Основное понятие мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является проведение анализа системы мотивации на рассматриваемом предприятии.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- определение понятия мотивации;
- изучение основных теорий мотивации;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Мотивация…………………………………………………………….5
1.1. Основное понятие мотивации……………………………………...5
1.2. Содержательные теории мотивации……………………………….6
1.3. Процессуальные теории мотивации……………………………….10
Глава II. Анализ системы мотивации в типографии ABT Group……………14
2.1. Характеристика ABT Group………………………………………..14
2.2. Исследование системы мотивации………………………………...15
Заключение………………………………………………………………17
Список литерату-ры………………………………………………………….....18

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa_PO_MENEDZhMENTU_2.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Мотивация…………………………………………………………….5

1.1. Основное понятие мотивации……………………………………...5

1.2. Содержательные теории  мотивации……………………………….6

1.3. Процессуальные теории мотивации……………………………….10

Глава II. Анализ системы мотивации в типографии ABT Group……………14

2.1. Характеристика ABT Group………………………………………..14

2.2. Исследование системы  мотивации………………………………...15

Заключение………………………………………………………………17

Список литературы………………………………………………………….....18

 

ВВЕДЕНИЕ

Высокая мотивация  персонала - это важнейшее условие  успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и рабочее поведение работников определяется только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико.

Таким образом, данная тема является актуальной, так как на сегодняшний день каждая компания стремится получить максимум прибыли при минимуме издержек, а это невозможно без грамотно подобранных кадров. Но даже при правильном подборе персонала необходимо не только вызвать интерес у работников, но и  суметь поддержать и развить его. Такой подход при прочих равных дает максимальный результат. И именно поэтому данная тема была выбрана для написания курсовой работы.

Целью курсовой работы является проведение анализа системы мотивации на рассматриваемом предприятии.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

- определение понятия  мотивации;

- изучение основных  теорий мотивации;

- исследование системы  мотивации на предприятии «АВT group»;

-  разработка практических  рекомендаций по усовершенствованию  управления мотивацией персонала для данного предприятия.

Для написания работы были использованы: учебная литература, научные статьи и материалы предоставленные «АВT group».

Курсовая работа состоит  из двух глав.

В первой главе дано понятие  мотивации и проанализированы содержательные и процессуальные теории мотивации.

Во второй главе дана краткая характеристика и рассмотрены  факторы мотивационного воздействия  используемые в рассматриваемой  организации.

 

ГЛАВА I. МОТИВАЦИЯ

1.1. ОСНОВНОЕ  ПОЯНИТИЕ МОТИВАЦИИ

Мотивация (от лат. moveo – двигаю) - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы, формы и степень активности деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Поводом, причиной, объективной необходимостью что-либо сделать выступает мотив. Под мотивом  мы будем понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности1.

Потребности - представляют собой желания, стремления к определенному результату, то, что побуждает человека к определенной деятельности. Потребности возникают и находятся внутри человека, они достаточно общие для  разных людей,  но в  то же  время имеет определенное  индивидуальное  проявление  у  каждого   человека.

Стремясь удовлетворить  свои потребности, люди выбирают свою линию целенаправленного поведения.

Таким образом,  мотивация делает поведение человека целенаправленным. Цель здесь - это то, что может привести к ликвидации испытываемого человеком состояния нужды в чем-либо. Достижение цели приводит уменьшению или исчезновению напряжения. Достижение цели восстанавливает физиологическое и психологическое равновесие.

Систематическое изучение мотиваций с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде даёт некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте. Результаты этих исследований рассматриваются в этом вопросе.

Теории мотивации к  работе можно разделить на две  группы:

  • теории содержания (содержательные);
  • теории процесса (процессуальные).

Первые делают упор на исследовании и объяснении содержательной  стороны теории  мотивации.  Такие теории  базируются  на изучении  потребностей  человека,  которые  и  являются основными  мотивом их проведения, а, следовательно, и деятельности. К сторонникам такого  подхода можно отнести   американских  психологов  Абрахама  Маслоу,  Фредерика  Герцберга  и  Дэвида  Мак-Клелланда. Рассмотрим подробнее эти теории.                  

Вторые разъясняют тот  процесс, который дает продвижение  происходящему внутри человека процессу мотивации. Здесь говорится о  распределении усилий  работников и выборе  определенного  вида  поведения  для  достижения конкретных целей.  К таким  теориям относятся  теория ожиданий, или модель мотивации  по В.  Вруму, теория  справедливости и теория или модель. Портера - Лоулера.

 

1.2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ  ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Иерархическая теория потребностей по А. Маслоу.

Сущность ее сводится  к изучению потребностей  человека. Ее сторонники считали, что предметом психологии является  поведение, а  не сознание  человека. В  основе же поведения лежат  потребности человека, которые можно разделить на пять групп2:

1. Физиологические потребности: являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, жилище, одежде, отдыхе, сексуальные потребности и другое

2. Потребности в безопасности: включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребности в безопасности является, например, покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности. Это потребности в привязанности, принадлежности к какой-либо общности, одобрении со стороны других, чувстве социального взаимодействия, дружбе.

4. Потребности в уважении включают внутренние факторы уважения, такие как самоуважение, самостоятельность, компетентность, личные достижения и внешние факторы уважения статус, уважение со стороны окружающих, признание.

5. Потребности в самовыражении - потребность в самореализации, достижении предела своих потенциальных возможностей, росте как личности.

Первые две группы потребностей первичные, а следующие  три вторичные.

Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

Маслоу выдвинул гипотезу, что в каждый конкретный момент поведение человека определяется самой сильной из неудовлетворенных потребностей. По мере того как очередная потребность удовлетворяется, она перестает играть мотивирующую роль и мотивирующей становится следующая потребность. При этом, по мнению Маслоу, сила потребностей понижается от физиологических потребностей к потребностям в самовыражении по ступеням иерархии потребностей.

Поскольку с  развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

 

Теория  приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда.

С развитием экономических  отношений и совершенствованием управления  значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно этой теории важная роль отводится потребностям в успехе, причастности и власти.

Потребность в  успехе предполагает стремление к достижению трудных и увлекающих целей. Индивиды, для которых в высокой степени характерна потребность в успехе, получают удовлетворение, достигнув результата, независимо от того, заметил ли это кто-нибудь или нет.

Потребность в причастности выражается в стремлении к теплым и дружеским отношениям с другими людьми. Люди с сильно выраженной потребностью в причастности любят работать в тесном контакте и кооперации со своими сотрудниками.

Потребность во власти связана с внутренним стремлением человека контролировать других людей и влиять на их поведение. В зависимости от того, как эта потребность используется, она может оказывать чрезвычайно позитивное или негативное воздействие на управленческий успех.

Существует два типа власти, каждый из которых (или их комбинация) могут удовлетворить эту потребность:

1. Стремление к личной власти предполагает стремление к доминированию над остальными для того, чтобы добиться этого доминирования.

2. Социализированное стремление к власти предполагает обретение власти как средства добиться группового успеха. Люди, стремящиеся к такой власти, используют ее для мотивации и позитивного влияния на других, а также для обеспечения достижения групповых целей.

Теория выживания, принадлежности и роста К. Алдерфера

Алдерфер выстроил трехуровневую иерархию потребностей, в которую включил приблизительно те же потребности, что и Маслоу, но иначе распределил их по группам. Им были выделены группы жизненно необходимых потребностей, которые включают физиологические потребности и потребность в материальной безопасности; потребности в принадлежности, которые включают все социальные потребности по Маслоу плюс потребность в социальной безопасности и потребность в социальной оценке; потребности роста, включая потребность в самооценке и самореализации.

Из рассмотренных выше двух теорий потребностей концепция Маслоу известна более широко и чаще применяется в организациях. Модель же Алдерфера является потенциально более применимой из-за того, что обеспечивает более современное рассмотрение и использование более глубоких знаний о человеческих потребностях и их роли в организациях.

Двухфакторная тоерия мотивации Ф. Герцберга

Герцберг  создал двухфакторную модель, которая  показывает удовлетворенность работой.

Первую группу факторов Герцберг назвал факторами контекста, или гигиеническими факторами, а вторую - мотиваторами.

Гигиенические факторы  связаны со средой, в которой осуществляется работа, а мотиваторы - с самим  характером и сущностью работы. Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной  степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворенность работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. Если факторы контекста создают плохую ситуацию, то работники испытывают неудовлетворенность, но и в лучшем случае эти факторы не приводят к большой удовлетворенности работой, а дают скорее нейтральное отношение.

Мотиваторы, вызывающие удовлетворенность  работой, связываются с содержанием  работы и потребностями личности в самовыражении. Отсутствие или неадекватность мотиваторов не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.

Таким образом, к гигиеническим факторам Герцберг отнес: способ управления, политику компании, отношения с непосредственным руководителем, условия труда, заработную плату, отношения с сотрудниками, отношения с подчиненными, статус, безопасность.

К факторам-мотиваторам  Герцберг отнес: достижения, признание успеха, работа как таковая (интерес к работе и заданию), ответственность, продвижение по службе, профессиональный рост.

Применение  концепции Герцберга предполагает двухстадийный процесс для управления удовлетворенностью и мотивацией работников. Сначала менеджеры должны обратиться к гигиеническим потребностям, обеспечить удовлетворение относительно базисных потребностей работников и снять их неудовлетворенность. Когда эти условия достигнуты, то у работников не будет неудовлетворенности работой и они не будут заинтересованы уклоняться от работы или работать плохо. Далее менеджеры могут переходить ко второй стадии и обращаться к удовлетворению значительно более мощных потребностей-мотиваторов.

 

1.3. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ  ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Теория ожидания В. Врума

Теория ожиданий утверждает, что индивиды имеют тенденцию действовать тем или иным образом на основе ожидания того, что за этими действиями последует вознаграждение и что это вознаграждение будет привлекательно для индивида. Теория основывается на использовании трех переменных или отношений.

Информация о работе Основное понятие мотивации