Организационные структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:02, реферат

Описание

Основная цель работы - рассмотреть и охарактеризовать каждую структуру системы управления.
Задачи данной работы:
- дать понятие организационным структурам системы управления;
- перечислить правила построения организационных структур;
- перечислить этапы проектирования организационных структур;
- перечислить и описать их виды.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………… 2
Глава 1. Теоретические основы разработки организационной структуры управления организации…………………………………………………………………………… 3
1.1 Понятие и принципы построения организационных структур………………...... 3
1.2 Правила построения организационных структур…………………………………. 5
Глава 2. Типы организационных структур. Их особенности, достоинства и недостатки……………………………………………………………………………………………… 9
Заключение…………………………………………………………………………………. 18
Список литературы……………………………………………………………………….. 19

Работа состоит из  1 файл

Организационные структуры .doc

— 155.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Глава 2.Типы организационных структур. Их особенности, достоинства и недостатки.

 

               В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления: 
- линейная; 
- функциональная; 
- линейно-функциональная; 
- матричная; 
- дивизионная; 
1.Линейная структура

Это одна из простейших организационных  структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения стоит руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредотачивающий в своих руках все функции управления.4

При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеет одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все каналы управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов.

Поскольку в линейной структуре управления решение передается по цепочке «сверху вниз», а если руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника. Отдельные специалисты или функциональные отделы помогают линейному руководителю в сборе и обработке информации, анализе хозяйственной деятельности, подготовке управленческих решений, контроле за их выполнением, но сами по себе указаний или инструкций управленческому объекту не дают. Руководитель, таким образом, несет полную ответственность за результаты деятельности подчиненных ему подразделений.

Схематично линейная структура представлена на рисунке 1.

 

Рис.1Схема линейной организационной  структуры.

Между подразделениями  устанавливаются вертикальные линейные связи, в соответствии с которыми руководитель отдает указания своим подчиненным, а подчиненные отчитываются перед ними в своих действиях и результатах работы.

В линейной структуре  управления каждый подчиненный имеет  начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления.

Линейная структура  управления является логически более  стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.

Плюсы:

  1. Очень четкая система взаимосвязей типа "начальник - подчиненный";
  2. Явно выраженная ответственность;
  3. Быстрая реакция на прямые приказания;
  4. Простота построения самой структуры;
  5. Высокая степень "прозрачности" деятельности всех структурных единиц.

Минусы:

  1. Чрезмерная нагрузка на высший уровень управления;
  2. Отсутствие вспомогательных служб;
  3. Отсутствие возможности быстрого разрешения вопросов, возникающих между различными структурными подразделениями;
  4. Высокая зависимость от личных качеств менеджеров любого уровня.5

         Перечисленные преимущества и недостатки линейной структуры управления определяют область ее применения. Достаточно эффективно использование линейных структур в небольших торговых предприятиях с численностью персонала 10 – 15 человек, торгующих товарами повседневного и частного спроса.

2.Функциональная  структура

По мере укрупнения предприятий  торговли и усложнения управленческих функций возникает необходимость в разделении управленческого труда. Оно обеспечивает повышение качества принимаемых решений. В данной структуре управленческий персонал группируется по функциям. В торговых организациях выделяются функциональные блоки, связанные с планированием, учетом, маркетингом, коммерческой деятельностью, управлением персоналом. В зависимости от размера предприятия каждое направление может быть представлено либо подразделением (отделом), либо специалистом в данной области.

Таким образом, общая  задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию. Отсюда и название – функциональная структура управления. Схема такой структуры изображена на рисунке 2:

Рис.2 Функциональная структура

Функциональное управление существует наряду с линейным, что  создает двойное подчинение для исполнителей.

Функциональные специалисты  несут ответственность за качество принимаемых специализированных решений и их исполнение линейными руководителями. Хотя принимаемые ими решения определяют эффективность всей организации, они не несут ответственности за общие результаты работы. Несбалансированность прав и ответственности функциональных специалистов ограничивает возможности организации в координации усилий персонала в направлении поставленных целей.

Плюсы:

    1. Снятие большей части нагрузки с высшего уровня управления;
    2. Стимулирование развития неформальных связей на уровне структурных блоков;
    3. Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля;
    4. Как следствие предыдущего плюса - улучшение качества выпускаемой продукции;
    5. Появляется возможность создания штабных подструктур.

Минусы:

  1. Значительное усложнение связей внутри предприятия;
  2. Появление большого количества новых информационных каналов;
  3. Появление возможности переноса ответственности за неудачи на сотрудников других подразделений;
  4. Затруднение координации деятельности организации;
  5. Появление тенденции к чрезмерной централизации.

 

3.Линейно-функциональная  структура

Эта структура позволяет  в значительной степени устранить  недостатки как линейного, так и  функционального управления и использовать преимущества той и другой структуры. Данный подход обеспечил качественное новое разделение труда в управлении, при котором линейные руководители сохранили за собой право отдавать распоряжения и принимать решения при участии и помощи функциональных служб. Схема данной структуры представлена на рисунке 3:

Рис.3 Линейно-функциональная структура

 

В основу построения линейно-функциональной структуры управления положены линейная вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным подсистемам (финансы, персонал, снабжение, маркетинг и другие). За конечный результат в целом отвечает линейный руководитель организации, задача которого состоит в том, что все функциональные службы вносили свой вклад в его достижение. Таким образом, здесь сохраняется принцип единоначалия. Это объясняется тем, что линейный руководитель устанавливает очередность в решении комплекса задач, определяя тем самым главную задачу на данном этапе, а так же время и конкретных исполнителей. Деятельность функциональных руководителей при этом сводится к поискам рациональных вариантов решения задач, к умелому доведению своих рекомендаций до линейного руководителя, который на этой основе сможет обеспечить эффективное управление. Таким образом, появляется возможность привлечения к управлению производством высококвалифицированных специалистов и обеспечения наилучших условий руководителям для решения более важных, глобальных проблем. Все это позволило аппарату управления линейно-функционального типа оставаться до настоящего времени основной организационной системой управления.

Плюсы:

    1. Эффективное использование производственного и управленческого потенциала для решения экстренных проблем;
    2. Эффективное решение оперативных задач без создания новых организационных структур и производственных мощностей.

Минусы:

    1. Нарушение принципа единоначалия и необходимость согласования штабных директив с оперативными решениями руководителей;
    2. Сложность согласования производственных задач и программ штаба;
    3. Сложность стабилизации и психологического климата в коллективе;
    4. Неизбежное преобладание организационно-распорядительных методов управления над экономическими, что может вызвать определенные деформации и трудности в деятельности трудового коллектива.

4.Матричная  структура

Эта структура представляет собой решетчатую организационную схему, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей.6 При матричной структуре персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчинении, обязан также выполнять указания руководителей проектов или специальных штабов, советов и тому подобное, которые образуются для руководства отдельными разработками, проведения специальных работ. Схема такой структуры изображена на рисунке 4:

 

Рис.4 Матричная структура

Матричная структура  нацелена на взаимную согласованность  работы всех подразделений организации для достижения целей различных проектов. Структура обладает значительной гибкостью, поскольку упрощается перераспределение персонала для выполнения первоочередных работ.

 

 

Плюсы:

    1. Возможность оперативной ориентации на потребности своих клиентов;
    2. Снижение затрат на разработку и апробацию новшеств;
    3. Значительное сокращение времени на внедрение различных новшеств;
    4. Своеобразная кузница руководящих кадров, так как руководителем проекта может быть назначен практически любой сотрудник предприятия.

Минусы:

  1. Подрыв принципа единоначалия и, как следствие, необходимость со стороны руководства постоянного отслеживания баланса в управлении сотрудником, который одновременно подчиняется и руководителю проекта, и своему непосредственному начальнику из того структурного подразделения, из которого он пришел;
  2. Опасность возникновения конфликтов между руководителями проектов и начальниками подразделений, из которых они получают специалистов для реализации своих проектов;
  3. Большая сложность в управлении и координации деятельности организации в целом.

 

5.Дивизионнная структура

Дивизионная, или отделенческая структура управления – наиболее распространенная форма организации управления современной промышленной фирмы .7Смысл ее состоит в том, что самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции (дивизионно-продуктовая структура управления) или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках (дивизионно-региональная структура

управления). Схема данной структуры изображена на рисунке 5:


 

 

 

 

 

 

Рис.5 Дивизионная структура

Каждое отраслевое отделение  представляет собой независимое  производственно-хозяйственное подразделение. Такое самостоятельное подразделение в большей степени ориентировано на максимизацию прибыли и завоевание позиций на рынке, чем при функциональной системе управления.

Плюсы:

    1. Наличие тенденций к децентрализации;
    2. Высокая степень самостоятельности дивизионов;
    3. Разгрузка менеджеров базового звена управления;
    4. Высокая степень выживаемости в условиях современного рынка;
    5. Развитие у управляющих дивизионов предпринимательских навыков.

Минусы:

  1. Появление дублирующих функций в дивизионах:
  2. Ослабление связей между сотрудниками различных дивизионов;
  3. Частичная потеря контроля над деятельностью дивизионов;
  4. Отсутствие одинакового подхода к управлению различными дивизионами генеральным директором предприятия.

 

 

 

 

 

Заключение

        Организационная структура предприятия – средство достижения поставленных целей и задач. Работа над структурой должна начинаться с целей и стратегии. Структура следует стратегии и определяется ею, то есть первая меняется тогда, когда меняется вторая.

       Сказать, что есть определенная организационная структура, которая лучше всего подходит предприятиям, нельзя. Потому что каждой организации, каждой фирме необходима определенная структура, которая будет отвечать всем требованиям предприятия.

         Найдя подходящую структуру, можно спасти, казалось бы, безнадежное предприятие. И не только спасти, а вывести его на качественно новый уровень. Ведь четкая и слаженная работа всех подразделений, основанная на определенной структуре - весьма серьезный козырь на сегодняшнем рынке.

Информация о работе Организационные структуры