Организационные структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:02, реферат

Описание

Основная цель работы - рассмотреть и охарактеризовать каждую структуру системы управления.
Задачи данной работы:
- дать понятие организационным структурам системы управления;
- перечислить правила построения организационных структур;
- перечислить этапы проектирования организационных структур;
- перечислить и описать их виды.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………… 2
Глава 1. Теоретические основы разработки организационной структуры управления организации…………………………………………………………………………… 3
1.1 Понятие и принципы построения организационных структур………………...... 3
1.2 Правила построения организационных структур…………………………………. 5
Глава 2. Типы организационных структур. Их особенности, достоинства и недостатки……………………………………………………………………………………………… 9
Заключение…………………………………………………………………………………. 18
Список литературы……………………………………………………………………….. 19

Работа состоит из  1 файл

Организационные структуры .doc

— 155.00 Кб (Скачать документ)

 



Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………………………     2

Глава 1. Теоретические основы разработки организационной структуры управления организации……………………………………………………………………………              3

    1. Понятие и принципы построения организационных структур………………......     3
    2. Правила построения организационных структур………………………………….     5

 

Глава 2. Типы организационных  структур. Их особенности, достоинства  и недостатки………………………………………………………………………………………………    9

 

Заключение………………………………………………………………………………….    18

Список литературы………………………………………………………………………..    19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

               Зарождение организаций, а следовательно и их структур, началось еще в древние времена. Определенная организация наблюдалась еще на стадии индивидуального труда ремесленника. Она зародилась из многократно повторяющихся производственных функций, выполняемых ремесленником для достижения конечной цели своего труда.Организации создавались и до сих пор создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры. И проектировались они все по-разному. В теории и практике менеджмента накоплен солидный багаж знаний о том, как эффективно проектировать организационные структуры.

          Актуальность темы определяется тем, что в современном менеджменте рассматривается множество самых разных организаций. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-производственные объединения, частные предприятия. Задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. Именно поэтому данная тема очень значима для науки и практики управления.

Основная цель работы - рассмотреть и охарактеризовать каждую структуру системы управления.

Задачи данной работы:

- дать понятие организационным  структурам системы управления;

- перечислить правила  построения организационных структур;

- перечислить этапы проектирования организационных структур;

- перечислить и описать  их виды.

Объект исследования – сама организация, как категория менеджмента.

Предмет исследования – организационная структура предприятия.

Глава 1. Теоретические основы разработки организационной структуры управления организации

 

1.1 Понятие  и принципы построения организационных  структур

Сформировав организацию, высшему руководству следует выбрать подходящую организационную структуру управления. Организационная структура – один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации.1Так же «под организационной структурой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.2

Для наиболее эффективного осуществления миссии организация  должна иметь определенный тип структуры, то есть элементы организации должны быть целесообразно распределены, а усилия работников согласованы и направлены на достижение поставленных целей.

Проектирование организации  начинается с деления ее по горизонтали  на широкие блоки, соответствующие  важным направлениям деятельности по реализации намеченной стратегии. При этом важно предусмотреть, какие виды деятельности должны быть закреплены за конкретными подразделениями организации.

Далее устанавливается  соотношение полномочий различных  должностей. Формулируется цели деятельности команд, а при необходимости их делят на более мелкие подразделения, которыми можно было бы эффективно управлять, то есть не допускать перегрузки руководителей и грамотно использовать специализацию.

На следующем этапе  деятельности определяются должностные  обязанности персонала. Совокупность определенных задач и функций закрепляется за определенными лицами.

           Поскольку организации создаются не навсегда и изменяются вместе с изменением планов, на практике встречаются различные варианты образования и изменения организационных структур. Общую концепцию построения организационной структуры разрабатывает высшее руководство организации. Оно принимает решение о перечне необходимых структурных звеньев, направлении их деятельности, функциях и характере взаимосвязи между ними. Свобода выбора ограничивается принципами построения организационных структур.

Вообще в менеджменте  выделяют различные принципы формирования организационных структур управлении, из которых наиболее общие и значимые следующие:

1.Организационная  структура управления должна отражать цели и задачи организации, то есть быть подчиненной основным стратегическим направлениям ее деятельности (например, производство или научные исследования и т.д.).

2.Организационная  структура управления должна  отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления – принцип рационального делегирования полномочий.

3.Организационная  структура управления должна  координировать соответствие между функциями и полномочиями своих сотрудников, с одной стороны, квалификацией и уровнем культуры – с другой.

4.Организационная  структура управления должна  быть ориентирована на возможность  меняться вместе с изменениями,  происходящими в стратегических направлениях деятельности организации.

5.Организационная  структура управления должна соответствовать социально – культурной среде и условиям, в которых ей предстоит функционировать.

Как уже говорилось ранее, организационная структура управления не является чем-то застывшим, она постоянно  совершенствуется в соответствии с изменившимися условиями. Поэтому данные структуры отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями.

Важнейшие из них следующие:

- масштабы бизнеса  (малый, средний, большой);

- производственные и  отраслевые особенности бизнеса (производство товаров, услуг, купля-продажа);

- характер производства (массовый, серийный, единичный);

- сфера деятельности  фирм (местный, национальный, внешний рынок);

- уровень механизации  и автоматизации управленческих  работ;

- квалификация работников.

 

1.2 Правила  построения организационной структуры

Решение о проектировании организационной структуры управления принимается, когда действующая  структура неэффективна или изменилась стратегия развития предприятия.Процесс  проектирования организационной структуры состоит из трех основных этапов:

1)Анализа организационных  структур;

2)Проектирования;

3)Оценки эффективности.

Первый этап – анализ организационных структур. Анализ действующей организационной структуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации, то есть определяют, насколько структура управления рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих качество. К оценочным критериям относятся:

1)Принципы  управления – соотношение между централизацией и децентрализацией (сколько и какие решения принимаются на нижнем уровне, каковы их последствия, какой объем контрольной функций лежит на каждом уровне управления?);

2)Аппарат  управления – перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответственности, выделение в самостоятельные структуры каких-то звеньев, изменение характера межфирменных связей, создание в аппарате управления необходимых промежуточных звеньев и так далее;

3)Функции управления – усиление стратегического планирования (корректировка бизнес-плана), усиление контроля за качеством продукции, привлечение работников к управлению путем реализации акций, изменение подходов к мотивации труда и прочее;

4)Хозяйственная  деятельность – изменение технологического процесса, углубление межфирменного сотрудничества, техническое переоснащение организации и тому подобное.

Второй этап – проектирование организационных структур. Прежде чем определить структуру управления, следует проанализировать все виды деятельности, необходимые для функционирования предприятия; выделить из них ключевые, от которых прежде всего зависит успех дела, и затем распределить их по блокам.

Методические подходы  к проектированию организационной структуры управления в зависимости от заложенных в них сочетаний используемых методов можно условно объединить в четыре группы:

1)По  аналогии – этот подход предполагает использование опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях;

2)Экспертный – базируется на изучении предложений экспертов-специалистов. Они могут (в зависимости от поставленных задач) либо сами спроектировать варианты организационной структуры, либо оценить (провести экспертизу) разработанные проектировщиками структуры;

3)Структуризации целей – данный подход предусматривает выработку системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой;

4)Организационное  моделирование – позволяет четко сформулировать критерии оценки степени рациональности организационных решений. Его суть состоит в разработке формализованных математических, графических или машинных описаний распределения полномочий и ответственности в организации.

Требования  к организационной структуре:

1.Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления. Чем больше ступеней управления, тем менее эффективно управление.

2.Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений. Управленческие решения необходимо принимать быстро. С учетом этого требования следует распределять полномочия и ответственность.

3.Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.

4.Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом. Достигается это требование путем оптимального разделения управленческого труда.

5.Гибкость. Суть данного требования заключается в способности организационной структуры изменяться в соответствии с изменениями внешней среды и стратегии развития предприятия.

6.Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.3

При построении организационных  структур управления учитываются следующие  принципы:

- соответствие структуры управления  целями бизнеса;

- единство структуры и функции  управления;

- первичность функции и вторичность  органа управления;

- рациональное сочетание в структуре  управления централизации, специализации и интеграции функций управления;

- соотносимость структуры управления  с производственной и организационной структурами предприятия;

- комплексная увязка в структуре  управления всех видов деятельности;

- соответствие системы сбора  и обработки информации организационной структуре управления.

Третий этап – оценка эффективности организационных структур. Степень совершенства организационных структур проявляется в четкости системы управления организацией и высоких конечных результатах ее деятельности. Оценка эффективности управления может быть произведена по уровню реализации зданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений.

В конечном счете, вся работа по проектированию структуры управления сводится к выработке направлений по совершенствованию действующей организационной структуры, повышению эффективности работы аппарата управления.

Информация о работе Организационные структуры