. Этот метод относительно недорог; стажеры обучаются в процессе работы, отпадает необходимость в организации дорогостоящих классов или использовании программных средств обучения. Метод так же упрощает обучение, поскольку стажеры учатся, выполняя фактическую работу и получая быструю обратную связь.

 

 Однако при организации  программ обучения на рабочем  месте необходимо учитывать несколько  факторов, имеющих отношение к  преподавателям. Они сами должны  быть подготовлены и обеспечены  необходимыми учебными пособиями.  Опытные рабочие, отбираемые в качестве преподавателей, должны хорошо знать методы обучения, в особенности принципы обучения.

 

 Б. Производственный  инструктаж включает определение  всех шагов, необходимых для  выполнения той или иной работы  в необходимой последовательности. Весте каждым шагом также отмечаются  соответствующие "ключевые моменты" (если они встречаются). Эти шаги  показывают, что должно быть сделано, тогда как ключевые моменты говорят о том, как это делается и почему.

 

 В. Лекции. Чтение лекций  имеет ряд преимуществ. Оно  представляет собой быстрый и  надежный способ передачи знания  большим группам обучающихся.  Проведение лекций в отличие  от использования печатных материалов (книги и пособия), не вязано  со значительными расходами и позволяет организовать дискуссию.

 

 Д. Аудиовизуальные  средства являются более дорогими, чем обычные лекции, но дают  ряд преимуществ. Целесообразно  их использование в следующих  ситуациях: при необходимости  проиллюстрировать некоторую последовательность  действий во времени; при необходимости  обучающимся процессы. Которые нельзя  показать во время лекций; при  проведении обучения в масштабах  целой организации, когда перемещение  стажеров с места на место  слишком накладно.

 

 Е. Программируемое  обучение. Вне зависимости от  того, что используется при обучении - учебник или компьютер - программируемое  обучение выполняет три функции:

 

Постановка вопросов, фактов или проблем ученику;

 

 Предоставление возможности  ответа респонденту;

 

 Обеспечение обратной  связи в отношении точности  ответов.

 

 Основным преимуществом  программируемого обучения является  уменьшение времени обучения  примерно на одну треть. В  рамках принципов обучения, программируемые  инструкции могут также облегчить  процесс обучения, поскольку они  позволяют ученику самому задавать  темп обучения, обеспечивают немедленную обратную связь и снижают риск ошибки. С другой стороны. В процессе программируемого обучения ученики узнают не намного больше того, что могли бы изучить по книгам. Поэтому при определении стоимости разработки пособий программного обеспечения для программируемых инструкций должен учитываться тот факт, что эти инструкции способны ускорить, но не улучшить обучение.

 

 Ж. Иллюстрированные  лекции. В системе повышения квалификации  кроме обычных лекций и семинаров  все чаще пользуются "иллюстрированные  лекциями".

 

"Иллюстрированная лекция" – это особая форма преподавания, при которой. В отличие от  обычной лекции, монолог преподавателя  постоянно перемежается ответами  на вопросы, часть которых провоцируется  игровыми приемами, тренингами, передачей  управления слушателям. Теоретические положения непременно должны сопровождаться иллюстрациями: примерами, проигрыванием ситуаций, и т.д.

 

 Преподаватель при  этом не должен иметь твердого  плана лекции или программы  занятий, так как только случившееся  непосредственно в данной аудитории  определяет, в каком направлении  пойдет лекция. Преподаватель постоянно  возвращается к одним и тем  же тезисам, рецептам, приемам  примерам и вопросам, но каждый  раз с разных сторон. Таким  образом, он выявляет новые  аспекты, уточняет каждый раз  какие-нибудь детали, приучает аудиторию  замечать малейшие смещения акцентов. Задача преподавателя – не  позволить слушателям запомнить  материал до тех пор, пока  он не будет ими правильно  понят. Главное в такой лекции  – понимание материала и приобретение  умений.

 

 З. Дистанционное обучение.

 

 Дистанционное обучение  – это вид индивидуального  заочного обучения, когда необходимо  перемещение средств обучения  из учебных центров на места  хозяйственной деятельности организации.  Оно не только способствует  процессу повышения квалификации  персонала, но и позволяет ему рационально распределять свое рабочее время. Кроме того, если возникнет потребность прервать процесс переподготовки, то обучаемый впоследствии может возобновить его, начиная с соответствующего раздела программы. Это является преимуществом перед другими методами средствами обучения.

 

 Еще одним преимуществом  дистанционного обучения, безусловно, является возможность для управленца  повысить свою квалификацию непосредственно  на рабочем месте. Особенно  важно также и то, что обучаемый может сразу же применять полученные им знания, навыки и умения непосредственно в своей практической работе.

 

 Для достижения этих  целей слушатель получает комплект  материалов дистанционного обучения. Предусматривается обратная связь  между обучаемым и преподавателями,  а также организаторами подготовки. Все обучение при этом разбито  на две части – обучение  теоретическое и практическое.

 

 

3.2 Современные формы профессионального  обучения в Российской Федерации

 

 

 Система профессионального  образования в России постепенно  изменяется. Она основана на Законе  РФ "Об образовании".Образование  в стране строится на базе  общеобразовательных и профессиональных  программ.

 

 К общеобразовательным  программам согласно ст. 9 Закона  РФ "Об образовании" относятся  программы:

 

 • дошкольного образование;

 

 • начального общего  образования;

 

 • основного общего  образования;

 

 • среднего (полного)  общего образования.

 

 Профессиональные программы  делятся на программы:

 

 • начального профессионального  образования;

 

 • среднего профессионального  образования;

 

 • высшего профессионального  образования;

 

 • послевузовского  профессионального образования.

 

 Профессиональная подготовка  осуществляется в образовательном  учреждении, по перечням профессий  и специальностей, устанавливаемых  Правительством РФ, и по уровням  образования. Таких уровней несколько.

 

1. Профессиональная подготовка.

 

 Профессиональная подготовка  не предусматривает повышения  образовательного уровня обучающегося. Она имеет целью ускорение  приобретения навыков, необходимых  для выполнения определенной  работы, группы работ. Такая подготовка  может, получена в профессиональных училищах, а также на предприятиях, в учреждениях, организациях, где профессиональной подготовкой занимаются образовательные подразделения, получившие лицензии на образовательную деятельность.

 

2. Высшее профессиональное  образование.

 

 Целью высшего профессионального  образования – подготовка и  переподготовка специалистов соответствующего  уровня, удовлетворение потребности  личности в углублении и расширении  образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального  образования. Высшего профессиональное образование может дать лишь высшее профессиональное образовательное учреждение (высшее учебное заведение).

 

 Структура высшего  профессионального образования  включает три уровня.

 

 Первый уровень –  это неполное высшее образование.  Оно считается завершенным по  окончании не менее двух первых  лет обучения. По окончании срока  обучения студенту выдается диплом с приложением, в котором приводятся конкретный объем и содержание неполного образования.

 

 Профессиональное образование  любого уровня должно обеспечивать  получение обучающимися профессии  и квалификации согласно ч. 3 ст. 14 Закона РФ "Об образовании".Таким  образом, первый уровень высшего  профессионального образования  должен дать профессию и квалификацию.

 

 Второй уровень –  этот уровень высшего профессионального  образования дает подготовку  по основной профессиональной  образовательной программе и  обеспечивает подготовку специалиста  с квалификацией бакалавр.

 

 Основная образовательная  программа включает следующие  элементы обучения:

 

1) гуманитарные дисциплины;

 

2) социально-экономические  дисциплины;

 

3) естественно-научные дисциплины;

 

4) общепрофессиональные  дисциплины;

 

5) специальные дисциплины;

 

6) практика, имеющая профессиональное  назначение.

 

 Нормативный срок обучения  составляет не менее четырех  лет. Выпускнику выдается диплом  и присваивается квалификация  бакалавр.

 

 Третий уровень –  этот уровень осуществляется  по основным профессиональным  образовательным программам двух  типов. Подготовка осуществляется  с квалификацией магистр или с традиционно указываемой квалификацией инженер, учитель, экономист. Обобщенное наименование этих квалификаций – специалист. Общий срок обучения по этим программам составляет не менее шести лет. Выпускнику выдается диплом с присвоением квалификации магистр.

 

3. Послевузовское профессиональное  образование.

 

 Послевузовское профессиональное  образование получают в аспирантуре,  адъюнктуре, создаваемых при образовательных  учреждениях высшего профессионального  образования научных учреждениях.  По завершении послевузовского  образования, защиты квалификационной  работы (диссертации, совокупности работ) присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ об образовании.

 

4. Дополнительное образование.

 

 Дополнительные образовательные  программы реализуются в целях  удовлетворения образовательных  потребностей граждан, общества, государства. Основной задачей  дополнительного образования является  непрерывное повышение квалификации  рабочего , служащего, специалиста в связи с постоянным повышением образовательных стандартов.

 

 К образовательным  учреждением, реализующим дополнительное  образовательные программы, относятся:

 

учреждения повышения квалификации;

 

курсы;

 

центры профессиональной ориентации;

 

музыкальные и художественные школы;

 

дома детского творчества;

 

школы искусств и др.

 

 Для реализации дополнительных  образовательных программ необходима  лицензия. Кроме того, следует отметить, что организация может заниматься  профессиональной подготовкой, лишь  получив лицензию. В этом случае  она может выдать обучающемуся  документ о профессиональной подготовке. Без выдачи документа организация может обучать своих работников по самостоятельно разрабатываемым программам.

 

 Чтобы иметь право  выдавать документ о профессиональном  образовании на уровне начального, среднего, высшего образования, организация  обязана создать образовательное  учреждение по правилам Закона  РФ "Об образовании".

 

 

4. Оценка качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации  управленческого персонала.

 

 Влияние повышения  квалификации управленческих кадров  на производство состоит в  том, что кадры, обладающие  необходимым объемом знаний, умений  и навыков, обеспечивают более  высокую производительность и  качество труда при рациональном  использовании материальных ресурсов. Поэтому воздействие переподготовки кадров на производство зависит не только от количества обученных, но и от качества обучения.

 

 Выделяют три слагаемых  качества профессионального обучения: качественный состав обучаемых;  качественный состав педагогических  кадров; современный уровень учебно-материальной  базы. Воздействуя на них, можно  в определенной мере улучшать  переподготовку и повышение квалификации персонала.

 

 Большую роль играет  система отбора слушателей, направляемых  на переподготовку. Рекомендуется  учитывать такие факторы, как  возраст, личностный потенциал,  степень мотивированности переподготовки, восприимчивость к обучению, вероятность  образования вакансий и т.д.

Информация о работе Обучение персонала