Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:59, курсовая работа
В связи с этим в данной работе поставлена цель раскрыть понятие организация как социальная система для подготовки решений, дать определениям понятия, используемые при описании системы подготовки решений: организационная операция, организационная процедура, блок-схема и схема формирования решения, описать основные преимущества системы формирования решения
Введение 3
1 Система управления 5
1.1 Процесс проектирования системы управления 8
1.2 Метод анализа 9
2 Сущность и цели действий организованных групп 12
2.1 Необходимость решения проблем 13
2.2 Приспособляемость организации 14
2.3 Роль функции формирования решений для приспособляемости организации 15
2.4 Руководство как форма управления 17
2.5 Последовательное соединение подсистем 19
2.6 Изменение характера поведения организации 20
2.7 Отношение между выработкой и их использованием 22
2.8 Представление процесса выработки решений как последовательности десяти этапов 23
3 Характерные черты формирования решений 24
3.1 Различие между выработкой решений организацией и отдельным лицом 25
3.2 Формирование решений группой 27
3.3 Оценка функции формирования решения 28
3.4 Интерпретация задач руководителей среднего уровня 29
3.5 Квалификация руководителей 31
3.6 Руководство как инженерная дисциплина 32
Заключение 34
Литература 35
Когда же мы считаем, что руководитель выполняет ряд обособленных задач, тогда нам трудно выяснить, в чем состоит конечный выход, от которого можно пойти назад и в результате оценить весь процесс. И если мы говорим, что планирование, организация и контроль действительно являются этапами на пути к решению проблем организации, то это означает, что для получения желаемого конечного продукта – эффективного решения – каждый такой этап должен осуществляться для любой проблемы.
Если,
как в первом случае, функции руководства
рассматриваются как набор не
связанных между собой
Можно
также постулировать, что решение
проблем – единственная и основная
задача руководителей, потому что сама
среда, в которой он работает, очевидно,
содержит проблемы. В повседневной деятельности
своего подразделения руководитель сталкивается
с проблемами, требующими решения; для
решения проблемы он должен осуществить
этапы планирования, организации и контроля,
но его внимание будет в первую очередь
направлено на проблему и ее решение. Работа
руководителя не состоит из выполнения
обособленных функций: часть дня посвящена
планированию будущей деятельности подразделения,
другая часть уходит на организацию, еще
одна часть дня отводится контролю и т.
д. Руководитель не осуществляет свои
функции таким образом, он должен постоянно
«держать проблемы в руках».
3.5
Квалификация руководителей
И последняя причина,
Один
из отрицательных результатов, возникающих
при рассмотрении частей работы руководителя
как самостоятельных процессов, состоит
в том, что качества, которые мы стремимся
найти в руководителе, становятся столь
многочисленными, что они, по-видимому,
не могут совместиться в одном лице. Мы
говорим, что руководители должны обладать
способностью ясно мыслить, уметь сотрудничать
с другими людьми и завоевывать доверие,
должны быть инициативными, самокритичными
и т. д. Но при отсутствии определения существа
работы руководителя трудно установить
специфические качества, которыми он должен
обладать. Если, однако, придается значение
решению проблем и если человек обладает
большими способностями к такой работе,
то наниматели могут смириться с недостаточностью
других желательных качеств, которые,
хотя и могут облегчить работу руководителя,
тем не менее, не являются абсолютно необходимыми
при выполнении его обязанностей.
3.6
Руководство как инженерная
дисциплина
Руководство, как область научного исследования, находится в стадии становления, и существует немало различных концепций относительно этой дисциплины. Исходя из того, что это еще не установившаяся область и не пытаясь решить ее проблемы, необходимо четко изложить нашу точку зрения. По мнению автора и согласно подходу, принятому в данной книге, руководство как дисциплина находится где-то между двумя крайними положениями: отчасти это наука, а отчасти искусство или некая «инженерная дисциплина». Хотя можно надеяться, что формирование решений в организации в конечном итоге может стать наукой, существуют также основания усомниться в этом, если иметь в виду традиционное построение чистой науки. Руководство является прикладной наукой. Цель чистой науки – установление новых истин, а цель руководства по своей природе нормативна, поскольку она направлена на достижение конечных целей организации.
Существуют также различия между методологией чистой и прикладной науки. В чистой науке основное внимание направлено на выявление причинных взаимосвязей, она пытается выделить влияние одной переменной на другую. Чтобы достичь этого, необходимо зафиксировать все переменные и, изменяя одну из переменных, измерить ее влияние на другие. В этом отношении лаборатория является идеальной средой, поскольку она позволяет достичь полного контроля над процессами.
Стремление выделить наиболее значимые причинные связи привело к развитию наших академических дисциплин. Физические, социальные и естественные науки специализируются на изучении различных явлений, которые могут быть разбиты на области исследования. Эти области дают исследователю возможность проникнуть во все более сужающиеся фазы процессов, что позволяет более точно установить взаимосвязи между явлениями.
Представитель прикладной науки также имеет дело с причинными взаимосвязями, но, в отличие от исследователя чистой науки, он должен включить в свой анализ все переменные ситуации, которые могут повлиять на интересующий его исход. Он не идет по пути все более полного выделения явлений, а стремится включить в свой анализ все возможные определяющие факторы (детерминанты). Если руководитель столкнулся с проблемой падения сбыта продукции, он должен установить все возможные причины, которые могли вызвать это. Вполне очевидно, что многие из этих причин попадают в раздел традиционных дисциплин: причины могут быть психологическими, экономическими, социальными или физическими, и это в равной мере справедливо и в сфере конструирования изделия и т. д. При разработке сложной системы оружия перекрещиваются и объединяются методы анализа многих физических дисциплин.
В чистых науках явление, подлежащее анализу, часто может определять сам исследователь в соответствии с его научными интересами. В прикладных науках исследуемое явление определяется целями организации. К тому же возникает дополнительная задача – применить в какой-либо форме управление, чтобы одновременно с исследованием изменить некоторые переменные и получить лучшие результаты. Цель прикладной науки состоит не в том, чтобы создавать знания ради самих знаний, а управлять поведением или физическими явлениями в их взаимосвязи с определенными априори установленными целями получения благ.
Однако и чистые и прикладные науки одинаково требуют дисциплины ума. Если все переменные ситуации известны, инженеры стремятся получить измеримые и предсказуемые результаты; они хотят знать, что за определенными действиями последуют предсказанные результаты. На основе такого анализа устанавливается или строится совокупность полезных знаний, которые можно передать другим инженерам; последние могут предпринять идентичные действия, будучи уверенными, что получат те же самые результаты. При наличии таких знаний личное мнение не определяет данную ситуацию; результаты объективны, безличны и могут быть воспроизведены. Правильное строительство моста зависит не от личного мнения, а от специальных знаний. Инженер, обладающий знаниями в этой области, может применить их или может создать новые знания при помощи систематического анализа.
Инженерная наука часто является видом искусства, потому что проблемы, с которыми сталкивается специалист, нередко уникальны, а изобретательность, с которой он применяет свои знания, может зависеть от его индивидуальных способностей. При проектировании моста (поскольку к каждому мосту предъявляются особые требования или условия) инженер должен отобрать из накопленных им знаний те методы и средства, которые наилучшим образом применимы к разрабатываемому им проекту.
На другом конце диапазона, где руководство рассматривается как одна из форм искусства, практика и эффективность руководства понимаются как функция таланта и созидательных способностей отдельного руководителя. Хотя в искусстве могут существовать некие правила, считается, что человек свободен в их применении. Деятельность человека обычно мистифицируется, особенно когда она дает, бесспорно, хорошие результаты. Однако получивший такие результаты человек часто не способен объяснить, чем вызваны эти результаты, и не может передать свои знания другим.
Согласно этому взгляду талант человека – решающий фактор, определяющий эффективность выхода. Каждый руководитель и исполнитель индивидуально выполняет свои задачи, и результаты его работы зависят от его особенностей. Если руководство – искусство, то каждое решение – продукт художника. Значительное число фактов показывает, что наука об управлении организацией движется от искусства к инженерной науке. И среди источников повышения эффективности руководства особое значение приобретают методы управления, а не уникальные способности практиков.
Заключение
Система управления является нормативной системой типа «человек – человек», основная цель которой – эффективное решение проблем организации. Для проектирования системы формирования решений руководство высшего уровня должно:
1)
определить основные части
2) построить модель,
3) собрать и использовать данные, относящиеся к эффективности функционирования системы. Анализ систем представляет собой процесс расчленения и установления все более мелких частей системы; синтез систем – процесс перегруппировки.
Организации
можно рассматривать как
Система
управления обеспечивает организацию
набором решений, которые применяются
исполнителями, когда возникают соответствующие
ситуации. В отличие от выработки решений
отдельным человеком выработка решений
организациями и является действием группы
и требует согласия и приспособления членов
группы. Руководство как область знаний
можно считать инженерной дисциплиной.
Литература
1. Абдрахимов
Д., Иоффин А. Информационно-
2. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1996.
3. Вейл П. Искусство менеджмента. - М.: Юрист, 1994.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент - М.: Гардарики, 2002.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент- М.: ЮНИТИ, 1994.
6. Гладков И. С. Менеджмент. М.: Дашков и К°, 2003.
7. Глухов В.В. Основы менеджмента. - СПб.: Специальная литература, 1995.
8. Глущенко В.В.,
Глущенко И.И. Разработка
9. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. - М.: ИЦ «Академия», 2002.
10. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. - М.: ПРИОР, 1998.
11. Екатеринославский Ю.Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. - М.: Экономика, 1988.
12. Ефремов B.C.
Семь граней современного
13. Заичкин Н.И.
Экономико-математические
14. Иванов А.П. Менеджмент. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002.
15. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. - М.: ЮНИТИ, 1999.
16. Кокорева Т.А.
Системный анализ процедур
17. Контролинг
как инструмент управления
18. Коротков Э.М.
Концепция менеджмента.
19. Литвак Б.Г. Управленческие решения. - М.: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 1998.
20. Мамин Б.В.
«Креативные» команды - ключ к
повышению качества
21. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1998.
22. Основы менеджмента / Под науч. ред. А.А.Радугина. - М.: Центр, 1998.
23. Общий менеджмент / Под ред. А.К.Казанцева. - М.: Инфра-М, 2001.
24. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. - М.: Финансы и статистика, 1989.
Информация о работе Организация управления как система формирования решений