Организационная культура организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 01:47, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать организационную культуру организации.

Для этого имеются следующие задачи:

дать определение организационной культуры;
раскрыть ее сущность и структуру;
описать формирование и реализацию организационной культуры;
изучить силу организационной культуры и методы ее поддержания.

Содержание

Введение........................................................................................................ 3
1. Организационная культура как нормативный регулятор и практическая деятельность..........................................................................
4
2. Формирование и реализация организационной культуры................... 9
3. Сила организационной культуры и методы ее поддержания.............. 12
Заключение................................................................................................... 16
Список использованной литературы.......................................................... 17
Приложения.................................................................................................. 18

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

      • разрабатывать пути и способы измерения достигнутых результатов;

      • находить объяснения успеху и неудаче  в достижении целей.

      Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Это процесс нахождения методов совместной работы и сосуществования в организации. Процесс внутренней интеграции часто начинается с установления специфики в определении себя, что относится как к отдельным группам (субкультуры), так и  ко всему коллективу организации. Нередко это ведет к дифференциации организации.

      На  формирование организационной культуры, ее содержание и отдельные ее параметры  влияют ряд факторов внешнего и внутреннего окружения. Внутренняя среда организации – это та часть внешней среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой

      На  всех стадиях развития организации  управленческая культура ее лидера (его личная вера, ценности и стиль) во многом может определять культуру организации (табл. 1).

      Таблица 1

      Два подхода к формированию лидерами организационной культуры

Административная  культура Организационные переменные Предпринимательская культура
Извне Система контроля Изнутри
Собственник процесса Отношения собственности Собственник имущества
Ждем  момента Отношение к  возможностям   Ведет поиск
Рационально-логическое Преимущественное  решение проблем Интуитивное
Централизация Делегирование полномочий Децентрализация
Иерархическая Организационная структура Сетевая
«Взрослый» - «ребенок» Отношения субординации   «Взрослый» - «ребенок»
На  организацию Организационный фокус На  человека
Снижение  стоимости Производственная  стратегия   Дифференциация производства
Производительность Главные цели Эффективность
Системный Подход к  управлению   Ситуационный
Интеграции Работа проектируется  с позиций Автономии
По  правилам Выполнение  работы Творческое
Модификация Проводимые  изменения   Радикальные
Делать  дело правильно Основополагающий  курс действий Делать  правильное дело

      В очень большой степени влияние  лидера на формирование культуры проявляется, если он является сильной (ярко выраженная управленческая культура) личностью.

      Лидерство – важный компонент руководства, т. е. способность влиять на людей, побуждать их действовать для выполнения цели. Должность руководителя не означает автоматического лидерства. В научном подразделении нередко лидером является сотрудник, предлагающий новые идеи и концепции, а руководитель занимается преимущественно организационными вопросами. Задача руководителя — стать не формальным, а подлинным лидером. Это повышает неформальные организационные качества подразделения, эффективность его работы. Наиболее удачное сочетание: руководитель одновременно и лидер, и хороший управляющий.

     К руководителю предъявляется ряд профессиональных требований:

  1. концептуальность (он должен хорошо знать деятельность своего подразделения в целом, обладать навыками стратегического планирования);
  2. полная осведомленность (он должен знать возможности своего подразделения, вышестоящих и нижестоящих органов, смежных организаций, а также уровень профессионализма и деловые качества своих сотрудников);
  3. аналитичность (способность диагностировать проблему и применять различные методы анализа для ее решения);
  4. настойчивость и методичность в достижении цели;
  5. оперативность;
  6. умение внятно изложить и передать свои идеи;
  7. коммуникабельность (умение правильно строить отношения внутри организации и за ее пределами);
  8. определенный уровень знаний не только по своей профессии, но и по смежным вопросам.

      Вместе  с тем существуют определенные ограничения  для занятия должности руководителя. Это:

  1. неспособность определять цели;
  2. заторможенное личное развитие (в частности, неспособность к обучению);
  3. неумение принимать решения;
  4. неумение владеть собой;
  5. неумение формировать коллектив;
  6. неумение влиять на людей и вовлекать их в работу;
  7. неумение прислушиваться к мнению коллег и подчиненных и др.

3. Сила организационной культуры и методы ее поддержания

      Обычно  организация растет за счет привлечения  новых членов, приходящих из организаций  с другой культурой. Новые члены  организации, хотят они этого  или нет, заносят в нее «вирус»  другой культуры. Какая из культур «выживет», во многом зависит от ее силы, так как последнее влияет на интенсивность определенных образцов поведения.

      Сила культуры организации определяется тремя моментами:

      • «толщина» культуры;

      • степень разделяемости культуры членами организации;

      • ясность приоритетов культуры.

      «Толщина» организационной культуры определяется количеством важных предположений, разделяемых работниками. Культуры со многими уровнями веры и ценностей имеют сильное влияние на поведение в организации.

      Сильная культура не только создает преимущества для организации. Следует иметь в виду, что сильная культура является в то же время серьезным препятствием на пути проведения изменений в организации. «Новое» в культуре вначале всегда слабее. Поэтому считается лучше иметь умеренно сильную культуру в организации. Для организаций с сильной организационной культурой характерно подчеркивание важности людей, работающих в ней.

      Существуют  методы поддержания организационной культуры, которые не сводятся только к найму нужных и увольнению ненужных людей (см. приложение 5).

      Основными группами методов являются следующие.

  • Объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров. Это один из наиболее сильных методов поддержания культуры в организации, так как своими повторяющимися действиями менеджер дает знать работникам, что является важным и что ожидается от них.
  • Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы. В данных ситуациях менеджеры и их подчиненные раскрывают для себя организационную культуру в такой степени, в которой они себе ее и не представляли. Глубина и размах кризиса могут потребовать от организации либо усиления существующей культуры, либо введения новых ценностей и норм, меняющих ее в определенной мере. Например, в случае резкого сокращения спроса на производимую продукцию у организации есть две альтернативы: уволить часть работников или частично сократить рабочее время при том же числе занятых. В организациях, где человек заявлен как ценность «номер один», видимо примут второй вариант. Такой поступок руководства превратиться со временем в организационный фольклор, что несомненно усилит данный аспект культуры в компании.
  • Моделирование ролей, обучение и тренировка. Аспекты организационной культуры усваиваются подчиненными через то, как они должны исполнять свои роли. Менеджеры могут специально встраивать важные «культурные» сигналы в программы обучения и в ежедневную помощь подчиненным по работе. Они сами могут также демонстрировать подчиненным, например, определенное отношение к клиентам или умение слушать других. Постоянно концентрируя на этих моментах внимание, менеджер помогает поддерживать определенные аспекты организационной культуры.
  • Критерии определения вознаграждений и статусов. Культура в организации может изучаться через систему наград и привилегий. Последние обычно привязаны к определенным образцам поведения и, таким образом, расставляют для работников приоритеты и указывают на ценности, имеющие большее значение для отдельных менеджеров и организации в целом. В этом же направлении работает система статусных позиций в организации. Так, распределение привилегий (хороший кабинет, секретарь, автомобиль и т.п.) указывает на роли и поведение, более ценимые организацией. Вместе с тем практика свидетельствует о том, что данный метод часто используется не в полной мере и не систематически.
  • Критерии принятия на работу, продвижения и увольнения. Это один из основных способов поддержания культуры в организации. То, из чего исходит организация и ее руководство, регулируя весь кадровый процесс, становится быстро известно ее членам по движению сотрудников внутри организации. Критерии кадровых решений могут помочь, а могут и помешать укреплению существующей в организации культуры.
  • Организационные символы и обрядность. Многие верования и ценности, лежащие в основе культуры организации, выражаются не только через легенды и саги, становящиеся частью организационного фольклора, но и через различные ритуалы, обряды, традиции и церемонии. К обрядам относятся стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения. Ритуалы представляют собой систему обрядов. Даже определенные управленческие решения могут становиться организационными обрядами, которые работники интерпретируют как часть организационной культуры. Такие обряды выступают как организованные и спланированные действия, имеющие важное «культурное» значение. Соблюдение ритуалов, обрядов и церемоний усиливает самоопределение работников (табл. 2).

    Таблица 2

    Типы  организационных обрядов

Тип обряда Пример (обряд  по поводу…) Возможные последствия
Обряд продвижения …завершения базового обучения, переподготовки и т.п. (торжественное вручение дипломов) Обеспечивает  вхождение в новую роль; минимизирует различия в выполняемых ролях
Обряд ухода …увольнения или  понижения в должности, работе (объявление на доске) Сокращает власть и статус; подтверждает необходимость  требуемого поведения
Обряд усиления …выявления  лучшего поведения (конкурсы, соревнования) Усиливает власть и статус; указывает на ценность правильного поведения
Обряд обновления …развития социальных отношений и повышения их эффективности  (объявление на заседании о делегировании полномочий) Изменение стиля  работы и руководства
Обряд разрешения конфликта …достижения договоренности, компромисса, введения конфликта в  законные рамки (объявление на пресс-конференции о начале и конце переговоров) Открытие начала переговоров, снижение напряженности  в коллективе
Обряд единения …признания  существующего положения удовлетворительным (празднование коллективом юбилеев на рабочем месте) Поддерживает  чувство общности, соединяющее работников вместе

      Итак, организационная культура представляет набор наиболее важных предположений, ценностей и символов, разделяемых членами  организации. Выделяются различные уровни организационной культуры: поверхностный, подповерхностный, глубинный.

      В зависимости от преобладания элементов  того или иного уровня выделяют субъективную и объективную культуру в организации. Первая является основой формирования управленческой культуры или стиля руководства.

      Сила  культуры зависит от масштабов и  разделяемости основных ее атрибутов членами организации, а также от ясности ее приоритетов.

      Развитие  организационной культуры предполагает ее формирование  и поддержание. Формирование культуры происходит в условиях решения организацией двух важных проблем: внешней адаптации и внутренней интеграции. На формирование культуры в организации оказывает влияние культура общества/народа, внутри которого данная организация функционирует.

      Организационная культура поддерживается тем, чему уделяется  внимание, тем, как оценивается и  контролируется деятельность членов организации, способами реагирования на критические ситуации — моделированием ролей и обучением персонала, критериями мотивации, а также критериями в кадровой работе.

      Представление об организационной культуре дает наблюдение того, как сотрудники трудятся на своих  рабочих местах, как они коммуницируют  друг с другом,  чему они отдают предпочтение в разговорах. Также понимание организационной культуры может быть улучшено, если ознакомиться с тем, как построена система карьеры в организации и какие критерии служат для продвижения работников. В случае если в организации работники продвигаются быстро и по результатам индивидуальных  достижений, можно предположить, что существует слабая организационная культура. Если же карьера сотрудников имеет долгосрочный характер и предпочтение при продвижении отдается умению хорошо трудиться в коллективе, то такая организация имеет явные признаки сильной организационной культуры.

      Культуры  разных стран и организаций существенно  различаются. Способы мышления, чувствования и поведения людей не являются случайными и определяются глубоким культурным наследием. В течение многих лет люди думали, что деятельность организаций находится вне влияния культуры. Сегодня все очевиднее становится, что на каждом уровне культура глубоко влияет на деятельность организации.

 

Заключение

     «Организационная  культура» — один из важных разделов дисциплины «Управление персоналом».

     Изучение  организационной культуры её содержания, принципов, функций, позволяет анализировать:

     • роль организационной культуры как  важнейшего условия эффективной  деятельности любой организации;

Информация о работе Организационная культура организации