Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:02, реферат
К сожалению, на большинстве предприятий и организаций оценка не только кандидатов на вакантные места, но и действующего персонала проводится в значительной мере субъективно. Более того, оценка руководителем своего подчиненного остается по существу доминирующим фактором. Даже если применяются специальные методы: анкетирование, фотография рабочего дня, собеседования и т. д.
Оценка персонала:
объективные и субъективные факторы
Суть проблемы
– в отсутствии достаточно объективной
базы оценки персонала. Под определением
«объективной» понимаются условия,
при которых результат
К сожалению, на
большинстве предприятий и
Наконец, весьма
сложна психологическая составляющая
оценки персонала, поскольку как
сами методы получения данных, так
и их трактовка есть результат
деятельности конкретной личности, и следовательно,
носят субъективный характер.
Субъективность
психологических тестов и спорность
полученных с их помощью результатов
– предмет многократного
По существу,
сами понятия «работо-способность»,
«настойчивость», «внимательность», «дисциплинированность»
и аналогичные другие являются субъективными
оценочными категориями, поскольку представляют
собой в основном стереотипы общественного
мнения. То, что в отдельных случаях можно
сравнить двух работников по какому-либо
признаку, сказав, что у одного он более
высокого значения, чем у другого, вовсе
не означает, что такое сравнение всегда
возможно. В самом деле, можно ли совокупность
определенных качеств обозначить общей
категорией «трудоспособность»? Что вообще
под этим подразумевается и есть ли уверенность,
что разные исследователи под одним и
тем же определением понимают нечто общее,
единое?
Ответов на эти
и многие другие вопросы пока нет,
а следовательно, и не может быть полной
уверенности в том, что эти категории действительно
имеют объективный характер.
Неопределенность
в оценках становится очевидной
при конфликтной ситуации, которая
иногда может перейти в судебное
разбирательство. Тогда вопрос об адекватности
выбранных критериев оценки персонала
из чисто научного спора может
превратиться в сугубо юридический. При
этом если организаторы процедур оценки
работника будут ссылаться на несоответствие
его определенным критериям, в частности,
таким как «способность работать в команде»
или «умение управлять людьми», то истец
вправе потребовать юридического обоснования
этих критериев. Это означает, что ответчику
(собственнику или руководителю организации)
нужно будет представить документы (правовые,
методические), в которых органами, наделенными
соответствующими полномочиями (Министерство
труда и социального развития, Министерство
юстиции), определен точный смысл той или
иной качественной профессиональной характеристики.
Сказанное, однако,
не означает, что сомнения в объективности
методик (а следовательно, и в их эффективности)
лишают руководителя возможности применять
те или иные критерии оценки персонала.
И диктуется это не столько субъективными
намерениями, сколько требованием повышения
эффективности деятельности организации
в целом.
Критерием объективности
и целесообразности методик оценки
персонала в данном случае может
служить многолетний и
Несовершенство
«объективок»
Согласно языковой
практике субъективные оценки признаются
неточными, тенденциозными и недостаточно
надежными по сравнению с объективными,
т. е. основанными на статистических данных.
К таковым относят количественно измеряемые
показатели (объем выполнения работником
своих производственных функций, уровень
выполнения плановых заданий и т. д.) Тем
не менее индивидуальное мнение о профессионализме
работника в ряде случаев может быть достаточно
объективным и полным, а, в свою очередь,
количественные показатели – далеко не
точными и не полными.
С методической
точки зрения, преимуществом объективных
показателей является их юридическая
доказательность, а недостатком
– громоздкость процесса сбора данных,
их обобщения и придания им юридического
статуса (разработка и утверждение
учетных форм, согласовательные подписи,
контроль за самим этим процессом). Словом,
объективные показатели в большинстве
своем носят формальный характер. Отсюда
их лишь относительная точность.
При факторной
экспертной оценке персонала число
факторов (критериев) всегда более одного,
и соответственно повышается их точность
и полнота. Но растут трудоемкость и
стоимость оценочных работ. Поэтому
вполне приемлемо совмещение экономичных,
естественных, объективных показателей
с факторной экспертной оценкой.
Существенным
недостатком систем оценки персонала,
основанных на объективных показателях,
является противоречие между видимостью
объективности измерения и
Другой недостаток
этих систем – усиление формального
отношения сотрудников к
Кроме того, налицо
прямая связь показателей с оплатой
труда, что также приводит к нежелательным
результатам. Так, введение показателя
«процент выполнения плана» побуждает
работников принимать заниженные планы,
показатель «подготовка аналитических
материалов и предложений в вышестоящие
органы» побуждает работников увеличивать
их количество или объем текста (печатные
листы). Введение показателя «участие
в семинарах-совещаниях» с
В итоге, как
показывает опыт, руководители отказываются
от подробных изощренных «объективных»
методик оценки персонала и переходят
на простые, основанные на здравом смысле
и экспертных методах, системы.
Цикличность оценки
Любой управленческий
процесс имеет циклический
Неотъемлемой
частью работы с персоналом является
кадровое планирование. Однако для
того чтобы работа организации была
эффективной, необходимо стремиться к
оптимальной численности
Исходный этап
работы с персоналом – набор и
отбор кадров. Отбор персонала
на предприятие осуществляется в
соответствии с квалификационно-должностными
требованиями, а также требованиями
к личностным качествам специалиста.
Для определения соответствия кандидатов
предъявляемым требованиям
Результаты оценки
претендента определяют, во-первых,
быть ли ему принятым на службу, и, во-вторых,
на какую должность целесообразно
определить его. После прохождения
испытательного срока вновь возникает
вопрос о судьбе специалиста и
вновь руководителю приходится заниматься
расстановкой кадров. Через определенный
промежуток времени служащий проходит
процедуру оценки результатов его
деятельности, умению работать в команде.
Анализ материалов оценки и сопоставление
качеств с результатами тестирования
при приеме на работу позволяют скорректировать
требования к кандидату на данную
должность.
В основе данного
цикла – организация исполнения
работы, расстановка кадров и, соответственно,
оценка персонала. Это позволяет
выявить недостатки в организации
исполнения работ, во взаимодействии руководителя
и подчиненного, определить предрасположенность
специалистов к решению определенных
задач. Анализ полученных данных является
основанием для принятия управленческих
решений по расстановке кадров, изменению
стиля руководства, внесению изменений
в организацию деятельности и
т. д.
Тут же и мотивационный
вопрос: кого из специалистов повысить
в должности, кому увеличить оклад,
кто достоин морального поощрения
и т. д. Такой подход к вопросам
мотивации труда позволяет
Следующий цикл
в оценке персонала – выявление,
каких знаний и каких навыков
недостает тому или иному работнику
для эффективной работы. Обобщение
и анализ материалов оценки позволяет
как разработать программу развития конкретного
специалиста, так и скорректировать планы
и программы подготовки и переподготовки
работников.
Таким образом,
объективная оценка персонала, являясь
одним из направлений работы в
системе кадрового менеджмента,
занимает особое положение, поскольку
замыкает на себя все циклы управления
персоналом. Посредством оценки персонала
осуществляется обратная связь между
руководителем и исполнителем. Отлаженная
система периодической оценки персонала
предприятия не только стимулирует
возникновение позитивных тенденций
в кадровой деятельности, но и препятствует
развитию негативных явлений.
Субъективная
же оценка важна для решения задач,
стоящих перед руководителем
в сфере управления персоналом. Такая
оценка осуществляется в ходе собеседования
руководителя с непосредственным подчиненным
по определенной программе. При этом
начальник оценивает:
·
результаты деятельности подчиненного
за прошедший период работы;
·
личные его достоинства как
·
возможности улучшения работы;
·
потребность в специальном
В результате формулируются
задачи подчиненному на предстоящий
период, выясняются его ожидания в
карьерном росте и выставляется
общая оценка.
Начальники отделов
проводят текущую оценку своих работников,
как правило, два раза в год. Сами
начальники отделов, заместители начальника
департамента подвергаются оценке профессионализма
раз в год. По результатам оценки
принимаются решения
Таким образом,
разные по целям оценки разведены
во времени, что позволяет руководителю
проще строить свои отношения
с подчиненным в процессе собеседования.
Тут руководитель выступает в
роли судьи, строгого оценщика, в руках
которого находится решение таких
жизненно важных для подчиненного вопросов,
как уровень оплаты и премирования
труда, должностное продвижение.
Но руководитель
может выступать в отношении
подчиненного и в роли старшего товарища,
советчика, наставника, помогающего
его профессиональному
Основные моменты
собеседования документируются
в оценочной форме и