Организация рабочих мест

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:41, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение специфики организации рабочих мест на предприятии и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и сущность организации рабочих мест;
- Определить современные требования к организации рабочих мест персонала;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы организации рабочих мест на предприятии
1.1. Понятие и сущность организации рабочих мест …………..………..6
1.2. Современные требования к организации рабочих мест персонала.10
1.3. Способы и методы анализа рабочего места…………………......….14
2. Анализ и оценка организации рабочих мест на предприятии
2.1. Краткая характеристика ОАО «МПЗ» ……………………...………21
2.2. Анализ существующего состояния организации рабочих мест
отдела кадров…………………………..…………………………...… 24
2.3.Предложения по совершенствованию рабочих мест персонала…...29
Заключение …………………………………………………………………...….31
Список использованных литературных источников…………………….…….32

Работа состоит из  1 файл

курс.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

Эти оценки позволяют дать краткое описание рабочего места (должности) и проводить сравнения различных процессов [19,с.342].

Достоинством метода можно считать его апробированность, недостатком — большие затраты времени и труда. Кроме того, поскольку данный метод не описывает особых, специфических действий, присущих именно данному рабочему месту, описания совершенно различных должностей могут выглядеть почти одинаково (так, должности милиционера и домохозяйки выглядят "сходными", поскольку обе "связаны с устранением неисправностей и урегулированием кризисных ситуаций"): анкетный метод дает только самую общую картину рабочей должности.

Существует много специфических методов проведения анализа рабочего процесса [20,с.154].

Одни из них фокусируются на рабочем процессе, другие — на поведении работника во время выполнения работы, описывая должностные характеристики через стандарты поведения работника.

Описание и спецификация рабочего места. Как уже было сказано, описание рабочих мест является одним из результатов проведения систематического их анализа. Хотя какие-либо стандарты описания рабочих мест отсутствуют, обычно они включают следующие разделы:

а) название должности;

б) краткое — одна — две фразы — описание должностных функций;

в) действия работника во время выполнения своих должностных функций. Описание выполняемых задач, используемых материалов, степень контролируемости действий работника и контроля, осуществляемого с его стороны по отношению к другим;

г) условия работы и рабочая среда — температура, освещенность, уровень шума и вредные воздействия на рабочем месте;

д) социальное окружение. Приводится информация о размере рабочей группы и отношениях между работниками, необходимых для выполнения работы[21,с.23].

Спецификация рабочего места дает информацию, необходимую для приема на работу и осуществления выбора сотрудников. Допустим, Вам требуется опытный и хорошо обученный квалифицированный рабочий; в спецификации рабочего места обязательно будут указаны необходимые уровень подготовки и стаж работника в данной должности. Если в спецификации указаны черты характера и необходимый для выполнения работы опыт, работник должен непременно отвечать этим требованиям.


2. Анализ и оценка организации рабочих мест на предприятии

 

 

2.1. Общая характеристика ОАО «МПЗ»

 

ФГУП «Муромский приборостроительный завод» является одним из крупнейших предприятий Владимирской области. Это оборонное производство созданное на основании приказа Народного комитета оборонной промышленности СССР №419 от 04.11.1938г. как предприятие, ориентированное на выпуск сложных изделий специального назначения.

ФГУП «Муромский приборостроительный завод» создан в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральными Законами, другими правовыми актами для осуществления производственной и хозяйственной деятельности, выполнения работ и осуществления торговли. Завод является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации, Уставом и локальными нормативными актами ФГУП «МПЗ»[26]. Завод имеет печати со своим наименованием, расчетный счет в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков.

С 1 июля 2011 года завод вошёл в новую стадию своего развития. Он был реорганизован из Федерального Государственного Унитарного Предприятия в Открытое Акционерное Общество.

Завод располагается в центральном районе Европейской части России и находится в 300км от Москвы, вблизи важных автомобильных и железных дорог республиканского значения. Имеет собственные подъездные пути на Горьковской железной дороге.

Предприятие, традиционно выпуская изделия оборонной промышленности, является производителем в России капсюлей-воспламенителей для патронов к оружию практически всех типов, пиротехнических средств запуска системы пожаротушения, патронов индустриальных, средств спасения на водах, лекарственных средств.

Заказы на выпуск изделия постоянно увеличиваются расширяются рынки сбыта отечественного потребителя до потребителей ближнего и дальнего зарубежья.

Наличие собственного производства пиротехнических составов и инициирующих взрывчатых веществ, заготовительного (гильзового), гальванического, сборочного производства по выпуску специальной продукции, совместного инструментального хозяйства, производства нестандартного оборудования, аккредитованной Ростехрегулированием испытательной станции, метрологической службы, центральной заводской лаборатории позволяет решать поставленные задачи.

Основной целью деятельности ОАО «Муромский приборостроительный завод является стабилизация работы, увеличение выпуска конкурентоспособной, экономически выгодной и экспортно-ориентированной продукции. И самое главное – повышение уровня жизни работающих.

Численность работающих на 01.01.2011г составляет 3060 человек. Высшее образование на предприятии имеют 606, человек, среднее специальное образование- 640 человек. Их творческий подход к решению сложнейших технологических задач является важнейшей составляющей дальнейшего развития промышленной базы предприятия и создания интеллектуальной собственности, основанной на глубоких знаниях.

Большое внимание на заводе уделяется работе с кадрами. Ежегодно составляется план по подготовке и повышению квалификации кадров. Для ведения процесса подготовки кадров на предприятии имеются лицензия № 103551 от 5.03. 2003 года, выданная Департаментом образования Администрации Владимирской области, на право осуществления образовательной деятельности по 134 профессиям, а также лицензия на право подготовки водителей и специалистов по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом.

Основным направлением кадровой политики является забота о завтрашнем дне предприятия. На заводе ведется практика направления на учебу в вузы вчерашних школьников по путевкам предприятия. На 01.01.2011 года в ВУЗах страны обучается 21 человек, в основном в Казанском химико-технологическом университете, Ивановском государственном энергетическом университете, Российском химико-техническом университете, Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии.

Для работников, которые не имеют базового образования по специфике работы завода, организованы курсы повышения квалификации. Обучение проводят высококвалифицированные специалисты завода, имеющие огромный опыт и знания по специфике производства.

С целью закрепления персонала разработаны дополнительные Положения о материальном стимулировании: за обучение вновь принятых работников; за снижение уровня текучести кадров; за наставничество; молодых работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком (до 3-х лет).

На заводе создана постоянно действующая комиссия по рассмотрению причин увольнения работников дефицитных профессий и специальностей.

Для работников завода, проживающих на территории о. Муром организованна бесплатная доставка до места роботы и обратно. Имеется женское заводское общежитие на 42 койко-места, для рабочих, проживающих в сельской местности.

 

 

 

2.2. Анализ существующего состояния организации рабочих мест

 

В данной курсовой работе рассмотрено рабочее место сотрудника отдела кадров.

Персонал данного отдела выполняет следующие функции:

1.                 Организует  работу с персоналом в соответствии с общими целями развития предприятия и конкретными направлениями кадровой политики для достижения эффективного использования и профессионального совершенствования работников;

2.                 Обеспечивает укомплектование предприятия работниками необходимых профессий, специальностей и квалификации.

3.                 Определяет потребность в персонале, изучает рынок труда с целью определения возможных источников обеспечения необходимыми кадрами.

4.                 Осуществляет подбор кадров, проводит собеседования с нанимающимися на работу, в том числе с выпускниками учебных заведений, с целью комплектации штата работников.

5.                 Организует обучение персонала, координирует работу по повышению квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры.

6.                 Доводит информацию по кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям до всех работников.

7.                 Организует проведение оценки результатов трудовой деятельности работников, аттестаций, конкурсов на замещение вакантных должностей.

8.                 Совместно с руководителями структурных подразделений участвует в принятии решений по вопросам найма, перевода, продвижения по службе, понижение в должности, наложения административных взысканий, а также увольнения работников.

9.                 Разрабатывает систему оценки деловых качеств работников, мотивации их должностного роста.

10.             Консультирует руководителей разных уровней по вопросам организации управления персоналом.

11.             Принимает участие в планировании социального развития коллектива, разрешении трудовых споров и конфликтов.

12.             Составляет и оформляет трудовые договоры (контракты) ведет личные дела работников и другую кадровую документацию.

13.             Осуществляет руководство подчиненными ему работниками.

ОАО МПЗ по численности работников является крупным предприятием, которое имеет в своем составе 10 сотрудников отдела кадров, которые располагаются по 2-4 человека в кабинете.

Каждый кабинет оборудован системами отопления и приточно-вытяжной вентиляцией, что является необходимостью в помещениях с работой на компьютерах. Однако, также в помещениях с ПК должны находиться аптечка первой помощи и углекислотный огнетушитель, чего в данных кабинетах нет.

Высота помещений от пола до потолка равна 3,5 м, а площадь на одно рабочее место составляет 7 м2. Это соответствует нормальной организации рабочего места, так как по нормам площадь на одно рабочее место с ПК для взрослых пользователей должна составлять не менее 6,0 м2, а высота помещений (от пола до потолка) должна быть не менее 3,0 м.

Поверхность пола ровная, покрытая линолеумом. Это оптимальное покрытие для таких помещений. Так как линолеум нескользкий и обладает антистатическими свойствами.

Помещения имеет естественное и искусственное освещение. Естественное – за счет больших широких окон, которые выходят на запад, а искусственное – за счет люминесцентных ламп.

Срок эксплуатации некоторых ламп подходит к концу, поэтому они светятся оранжевый цветом. Однако такие лампы на предприятии не меняют до полного их перегорания. Это снижает уровень освещенности кабинета до 250 лк, что дает дополнительную нагрузку на зрение сотрудников. Так как нормальным освещением рабочего помещения с ПК является 300-500 лк, то это отрицательно влияет на работу и здоровье персонала.

В помещении стоят специальные шкафы для хранения документов и шкаф для верхней одежды.

На окнах весят жалюзи, которые спасают от ярких солнечных лучей летом.

На стенах наклеены обои спокойного светлого цвета, которые не отвлекают от работы. В каждом кабинете растут живые цветы в горшках. Это положительно влияет на моральное состояние персонала.

Температура воздуха в теплый период времени составляет 21-26оС, относительная влажность - около 40%. В связи с тем, что в помещениях нет кондиционеров и увлажнителей воздуха, то в некоторые дни бывает очень душно и сухо. Что неблагоприятно отражается на работе менеджеров. В холодный период времени температура воздуха составляет 14-18оС, так как в оконных рамах имеются небольшие щели. Поэтому в это время сотрудники вынуждены пользоваться обогревателями, что приводит к дополнительным расходам электроэнергии. Рекомендуемой температурой для нормальных условий труда является 18-22 оС, а относительной влажностью - 60-80%. Из данных видно, что летом температура превышает норму, а зимой, наоборот, ниже нормы, а также относительная влажность ниже нормального уровня. Все это неблагоприятно сказывается на работе и самочувствии работников.

Влажная уборка помещения проводится 2 раза в неделю, хотя по нормам должна проводиться ежедневно. Это отрицательно сказывается на влажности воздуха и чистоте помещения, что напрямую связано с самочувствием персонала.

Рабочее место сотрудника отдела состоит из письменного стола, стула и средств связи.

Высота стола составляет 730 мм, ширина – 1200 мм, глубина – 700 мм, что является нормой.

Стулья со спинкой, жесткие, нерегулируемые, что не очень удобно при длительной сидячей позе. На таких стульях работник быстрее устает и тем самым снижается его работоспособность. Чтобы этого избежать необходимо, использовать стулья с обязательными элементами в виде спинок, подлокотников с регулируемой высотой сиденья.

На каждом столе стоят по два телефона: один для разговоров внутри предприятия и звонков на мобильные телефоны; другой – станция – для городских и междугородних звонков, а также для быстрой связи со служащими внутри отдела кадров. К сожалению, станции старые и не имеют тонального набора, что значительно замедляет процесс набора междугороднего номера. У каждого сотрудника имеется телефонный справочник предприятия, в котором находятся телефоны всех служб и подразделений предприятия. Также в кабинете имеются и несколько факсов.

Оснащение рабочего места персонала телефонами позволяет быстро и оперативно связываться с клиентами и необходимыми людьми, что способствует более быстрому оформлению документов.

На отдельных письменных столах кабинета стоят ПК.

Информация о работе Организация рабочих мест