Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:19, курсовая работа
Фрэнк Гилбрет был первопроходцем в области “науки о движении” и повсеместно признается в качестве одного из основателей “научных методов управления”. Его непрерывный научный поиск, который после женитьбы стал осуществляться совместно с супругой, был нацелен на устранение потерь рабочего времени за счет определения “наилучшего способа выполнения работы”. Лилиан Гилбрет, преподаватель и специалист по промышленной психологии, была одним из первых ученых, оценивших необходимость хороших человеческих отношений на рабочем месте. Она оказала глубокое влияние на мужа, обратив его внимание на динамические аспекты менеджмента.
Вместе они образовали успешный творческий тандем, взаимно дополняя возможности и опыт друг друга. При осуществлении поиска “наилучшего способа” они изучали выдаваемое задание, самого рабочего, его инструменты и обстановку на рабочем месте в “мельчайших научных подробностях” для того, чтобы скорректировать и объединить их для достижения наивысшей производительности труда. Схема последовательности операций и другие предложенные ими новшества остались в основном в неизменном виде и по-прежнему используются в современном системном анализе. Они интересовались также человеческим аспектом промышленного производства и подчеркивали необходимость подготовки рабочих и обеспечение их вовлеченности в трудовой процесс.
Лилиан Гилбрет после смерти своего мужа в 1924 г. продолжала руководить его фирмой, читать лекции по проблемам менеджмента и экономики домашнего хозяйства в различных университетах и заниматься применением принципов науки о движении для помощи инвалидам. Она также находила время для добровольной работы в местных и общенациональных общественных организациях. Многие называли ее “Первой леди менеджмента”.
Введение ………………………………………….………………………......3
1. Ранние этапы жизни Ф. Гилбрета…………………………………………4
2. Фрэнк и Лилиан Гилбреты: история сотрудничества…………………...5
3. Лилиан Гилбрет …………………………………………………………...8
4. Основной вклад в развитие менеджмента……………………………....10
5. Критика……………………………………………………………………12
Заключение ………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………….15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский
Факультет экономики и управления
Кафедра «Менеджмент, маркетинг
и организация производства»
СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА
по предмету «Теория менеджмента»
на тему:
Выполнил:
студент группы:
Проверил:
ст.пр. Натенадзе Э.Д.
Волгоград 2012
Содержание
Введение ………………………………………….…………
1. Ранние этапы жизни Ф. Гилбрета…………………………………………4
2. Фрэнк и Лилиан Гилбреты: история сотрудничества…………………...5
3. Лилиан Гилбрет …………………………………………………………...8
4. Основной вклад в развитие менеджмента……………………………....10
5. Критика……………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….15
Введение.
Фрэнк Гилбрет был
первопроходцем в области “науки о движении” и повсеместно
признается в качестве одного из основателей
“научных методов управления”. Его непрерывный
научный поиск, который после женитьбы
стал осуществляться совместно с супругой,
был нацелен на устранение потерь рабочего
времени за счет определения “наилучшего
способа выполнения работы”. Лилиан Гилбрет,
преподаватель и специалист по промышленной
психологии, была одним из первых ученых,
оценивших необходимость хороших человеческих
отношений на рабочем месте. Она оказала
глубокое влияние на мужа, обратив его
внимание на динамические аспекты менеджмента.
Вместе они образовали успешный творческий
тандем, взаимно дополняя возможности
и опыт друг друга. При осуществлении поиска
“наилучшего способа” они изучали выдаваемое
задание, самого рабочего, его инструменты
и обстановку на рабочем месте в “мельчайших
научных подробностях” для того, чтобы
скорректировать и объединить их для достижения
наивысшей производительности труда.
Схема последовательности операций и
другие предложенные ими новшества остались
в основном в неизменном виде и по-прежнему
используются в современном системном
анализе. Они интересовались также человеческим
аспектом промышленного производства
и подчеркивали необходимость подготовки
рабочих и обеспечение их вовлеченности
в трудовой процесс.
Лилиан Гилбрет после смерти своего мужа
в 1924 г. продолжала руководить его фирмой,
читать лекции по проблемам менеджмента
и экономики домашнего хозяйства в различных
университетах и заниматься применением
принципов науки о движении для помощи
инвалидам. Она также находила время для
добровольной работы в местных и общенациональных
общественных организациях. Многие называли
ее “Первой леди менеджмента”.
1. Ранние этапы жизни
Фрэнк Гилбрет
Ф. Гилбрет родился 7 июля
1868 г. в Фэйрфилде, штат Мэн, в семье, происходившей
из поселенцев в Новой Англии и строго
придерживавшейся пуританских традиций.
Эти особенности происхождения в значительной
мере повлияли на его характер и мировоззрение.
Когда умер отец, Фрэнку было всего три
года, но его мать не жалела сил, чтобы
по возможности дать своим детям хорошее
образование и профессиональную подготовку.
Фрэнк Гилбрет сначала учился в Академии
Филипса в Эндовере, где впервые обнаружился
его интерес к механике, а затем в бостонской
Школе грамматики Райса, где выявились
его способности к математике и техническому
черчению. По результатам учебы он получил
право на поступление в Массачусетскую
технологическую школу, но решил поступить
на работу.
В 17 лет он стал учеником каменщика. Ф.
Гилбрет быстро делал успехи: он освоил
несколько строительных профессий и посещал
вечерние курсы, чтобы пополнить свои
знания в строительстве. В 27 лет он стал
главным управляющим компании, в которой
начинал работать учеником.
Еще в начале трудовой деятельности Ф.
Гилбрет был поражен бесполезной растратой
ресурсов, допускавшейся существовавшими
в то время методами ведения строительства,
и решил устранить их или хотя бы сократить.
Он разработал “наилучшие способы” укладки
кирпичей и использования строительных
материалов; установки лесов и подготовки
учеников: применение усовершенствованных
методов позволяло снижать производственные
издержки и увеличивать зарплату работникам.
В апреле 1985 г. Ф. Гилбрет решил открыть
в Бостоне собственную строительную фирму.
За счет высокого профессионализма рабочих
и применения качественных материалов
он сразу сумел достичь высоких результатов.
Его бизнес быстро развивался. Являясь
тонким наблюдателем, Ф. Гилбрет многому
научился у своих фирм-заказчиков. Его
деловые заграничные поездки позволяли
ему быть в курсе всего нового, появлявшегося
за пределами США. Постепенно он переходил
от выполнения подрядов со своим оборудованием
и специалистами к консультированию клиентов
по всем аспектам строительных работ.
По мере расширения бизнеса ему приходилось
руководить не только нью-йоркским офисом
фирмы и многими ее филиалами на территории
США, но и ее лондонским отделением, заключавшим
договора с Адмиралтейством и Военным
министерством Великобритании.
В октябре 1904 г. Ф. Гилбрет женился на Лилан
Моллер. Они стали не только счастливыми
супругами, но успешными партнерами в
работе, где взаимно дополняли знания,
способности и опыт друг друга.
2. Фрэнк и Лилиан Гилбреты: история сотрудничества
С самого начала Ф. и Л.
Гилбреты были настроены на совместную работу, однако из-за многочисленных
дел в быстрорастущей семье (у них должно
было быть двенадцать детей, шесть мальчиков
и шесть девочек) вклад Лилиан в общее
предприятие был на первых порах ограниченным.
Однако она работала дома, редактируя
многочисленные рукописи мужа и занимаясь
собственными исследованиями, которые,
для пополнения знаний Фрэнка, были посвящены
вопросам индустриальной психологии.
В 1907 г. у Ф. Гилбрета наладились тесные
дружеские отношения с Фредериком Тейлором
(см. ТЕЙЛОР. Ф.). Они восхищались работами
друг друга и стали союзниками в разработке
методов научного управления. В работе Primer of Scientific Management (“Основы
научного менеджмента”) (1912) Ф. Гилбрет
отвечал на некоторые вопросы, которые
задавались Ф. Тейлору в сотнях приходивших
из многих стран мира писем. Диапазон ответов
простирался от определения некоторых
терминов до изложения принципов научного
управления и способов их применения;
от описания влияния методов научного
менеджмента на рабочего до объяснения
их связи с другими видами деятельности;
однако всегда в этих ответах подчеркивались
достоинства использования “научных
методов управления” как “честной сделки”
рабочего и работодателя.
Со своей стороны Ф. Тейлор восхищался
деятельностью Ф. Гилбрета и часто цитировал
отрывки из его посвященной способам кладки
кирпичей книги, в качестве ценных примеров
изложения принципов труда, популяризацией
которых он сам занимался. В 1910 г. они вместе
отправились в Англию в Институт прикладной
механики, чтобы изложить перед его научными
сотрудниками собственные концепции,
разработанные на основе “научных методов
управления”. Однако в 1913 г. их отношения
внезапно прекратились. К тому времени
Ф. Гилбрет стал работать консультантом
по вопросам менеджмента и эта деятельность
сделала его прямым конкурентом не только
самого Ф. Тейлора, но и сложившейся вокруг
него группы специалистов, которых он
направлял в обращавшиеся к нему за помощью
фирмы. Ф. Тейлор рекомендовал одного из
таких специалистов в фирму, которую консультировал
Ф. Гилбрет, что привело последнего в ярость.
Этот инцидент стал причиной разрыва их
отношений, а Лилиан Гилбрет позднее отзывалась
о Ф. Тейлоре как “о мало приятной личности”.
В своих консультациях по “технике управления”
Ф. Гилбрет расширил применение науки
о движении к более общим проблемам производства
и сосредоточил свое внимание на изучении
вопросов усталости. Он выделил сорок
две вызывающих усталость причины, пятнадцать
из которых были непосредственно связаны
с рабочим, четырнадцать — с окружающей
обстановкой, а тринадцать — с движениями,
требуемыми для выполнения работы. Ф. Гилбрет
разработал два метода исследования движения
с заданной точностью. Он разделил движения
на базовые, такие как поиск, выбор, подъем,
погрузку, позиционирование и пр., названные
им словом “therblig” (полученным путем
перестановки букв его фамилии Gilbreth) и установил часы
с циферблатом, проградуированным в долях
минут, в поле зрения кинокамеры, которая
снимала выполняемые рабочими операции.
Эти два новшества позволили ему выделять
и хронометрировать мельчайшие операции,
а также приступить к исследованию так
называемых микродвижений.
Ф. Гилбрет разработал также так называемый
“циклографический” метод, в соответствии
с которым к рукам или иным движущимся
частям тела рабочего прикреплялись маленькие
электрические лампочки. Когда рабочий
выполнял трудовые операции, то траектории
перемещения светящихся точек указывали
направления выполняемых им движений.
Затем метод циклографии был заменен более
совершенным методом “хроноциклографии”,
при котором частота, с которой проецировались
на экран вспышки лампочек в виде световых
точек или штрихов, позволяла судить об
ускорении или замедлении движений рабочего
В 1917 г., находясь на службе в американской
армии в звании майора, Ф. Гилбрет с успехом
применял свою науку движений для обучения
новобранцев и реабилитации двигательных
функций раненых. В написанной в 1915 г. для
“Journal of the American Society of Mechanical
Engeneering” статье он объяснял, как наука
о движении могла бы помочь лечению инвалидов.
В годы войны Ф. Гилбрет впервые почувствовал,
что у него начинаются проблемы с сердцем,
однако не сдавался и продолжал вести
чрезвычайно насыщенную профессиональную
деятельность. Он внедрял на заводах свои
методы экономии рабочего времени; писал
статьи; выступал на конференциях и семинарах;
проводил исследования в домашней лаборатории.
Ритм его работы был чрезвычайно высоким.
Конец наступил внезапно. Фрэнк Гилбрет
умер 14 июня 1924 г. незадолго до очередной
поездки в Европу.
Лилиан Гилбрет была активной помощницей
мужу во всех его творческих начинаниях.
Вместе они опубликовали три книги — Fatigue Study (“Исследование
усталости) (1916), Applied Motion Study (“Прикладная
наука о движении”) (1917) Motion Study for the Handicapped (“Наука
о движении для инвалидов”) (1920). После
замужества фокус ее исследований переместился
на проблемы психологии, что позволило
ей лучше дополнять работы мужа. В 1911 г.
Л. Гилбрет защитила докторскую диссертацию
по теме “Психология менеджмента”, текст
которой был опубликован в 1912-1913 гг. в журнале
“The Industrial Engeneering Magazine”,
а в 1914 г. — в отдельной книге. Ее издатели
потребовали, чтобы на обложке были указаны
только инициалы автора, чтобы читатели
не догадались, что книга была написана
женщиной.
Лилиан Гилбрет читала лекции в частной
лаборатории в своем доме, а также в технических
и бизнес-школах. Она стала полноправным
партнером в семейном консультационном
бизнесе. Она особо настаивала на важности
создания добрых человеческих отношений
и организации обучения на рабочем месте
и много сделала для гуманизации взглядов
своего мужа и расширения кругозора клиентов.
В своем письме редактору The National Cyclopedia of American Biography
от 10 апреля 1925 г. Лилиан Гилбрет так писала
о своей работе по изучению движения:
Когда мы начинали эту работу, мы имели
в своем распоряжении технические знания
мистера Ф. Гилбрета и его многолетний
опыт, накопленный при строительстве зданий,
плотин и прочих сооружений на разных
этапах его карьеры — от ученика до инженера-подрядчика,
а также мои теоретические знания проблем
обучения и психологии и некоторый практический
опыт преподавания. Я уверена, вы согласить
с тем, что ненужно, а на мой взгляд и невозможно,
пытаться разделить результаты нашей
совместной работы. Если они чего-нибудь
и стоят, так это в качестве демонстрации
того, чего можно добиться при сотрудничестве,
основанном на взаимных интересах и устремлениях
и примера обучению лидерству, как в случае
с мистером Ф. Гилбретом, и “следованию
за лидером”, как в случае со мной.
3. Лилиан Гилбрет
Сотрудничество супругов
трагически оборвалось в 1924 г. За три дня до отъезда
на конференции в Англию и Чехословакию
Фрэнк Гилбрет умер в телефонной будке
в то время, когда он звонил Лилиан, чтобы
сообщить ей об “идее, которая появилась
у него относительно экономии трудовых
движений при упаковке мыльных хлопьев
в фирме Lever Brothers” (Gilbreth and Carey, 1949: 137).
После смерти мужа Л. Гилбрет осталась
с одиннадцатью детьми (один их ребенок
умер) в возрасте от 2 до 19 лет. Демонстрируя
свой несгибаемый характер, она собрала
свою семью и обратилась к ней с такими
словами:
Завтра я отправляюсь на пароходе, на котором
собирался плыть ваш отец. У него уже были
билеты. Я собираюсь выступить с его докладами
в Лондоне и Праге. Я считаю, что ваш отец
одобрил бы мое решение (Gilbreth and Carey, 1949: 236).
Ей не потребовалось
много времени, чтобы переориентировать
направление своих усилий. Университет
Пардье, в котором по совместительству
преподавал ее муж, пригласил Лилиан
продолжить его деятельность. Она
читала его курс лекций до 1935 г., когда получила должность профессора менеджмента,
которую занимала вплоть до 1948 г.
Однако ее деятельность не ограничивалась
преподаванием. Л. Гилбрет использовала
науку о движении для анализа домашней
работы, причем занималась этой темой
около двадцати лет. Результаты ее исследований
время от времени печатались в таких популярных
периодических изданиях как “Good Housekeeping” и “Better Homes and Gardens”, а также
были опубликованы в виде двух отдельных
брошюр The Home-Maker and Her Job и Management in the Home (“СоздатеUь
дома и его работа” и “Менеджмент в домашнем
хозяйстве”) (1954). Помимо преподавания
в Университет Пардье она работала в нем
консультантом по проблемам ведения домашнего
хозяйства и благодаря этой деятельности
оказала значительное влияние на развитие
сети курсов домоводства по всей стране.
Развивая идеи мужа о реабилитации раненых
солдат, Лилиан Гилбрет использовала методы
науки о движении для разработки оборудования
и специальных процедур, облегчающих ведение
домашнего хозяйства для инвалидов. Полученные
результаты были изложены в книге Normal Lives for the Disabled (“Нормальная жизнь
для инвалидов”) (1944), написанной в соавторстве
с Эдной Йост.
Л. Гилбрет была чрезвычайно энергичным
и общительным человеком, охотно принимавшим
предложения поработать там, где были
нужны ее знания и опыт. В 1930 г. она стала
членом Чрезвычайного президентского
комитета по пособиям для безработных,
во время войны была советником по образованию,
а в 1951 г. была введена в состав Консультативной
комиссии по гражданской обороне. Она
находила время, чтобы помогать движению
девочек-скаутов Америки и различным организациям
инвалидов, а также церквам и библиотекам
в своем округе.
Лилиан Гилбрет продолжала исследовательскую
деятельность и после того, как ей исполнилось
70 лет, а в восьмидесятилетнем возрасте
она все еще выступала с лекциями и писала
статьи. На нее обрушился шквал наград.
Она получила свыше двадцати почетных
званий и специальных адресов от различных
профессиональных ассоциаций. Нередко
ее называли “Первой леди менеджмента”.
Лилиан Гилбрет скончалась в 1972 г.
4. Основной вклад в развитие менеджмента
Большой вклад в развитие
и популяризацию научного менеджмента
внесла супружеская чета Фрэнк и
Лилиан Гилбрет. Ранняя деятельность Ф.
Гилбрета была похожа на то, что делал Тейлор. Позднее
он организовал свою собственную консультативную
компанию и присоединился к движению научного
менеджмента. В начале своей деятельности
он систему управления строительством,
состоявшую из трех частей. 1.Система занятий
была системой бухгалтерского учета, которая
была разработана в помощь подрядчику
в подсчете различных затрат за неделю
работы. 2. Конкретная Система содержала
подробные советы конкретным подрядчикам.
Гилберт писал о контролировании рабочих,
включая необходимость ведения спортивных
соревнований между группами рабочих,
для быстрейшего завершения работы. Вся
работа была поделена для групп рабочих,
кто соревновались в том, чтобы быстрее
выполнить конкретное задание. 3. Система
Каменщика была технической. Он предложил
систему лучшего способа кладки кирпичей,
созданную на основе изучения движений.
Он не только обучал рабочих, как обращаться
с кирпичами, но и объяснял почему этот
способ был лучший. Он делал упор на экономии
усилий, а не скорости их выполнения. Также
как и Тейлор он вел поиск повышения производительности
труда без приложения больших физических
усилий. Результатом его поиска стало
увеличение рабочим дневной нормы кладки
кирпичей с 1 000 до 2700 штук без больших усилий.
В 1907 г. Гилберт познакомился с Фредериком
Тейлором. После того, как Гилберт стал
сотрудничать с Тейлором и начал улучшать
свою собственную систему, он стал разрабатывать
все более сложные методы измерения времени
работы. Он составил список 17 основных
движений, которые позволили проводить
более точный анализ элементарных движений
рабочих. Он впервые начал использовать
кинокамеру в проведении промышленных
исследований. Он также разрабатывал циклеграфическую
методику присоединения маленькой электрической
лампочки к руке, пальцу, или кисти рабочего
для фиксирования на пленке движений.
Большое исследование причин усталости
рабочих, проведенное Ф.Гилбретом вместе
с супругой Лилиан, показало, что причиной
усталости была не монотонность, а недостаток
интереса менеджмента к рабочему. Лиллиан
Гилбрет играла важную роль в работе ее
мужа и создала репутацию своей собственной
работой. В своей докторской диссертации,
изданной отдельной книгой еще до защиты,
она применила методы и находки психологии
к исследованиям рабочего места.
Она определяла психологию управления
как воздействие организующего работу
ума на организуемую работу, и влияние
неорганизуемой и организуемой деятельности
на мышление рабочего. Она считала, что
успешное управление базируется на человеке,
а не на работе и научный менеджмент представляет
собой средства, позволяющие максимально
использовать возможности и усилия человека.
Л. Гилбрет характеризовала три исторических
стиля управления: традиционный, переходный
и научный. Она отметила, что психологи
до того времени в значительной степени
концентрировались на изучении психологии
толпы и сравнительно немного работ было
выполнено по психологии личности. При
научном менеджменте рабочий обретал
умственное равновесие и безопасность,
а не обеспокоенность, которая была неизбежной
при традиционном управлении. Заботясь
о благосостоянии, научное управление
поддерживало регулярную работу, поощряя
хорошие отношения в коллективе, и способствовало
физическому, умственному, моральному,
и финансовому развитию рабочего. Л. Гилбрет
была пионером в психологии управления.
В 1911 году группа специалистов во главе
с Ф. Гилбретом создала отдельную организацию,
названную Обществом поддержки научного
менеджмента и переименованную после
смерти Тейлора в Общество Тейлора. Он
создал Введение в научный менеджмент,
в котором изложил общие вопросы научного
управления и предложил ответы в ясной
и доходчивой терминологии относительно
основных принципов и практики научного
управления. И хотя работа не содержала
принципиально новой информации, блестящие
постановка вопросов и формулирование
ответов, обеспечили книге широкое внимание
среди читателей".