Организация работы с молодежью на промышленном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 23:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение особенностей содержания и организации социальной работы с молодежью на промышленном предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить научную литературу по данной проблеме;
- выявить основные проблемы работающей молодежи;
- рассмотреть сущность и принципы молодежной политики промышленных предприятий;
- изучить опыт деятельности молодежных общественных организаций, действующих на промышленных предприятиях;

Содержание

Институт физической культуры, спорта и молодежной политики 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 4
1.1 Молодежь как социально-демографическая группа. Положение современной молодежи на рынке труда 4
1.2 Молодежная политика как часть социальной политики предприятия 8
Выводы по Главе I 11
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В РАМКАХ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 13
2.1 Опыт социальной работы с молодежью на промышленных предприятиях 13
2.2 Разработка программы для развития деловых, личностных и лидерских качеств молодых работников промышленного предприятия 17
Выводы по Главе II 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа состоит из  1 файл

Менед.Кур.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)
lign="justify">      Экономическая ситуация обострила серьезные проблемы молодежи в сфере быта. Заработок  молодых рабочих и служащих часто  ниже, чем в целом у работников госсектора экономики. Создание семей  и рождение детей еще более  ухудшают материальное положение молодежи. В особенно сложном социальном и материальном положении оказались неполные молодые семьи и семьи с детьми.

      Помимо  этого, тревогу вызывает сверхзанятость учащейся молодежи, особенно студенческой, вынужденной работать не только в  свободное от учебы время, но и во время учебного процесса. Поэтому после окончания вуза молодежь, получив определенный уровень профессиональной подготовки, по-прежнему остается самой незащищенной социальной группой в системе трудовых отношений, так как еще не имеет достаточного социального и профессионального опыта. Известно, что отсутствие эффективного механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений, приводит к возникновению серьезных молодежных проблем. Среди них - утрата молодежью ценности профессиональной компетентности.

      Проблема  здесь состоит в том, что молодые  специалисты не соответствуют многим требованиям, предъявляемым к работнику. Другая проблема кроется в сознании самих выпускников. Требования, предъявляемые  молодыми специалистами к оплате труда и условиям работы, значительно отличаются от реальных условий. Поэтому молодежь все чаще отдает предпочтение примитивным видам занятий, быстро приносящим значительные доходы. В результате трудоустройство или своевременное получение дохода в официальном секторе экономики значительная часть молодежи компенсировала на «теневом» рынке труда.

      Однако  следует подчеркнуть, что наряду с негативными аспектами трудоустройства  и занятости молодежи выступают  и положительные. Касается это, прежде всего личных качеств и особенностей молодежи.

      Молодой специалист обладает ярко выраженными  чертами, которые могут быть полезны  работодателю. Среди личностных качеств - энергичность, энтузиазм, общительность, исполнительность, легкость усвоения новой информации. Среди профессиональных - желание попробовать себя в разных направлениях профессиональной области, отсутствие стереотипов в профессиональном подходе, стремление к интересной работе и профессиональному росту. От работодателя такой специалист ждет возможности попробовать себя в профессиональной сфере, получив при этом необходимые знания и навыки, и заработать денег.

      Молодежь  отличает высокая готовность к смене  характера деятельности, которая  является едва ли не главным фактором успешного трудоустройства в  условиях рынка; молодые люди легко соглашаются на переквалификацию.

      Более того, у молодежи имеются знания, навыки и умения, которые высоко ценятся на современном рынке  труда: компьютеризация, знания иностранных  языков, вождение автомобиля. Молодежь активно приобретает и использует эти навыки. Каждый четвертый осваивает в настоящее время компьютер и учит иностранный язык, каждый седьмой - приобретает навыки вождения транспортных средств. Все это необходимо для успешной конкуренции на рынке труда не только в России, но и за рубежом. Объективные различия в позиции молодых людей на рынке труда находят соответствующее отражение и в уровне их материального благосостояния; молодежь гораздо оптимистичнее оценивает для себя последствия экономических реформ.

      Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно говорить о том, что молодежь подготовлена профессионально к занятости в госсекторе, а ценностно ориентирована на работу в частном секторе экономики. Причем четкая установка на занятость в частном секторе экономики прослеживается уже на этапе выбора профессии. Привлекательность работы в частном секторе экономики объясняется стремлением молодежи улучшить свое материальное положение, что одновременно понижает порог нравственной и правовой дозволенности. С такой социально-профессиональной направленностью выпускники школ поступают в государственные вузы, заведомо не ориентируясь на работу в государственном секторе экономики.

      Сегодня молодежь демонстрирует большую  приспособленность к предлагаемым социально-экономическим условиям в сравнении со старшим поколением. Идет борьба между традициями и инновациями, между содержанием и формами трудовой деятельности различных поколений.

      Молодежь  включается в трудовую деятельность, воспринимая труд лишь как средство достижения личного блага или  не считая его какой-либо ценностью вообще.

      В труде современная молодежь ориентирована  на социально-экономическое выживание  вопреки своему биологическому и  социально-психологическому самосохранению. В процессе труда молодое поколение  интересует, прежде всего, заработная плата, атмосфера в трудовом коллективе и характер руководителя. Менее всего молодое поколение обращает внимание на нагрузки, санитарные условия и полное использование своих знаний. То есть их труд ставится в зависимость от субъективных, случайных обстоятельств, а не от объективных возможностей самой молодежи. Ранний биологический и психологический износ молодого поколения нарастает, здоровье приносится в жертву цели достижения высокого материального положения.

      Как уже отмечалось, молодое поколение  предпочитает работу в непроизводственной сфере. Многие студенты технических вузов и техникумов учатся только для того, чтобы иметь высшее образование и не видят свое будущее на заводах, в цехах. Между тем, именно производственная сфера определяет экономический потенциал региона и страны, формирует государственный бюджет. И именно здесь общая тенденция дефицита рабочей силы проявляется особенно остро. Идет естественное «старение» кадров, но молодое поколение не стремится прийти на смену старшему поколению. Молодые люди предпочитают искать работу в непроизводственном секторе - в сфере услуг, торговли, финансов. Главная из причин - это ложные ценностные ориентиры. Быть сегодня рабочим - не престижно.

      Что касается молодых работников промышленных предприятий, то они испытывают трудности такого же характера, как и молодые работники в непроизводственной сфере. Это и трудности в приобретении жилья, и проблема организации досуга, и проблема получения дополнительного образования, которое способствовало бы карьерному и профессиональному росту молодого работника. Разница заключается лишь в том, что большинство промышленных предприятий в отличие от предприятий непроизводственной сферы, в той или иной степени поддерживает своих молодых работников. В таких условиях молодые люди социально защищены, они могут рассчитывать на поддержку предприятия, оказавшись в трудной жизненной ситуации. Иными словами, работодатели в непроизводственной сфере зачастую не гарантируют своим молодым кадрам поддержку, и в случае возникновения каких-либо трудностей, молодой работник остается с ними один на один.

      Выявляя основные проблемы социализации и адаптации  молодёжи в обществе, её экономические, возрастные, психологические и социальные особенности, её социальный статус и  основные тенденции развития субкультуры в современных условиях, следует подчеркнуть крайнюю необходимость социальной работы в отношении этой группы населения. Решение многообразных и острых проблем молодежи в России возможно лишь при реализации последовательной молодежной политики, в том числе, и в рамках промышленного предприятия.

      Только  целенаправленная молодежная политика может улучшить положение молодежи, в том числе, и на современном  рынке труда. Нельзя допустить, чтобы  прекратились воспроизводство и  поддержка интеллектуального потенциала общества, началась обвальная безработица среди молодежи. Государственные программы и социальная политика предприятий должны стимулировать создание и преобразование рабочих мест в более перспективных и развитых отраслях экономики, привлекая для этого не только бюджетные средства, но и средства частных предприятий и инвесторов.

1.2 Молодежная политика  как часть социальной  политики предприятия

      В формировании мотивации работников, повышении их самовыражения в  работе, особое место занимает социальная политика предприятия. Во-первых, на предприятии реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, по случаю временной нетрудоспособности, безработицы и др.), установленные на государственном или региональном уровне.

      Во-вторых, предприятия предоставляют своим  работникам и членам их семей дополнительные льготы, относящиеся к элементам  материального стимулирования, за счет выделенных на эти цели средств из фондов социального развития предприятия. Предоставление дополнительных льгот и услуг социального характера, сверх обязательных выплат проводится либо по инициативе администрации, действительно воплощающей в жизнь принципы социальной кадровой политики, либо в результате тарифных соглашений между администрацией и советом трудового коллектива (профкомом), как представителем интересов работников. Эти выплаты становятся такими же обязательными для выполнения, как и те, что предоставляются в соответствии с трудовым законодательством.

      Таким образом, социальная политика предприятия, как составная часть менеджмента представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.

      Заинтересованность  работников в работе на предприятии  и его успешной экономической деятельности тем выше, чем больше количество предоставляемых предприятием льгот и услуг и чем больше их величина установленного законом размера. При этом сокращается текучесть кадров, т.к. работник вряд ли захочет терять многочисленные льготы при увольнении. Такая политика может обеспечивать существование работников в случае невысокого уровня заработной платы или предлагаться в интересах привлечения и сохранения квалифицированной рабочей силы.

      Социальное  обеспечение работников, развитие их личности, сохранение здоровья является условием успешной деятельности организации. В качестве мотивационного ресурса управления, социально ориентированная кадровая политика предприятия и связанные с ней социальные услуги должна способствовать тому, чтобы работник удовлетворял свои потребности, интересы и ценностные ориентации.

      Можно выделить следующие основные цели социальной политики предприятия:

  • Отождествление работника со своим предприятием (удовлетворение потребности в причастности к предприятию);
  • Личные цели и желания работников совпадают с целями предприятия или соответствуют им;
  • Рост производительности труда и желание работников трудиться;
  • Социальная защищенность работников;
  • Поощрение собственной инициативы работника при решении производственных задач;
  • Улучшение нравственной атмосферы на предприятии, формирование благоприятного социально-психологического климата;
  • Рост имиджа предприятия в глазах работников и общества.

      Как инструмент мотивации и стимулирования работников, социальная политика предусматривает  принятие решений, касающихся следующих аспектов:

    • Выбор приоритетов в направленности самой социальной политики (социальное или медицинское страхование, льготы за работу в неблагоприятных условиях труда и т.п.);
    • Выбор форм предоставления льгот, услуг, выплат и их видов;
    • Оценка величины возможных выплат, исходя из поставленных задач и финансовых возможностей предприятия;
    • Дифференциации размеров выплат по категориям персонала в зависимости от решаемых с ее помощью задач, избирательности в предоставлении льгот и услуг.

      Социальная  политика является составной частью механизма совершенствования качества рабочей силы и условий ее эффективной  реализации.

      Необходимо  подчеркнуть, что главная цель любой  проводимой социальной политики - создание необходимых материальных и социально-бытовых условий для привлечения и закрепления на предприятии высококвалифицированных специалистов.

      Забота  о благополучии сотрудников - один из приоритетов социальной политики любого социально эффективного предприятия. Основным принципом социальной политики предприятия является создание комфортных условий для труда и отдыха работников, повышение их социальной защищенности, улучшение трудовых и социальных отношений в коллективе. Таким образом, делается существенный вклад в обеспечение стабильности и эффективности работы, в повышение деловой репутации предприятия в целом.

      Социальная  политика современного предприятия  должна быть ориентирована на:

Информация о работе Организация работы с молодежью на промышленном предприятии