Организация как система управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 02:51, контрольная работа

Описание

Цели контрольной работы - рассмотреть понятие организации и понятие системы, раскрыть их взаимосвязь. Раскрыть системный подход к изучению организаций. На практическом примере отразить теоретические представления о системных свойствах организаций
Для реализации поставленных целей необходимо решить задачи:
1. Раскрыть черты и свойства организации.
2. Выявить характеристики, типологию организации как системы.
3. Показать аспекты управления с точки зрения системного подхода.

Работа состоит из  1 файл

Организация как система управления.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

 

Система может включать большой  перечень элементов и ее целесообразно  разделить на ряд подсистем. Подсистема - это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область. Например, технологическая, экономическая, организационная, правовая подсистема.

Свойства систем:

Свойство целенаправленности - обеспечивает общую цель функционирования или развития составляющих систему элементов. Цель технической системы - выполнить задачу, которую ставит перед ней создатель. Цель любой биологической системы - выживание. Системы более высокого уровня иерархии имеют более сложные цели, не всегда до конца познанные человеком. Например, изучение целей систем 9-го уровня иерархии - дело будущего.

Свойство связности. Элементы набора могут действовать только вместе друг с другом, в противном случае эффективность их деятельности резко  снижается;

Свойство эмерджентности: наличие у системы качественно новых свойств, которыми не обладают входящие в её состав элементы. В системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем, (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам и может не иметь свойств, первоначально присущих большинству ее элементов). Химическая молекула обладает свойствами, отличными от составляющих её атомов. Примером могут служить автомобиль, компьютер, пароход - отдельные их детали не способны выполнять функции целого устройства. Семья способна к воспроизведению потомства, чего не может сделать каждый её член в отдельности, предприятие способно производить сложный продукт, что недоступно сотрудникам отдельности. Или: директорат компании вынужден подчиняться определенным правилам взаимоотношений, хотя отдельные руководители предпочитали бы более неформальные отношения; при проведении совещания может быть выработана идея, которая не пришла бы в голову ее участникам при индивидуальной работе.

Свойство самосохранения (Гомеостазис) Система стремится сохранить свою структуру неизменной при наличии возмущающих воздействий и используют для этого все свои возможности. Например, поддержание организмом человека постоянной температуры тела не зависимо от температуры внешней среды. Неприятие неформальным коллективом нового сотрудника также есть проявление гомеостазиса. Причина неприятия - разница каких-либо критериев между сотрудником и сложившимся коллективом.

Свойство организационной целостности, которое подразумевает следующие выводы:

  1. целое первично, а части вторичны;
  2. части образуют единое целое, следовательно, воздействие на одну часть несет изменения для всей системы;
  3. каждая часть несет свою долю участия в функционировании целой системы;
  4. целое ведёт себя как нечто единое вне зависимости от уровня сложности системы.

 

Автомобиль, компьютер, любой живой  организм, семья, фирма - все они обладают организационной целостностью - не зависимо от уровня сложности и многокомпонентность  состава.

Свойство структурности, т.е. прерывистости, возможности выделения составляющих системы. Это обозначает, что любая система состоит из более мелких систем и сама является частью более крупной системы. Подсистема - это относительно автономная область в системе, которая по какому-то признаку рассматривается как неделимая. В рамках системы можно выделить ряд подсистем. Элементом при этом считается система, которая в рамках рассматриваемого ранга на подсистемы не делится. Например, в живом организме - система кровообращения, нервная система и пр. Так же в структуре фирмы можно выделить финансовый отдел, службу рекламы, службу поставки. В каждом отделе могут быть более мелкие подразделения.

Каждая система имеет входное  воздействие, систему ее обработки, конечные результаты и обратную связь. Входное воздействие складывается из воздействий внешней среды (вход 1) и собственных воздействий (вход 2).

Системы могут включать большое  число группировок, однако основной является группировка их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.

С понятием системы связана широта подхода при анализе и синтезе  различных организационных образований. Речь идет о системном, комплексном  и аспектном подходах.

Системный подход требует учета  всех ключевых элементов (внутренних и  внешних), влияющих на принятие решений.

Комплексный подход требует определения  приоритетов ключевых элементов  и учета наиболее важных из них.

Аспектный подход ограничивается учетом отдельных элементов при анализе  или синтезе организационных  образований.

Системный подход требует наибольших затрат ресурсов и времени. Если они оправданы, то использование этого подхода целесообразно. Комплексный и аспектный подходы дешевле, но и менее точны.

 

IV. Управление организацией  на основе системного подхода

 

Управление обеспечивает системе сохранение её структуры, поддержание режима деятельности, реализацию её программы и достижения цели.

Систему управления можно рассматривать  как с позиции статики, т.е. как  некий механизм (механизм управления), так и с позиции динамики, как  управленческую деятельность.

Система управления включает в себя объект управления (часть системы, на которую направлено управляющее  действие), субъект управления (орган, осуществляющий управляющее воздействие), связь между ними, а также процессы, которые обеспечивают взаимосвязанное функционирование субъекта и объекта управления.

На этой основе формируется альтернативный подход к выделению подсистем  в системе управления. Он четко  иллюстрирует многообразие элементов  системы и связей между ними.

В системе определяются четыре подсистемы:

  1. методология управления - цели, задачи, принципы управления, функции, методы и технологии управления;
  2. структура управления - функциональную и организационную структуру, организационные отношения, профессиональный уровень персонала;
  3. процесс управления - представляет систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение;
  4. технические средства управления - информационные технические средства, система документооборота.

 

При сочетании первой и третьей  подсистем образуется управленческая деятельность, а при сочетании второй и четвертой - механизм управления.

Таким образом, связь организации  и управления заключается в следующем:

Управление в качестве управляющего подсистемой является упорядоченным  целым, то есть организацией в статике.

Управление как функция по поддержанию  отклонений системы от заданных целей  может рассматриваться как часть  организации, т.е. как организация  в динамике.

Организация как процесс упорядочения выступает как функция управления, являясь таким образом частью управления.

Таким образом, управление - есть часть  организации, а организация - часть  управления.

 

Заключение

 

Функция руководства в современных  сложных предпринимательских организациях состоит в координации деятельности различных производственных элементов и в оптимизации целей всего предприятия. Руководитель должен рассматривать предприятие как систему, а не как ряд изолированных элементов. Он должен представлять себе характер отношений между частями системы и их возможные взаимодействия, а также их неразрывную взаимосвязь с внешним миром. По существу, руководителю предприятия следует объединить отдельные, часто противоречивые функции в единую интегрированную систему, все элементы которой способствуют достижению общих целей организации.

За последние десятилетия по мере роста специализации, размеров и сложности организаций быстро увеличивалось значение проблемы интеграции, и эта проблема в будущем окажется еще более важной.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Теория организации: учебное пособие / Е.П. Третьякова. - М.: КНОРУС, 2009. – 224 с.
  2. Акимова Т.А. Теория организации: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 367 с.
  3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие – Минск: «Новое знание», 2003. – 298 с.
  4. Кусков А.Н., Чумаченко А.П. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2004. – 345 с.
  5. Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 336 с.
  6. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 318 с.



Информация о работе Организация как система управления