Оплата труда муниципальных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:29, доклад

Описание

Целью настоящей работы является определение нормативно-правовой базы вопросов оплаты труда муниципальных служащих, сравнение и анализ уровня оплаты труда служащих по России и на уровне Нижегородской области.

Работа состоит из  1 файл

Эссе.docx

— 46.09 Кб (Скачать документ)

  Министерство образования и науки РФ 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ.Н.А.ДОБРОЛЮБОВА 

Кафедра «Экономика и управление» 
 

Эссе 
 

                          На тему: «Оплата труда муниципальных служащих» 
 

                               
 
 
 
 
 
 

                                                                                             Студент: Трифонова Юлия Юрьевна

                                                                                                                   Группа: 508 ГМУ 

                                                                                   Преподаватель: Бутина Раиса Ивановна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Нижний Новгород 2011

    Эффективность деятельности любой организации во многом определяется качеством работы персонала. В современных условиях в России одним их основных инструментов привлечения и мотивации сотрудников является уровень заработной платы. Актуальность рассмотрения вопроса об оплате труда государственных и муниципальных служащих объясняется тем, что, это напрямую влияет, во-первых, на уровень коррупции в учреждениях (что доказано западным опытом), и, во-вторых, на повышение эффективности государственного управления. Это, в свою очередь, положительно влияет на развитие экономики и, тем самым, приводит к росту основных экономических показателей. Существует и нематериальная выгода от оптимизации уровня оплаты труда муниципальных служащих– это предоставление более доступных и качественных услуг населению.

         Объектом данной работы является  персонал государственных и муниципальных  учреждений, а предметом- оплата труда государственных и муниципальных служащих.

                  Существует несколько подходов к вопросу о том, какие группы служащих нуждаются в повышении заработной платы и о том, каким должно быть это повышение. Часть исследователей считает необходимым повышение заработной платы только лицам, принимающим решения; другая часть не согласна и считает, что уровень оплаты существующем уровне удовлетворителен; третьи предлагают повысить заработную плату только тем чиновникам, которые занимают старшие и младшие государственные должности.

    Неточное  определение масштаба повышения  заработной платы чревато большими потерями. Недостаточное повышение  может не дать эффекта, и, значит, затраченные  средства пропадут зря. Слишком большое  повышение также приведет к очевидным  ненужным затратам. Именно поэтому  к такому шагу надо подходить основательно, базируясь на обоснованных рекомендациях.

    Целью настоящей работы является определение  нормативно-правовой базы вопросов оплаты труда муниципальных служащих, сравнение и анализ уровня оплаты труда служащих по России и на уровне Нижегородской области.

    Исследование, лежащее в основе работы, включает анализ статистических данных по Российской Федерации и социологический анализ проблемы повышения уровня заработной платы государственных служащих.

    Основные  понятия, нормы и принципы оплаты труда содержатся в правовых актах  Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", «оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации».[4]

    Органы  местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления  устанавливаются муниципальными правовыми актами.

    Денежное  содержание муниципальных служащих состоит из:

    1) ежемесячного денежного вознаграждения;

    2) ежемесячного денежного поощрения; 

    3)ежемесячной  процентной надбавки за работу  со сведениями, составляющими государственную  тайну;

    4)ежемесячной  процентной надбавки за работу  в районах Крайнего Севера  и приравненных к ним местностях;

    5)ежемесячной  надбавки по районному коэффициенту  за работу в районах Крайнего  Севера и приравненных к ним  местностях;

    6) премий за выполнение особо  важных и сложных заданий, к  юбилейным датам и праздничным  дням;

    7) премии по результатам работы  за год; 

    8)единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда;

    9) иных надбавок в соответствии  с федеральным законодательством.

    Еще одним законодательным актом, регулирующим правоотношения в данной сфере, являются «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном  уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных  учреждений на 2011 год».

    Системы оплаты труда работников государственных  и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях  формируются в соответствии с 2 основными  принципами:

    «а) верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории Российской Федерации.

    б)обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером.»[5]

       Перейдем к рассмотрению конкретных  финансовых показателей в данной  сфере. Среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих в январе-сентябре 2011г. составила 28,5 тыс.рублей (105,0% к январю-сентябрю 2010г.), муниципальных служащих - 25,9 тыс.рублей (107,4% к январю-сентябрю 2010г.). Более подробные данные представлены в Приложении 1. Как следует из приведенной информации, существует значительный разрыв в зарплате муниципальных служащих органов законодательной и исполнительной власти- у первых оплата труда выше почти на 6 тыс.руб. Показательно, что и рост оплаты труда служащих законодательных органов идет быстрее (на 0.2 %).[10]

          Данный показатель представлен подробнее- в разбивке по федеральным округам- в Приложении 2. Здесь можно заметить, что самой высокой является заработная плата гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Дальневосточном федеральном округе, она составляет 37450 руб., что примерно на 12 тыс.руб. выше среднероссийского показателя. Касательно темпа роста зарплаты этой группы служащих, он выше всего в Центральном федеральном округе- на 6 % выше среднероссийского. При этом заработная плата остается там относительно невысокой. Самая низкая заработная плата по данному показателю у служащих в Северо-Кавказском Федеральном округе – 20000 тыс.руб., причем уровень роста также один из самых низких.[10]

    Касательно  заработной платы гражданских служащих органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, этот показатель значительно выше и в Дальневосточном  круге достигает 53831 руб., в то же время по темпу роста лидирует Уральский федеральный округ- 11.7 %,что на 2 % больше общероссийского показателя. Наименьшая заработная плата, как и по первому показателю, у служащих в Северо-Кавказском федеральном округе.

    Лидером в оплате труда муниципальных служащих органов местного самоуправления с исполнительно-распорядительными функциями является Уральский федеральный округ, с уровнем оплаты в 42674 руб. и приростом в 93 %. Регионом-аутсайдером, как и по многим другим показателем, здесь является Северо-западный федеральный округ- в нем заработная плата составляет всего 17620 руб., то есть практически в 2.5 раза ниже, чем в регионе-лидере и примерно на 7 000 руб. ниже общероссийского уровня.[10]

    Можно сделать вывод о том, что наиболее благополучная ситуация  в области  оплаты труда гражданских и муниципальных  служащих складывается в Дальневосточном  и Уральском федеральных округах, а  кризисная- в Южном и Северо-западном федеральных округах. В то же время при анализе данных показателей необходимо учитывать уровень жизни населения и стоимость потребительской корзины в различных округах, что оказывает существенное влияние на суммы данных выплат.

        Для анализа общероссийского уровня оплаты труда по субъектам федерации рассмотрим диаграмму 1, из которой видно, что в целом по стране ситуация благополучна, т.к. по всем видам органов власти в большинстве субъектов показатели колеблются от 20 до 35 тыс.руб. Как уже было отмечено выше, наиболее благоприятная ситуация складывается в органах исполнительной власти субъектов России. Органы местного самоуправления с исполнительно-распорядительными функциями- наименее обеспеченная область, т.к. в 10% субъектов заработная плата составляет 15 000 руб. и менее.

    Обратимся к оплате труда муниципальных  служащих в Нижегородской области. Основным законом, устанавливающим  данные  нормы оплаты, является Закон  Нижегородской области от 10.10.2003 № 93-З «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности в Нижегородской  области». Согласно ему, денежное содержание лиц, замещающих устанавливаемые уставом  муниципального образования муниципальные  должности в Нижегородской области, состоит из:

         -ежемесячного денежного вознаграждения;

    -ежемесячной  процентной надбавки к денежному  вознаграждению за особые условия  работы;

    -ежемесячной  процентной надбавки за работу  со сведениями, которые составляют  государственную тайну;

    - ежемесячного денежного поощрения; 

    -премии  за выполнение особо важных  и сложных заданий; 

    -единовременной  выплаты при предоставлении ежегодного  оплачиваемого отпуска и материальной  помощи.[6] 
    Лицам, замещающим муниципальные должности в Нижегородской области, устанавливаются следующие дополнительные выплаты: 
     1) ежемесячная процентная надбавка к денежному вознаграждению за особые условия работы в размере: 
     а) 150 процентов ежемесячного денежного вознаграждения главе города Нижний Новгород, председателю городской Думы города Нижний Новгород; 
     б) 150 процентов ежемесячного денежного вознаграждения главе местного самоуправления, председателю представительного органа муниципального образования; 
     в) 100 процентов ежемесячного денежного вознаграждения председателю представительного органа городского поселения, поселкового Совета, сельского Совета, главе местного самоуправления городского поселения, сельского поселения; 
     г) до 100 процентов ежемесячного денежного вознаграждения председателю/его заместителю постоянной комиссии (комитета), депутату представительного органа муниципального образования (городского округа, муниципального района);  
     2) ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 
     3) ежемесячное денежное поощрение;  
     4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий и иные премии (максимальный размер не ограничивается); 
     5) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух ежемесячных денежных вознаграждений и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности в Нижегородской области.»[6] 
      Лицам, замещающим муниципальные должности в Нижегородской области, могут производиться иные выплаты, предусмотренные федеральными законами, законами Нижегородской области и иными нормативными правовыми актами для муниципальных служащих.Важно отметить, что ежемесячная надбавка за выслугу лет как дополнительная выплата лицам, замещающим муниципальные должности в Нижегородской области, не выплачивается, а является составной частью денежного вознаграждения.

Информация о работе Оплата труда муниципальных служащих