Основные черты современной японской системы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание

Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения. Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего, своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников

Работа состоит из  1 файл

Япония.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

       Руководители  среднего звена и  его  подчиненные  отвечают  за  достоверность

информации о  результатах своего  труда.

       Руководство среднего звена несет  ответственность  за  деятельность  кружков качества. Сотрудничество и связь с другими отделами - это и  есть  управление  по функциям.

       Ориентация  на перспективу - залог успешной деятельности фирмы.  Глава  фирмы должен ориентироваться  в  своей  работе  на  10  лет  вперед,  руководитель высшего звена на 5 лет руководитель отдела - на 3 года и  подразделения  - по крайне мере на 1 год.

       В заключении рекомендую руководителям  среднего звена, занимающим важные ответственные должности,  на  своих фирмах,  решать  стоящие перед ними

задачи инициативно, с достоинством и уверенностью в своих силах».

       Выводы,  которые   можно   сделать,   рассматривая   японскую   систему

управления, таковы:

- люди  получают  удовлетворение   от   зависимости, определяемой   тесной вертикальной связью  в  - структуре  коллектива, которая воспринимается  как гарантия защищенности и безопасности;

- основной  задачей  менеджера  является   поддержка   в   коллективе   духа корпоративности, объединении работников  общими  интересами   и   пониманием общих целей работы;

- когда создана  обстановка, обеспечивающая групповое принятие  решений,  все члены коллектива могут вносить вклад в достижение цели в полную  меру  своих способностей.                    

3. Управление трудовыми  ресурсами.

       Одной  из  отличительных  особенностей  японского  управления  является управление  трудовыми  ресурсами.  Японские  корпорации   управляют   своими служащими таким образом, чтобы последние  работали  максимально  эффективно. Для  достижения  этой  цели  японские  корпорации  используют   американскую технику управления кадрами,  в  том  числе  эффективные  системы  заработной платы, анализа организации труда  и  рабочих  мест,  аттестации  служащих  и другие. Но существует  и  большая  разница  между  американским  и  японским управлением.  Японские корпорации  больше  используют   преданность   своих служащих компаниям. Отожествление служащих  с  корпорацией  создает  крепкую мораль  и  ведет  к  высокой  эффективности.  Японская  система   управления стремится усиливать это отожествление, доводя его до жертвенности  интересам фирмы.

       Японский  служащий  очень  тесно  отожествляет  себя  с  нанявшей   его корпорацией. Как высшие должностные лица, так и рядовые исполнители  считают себя представителями корпорации. В Японии каждый работающий убежден, что  он важное и необходимое лицо для  своей  компании  -  это  одно  из  проявлений отожествления себя с фирмой. Другим проявлением является  то,  что  японский

работник в  ответ  на  вопрос  о  его  занятии  называет  компанию,  где  он работает. Многие служащие редко берут  дни  отдыха,  и  часто  не  полностью используют  свой  оплачиваемый  отпуск,  так  как  убеждены,  что  их   долг работать,  когда  компания  в  этом  нуждается,  тем  самым  проявляя   свою преданность компании.

       Теоретически, чем дольше человек работает в  организации,  тем  сильнее должно быть его самоотождествление с  ней. Японские  корпорации  гарантируют своим служащим работу и используют  систему  вознаграждений,  основанную  на трудовом стаже, для  того,  чтобы  предотвратить  уход  работника  в  другую фирму. Перешедший в другую компанию лишается трудового стажа и начинает  все сначала. Вся система  пожизненного  найма  основана  на  гарантии  занятости работника и на гарантии его продвижения. В  свою  очередь,  каждый  служащий

или рядовой  работник получает удовлетворение от  собственной   эффективности в работе, зная, что его действия когда-нибудь будут обязательно оценены.

       Занятость  в  Японии  имеет  особое  значение.  Это  не  только  вопрос контракта между  работодателем  и работником.  Она имеет эмоциональный и моральный подтекст. Японские  рабочие  трудятся  методично  и  преданно.  Они  пунктуальны. Возможно лишь небольшое расслабление в последние полчаса работы. У  японских рабочих природная любовь к чистоте  и  элегантности.  У  них  очень  развито чувство  долга.  Они  гордятся  своим  мастерством.  Они  получают  огромное удовлетворение от хорошо сделанной работы и чувствуют себя  несчастливыми  в

случае неудачи. У них нет чувства,  что  их  эксплуатирует  фирма.  Японским рабочим не возбраняется выражать гордость за свою  работу,  так  же,  как  и выражать свою преданность фирме.

       Пожизненный найм - это не юридическое право.  Его  утверждение  -  дань традиции, возможно,  имеющей  начало  в  первобытной  общине  и   получившей законченную форму в японском феодальном  обществе.  Фирма  морально  обязана заботится о своем работнике вплоть до выхода на пенсию.  Штат  комплектуется на основе личных качеств,  биографических  данных  и  характера.  Лояльность ценится больше, чем компетентность.  К  каждому  рабочему  относятся  как  к

члену семьи. Точно  также, если возникают финансовые трудности, все  достойно переносят сокращение доходов.

       В таких обстоятельствах менеджмент персоналом особенно важен.  Японские менеджеры  верят,  что  люди  -  это  величайшее   достояние.   При   отборе претендентов  для  менеджмента   высшего   уровня   больше   всего   ценится способность руководить людьми.

       Японцы  обладают  определенными  качествами,   которые   незаменимы   в менеджменте  промышленностью.   Один   эксперт   сказал:

       «В   Японии   каждый существует не как индивидуум, а  исключительно  как  член  большой  группы».

       Личность  отожествляет себя с  группой.  Ее  устремления  -  это  устремления группы; человек гордится работой этой группы. Он отдает себе  полный  отчет, что является членом команды,  и  не  стремится  к  личному  авторитету.  Его всегда  интересует  успех  команды.  Все   это   усиливает   координацию   в организации производства, а личные трения сводятся к минимуму. Поскольку фирма должна функционировать как одна сплоченная команда,  то больше всего ценятся такие качества, как взаимное  доверие,  сотрудничество, гармония  и  полная  поддержка  в  решении  задач,  стоящих  перед  группой.

       Индивидуальная   ответственность   и   индивидуальное   выполнение    работы сознательно  затушевываются.  Целью  является  улучшение  работы  группы   и усиление групповой солидарности. Таким образом, менеджмент всегда рассуждает с  позиции  группы.  Группа отвечает за  успех  дела  так  же,  как  и  за  неудачи.  Поэтому  отдельных работников редко упрекают за неудачи, особенно если это  творческие  неудачи или  связанные  с  рискованным  предприятием.  В  японских  фирмах   решение принимается группой. Подчиненные формулируют свои предложения и передают  их заинтересованным лицам. После  того  как  групповым  обсуждением  поставлены общие задачи, каждый работник определяет свои собственные и приступает к  их выполнению.  Если  будет  замечено,   что   подчиненный   не   в   состоянии контролировать  ситуацию,  менеджер  среднего  звена   вмешается,   и   будет лично осуществлять руководство.  Такое  отношение  внушает уверенность, что личные неудачи и ошибки, в общем-то, не беда,   старший  всегда  поможет выйти из сложного положения. Таким образом, акцент делается не на  избежание неудач,   а   на   достижение   положительного   результата.   Это   требует взаимопонимания.

       Человек нуждается в самоуважении:  он  любит  нести  ответственность  и совершенствовать свои знания  и  мастерство.  В  этом  случае,  как  считают японцы, у него долгая творческая жизнь.  Направленность  усилий  на  решение задач фирмы ведет к его собственному развитию и прогрессу  фирмы.  Менеджеры в Японии постоянно  разъясняют  цели  и  политику  компании  своим  рабочим,

которые могут  свободно высказывать свое  мнение  по  этому  поводу.  Рабочие имеют свободный доступ к администрации. Успех фирмы - это и их успех. 
 
 
 
 

Глава III.

Заключение.

       Япония  -  маленькая  страна.  Платность  населения   высокая.   Ресурсы ограничены. Природные  катаклизмы  вызывают  чувство  опасности.  Поэтому  у японцев острое чувство необходимости национального единства.  Они  в  полной мере  осознают,  что  их  выживание  зависит  от   единства   и   социальной сплоченности. Японцы работают группой более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед ними поставлена сложная задача. Даже принятие  решений  осуществляется в Японии путем группового консенсуса. Можно сказать, что Япония - страна парадоксов. Здесь отвергают личность как отдельного индивидуума, но проявляют  уважение к мнению каждого.

       В своей книге «Искусство японского  управления» А.  Атос  и  Р.  Паскаль отмечают: 

       «Японцы   рассматривают   каждого   человека   как   имеющего экономические, социальные, психологические и духовные потребности,  так  же, как это делают и американские руководители,  когда  специально  задумываются над этим.  Но  японские  руководители  полагают,  что  их  задачей является уделять как можно больше внимания именно  человеческой  личности,  не  столь сосредотачиваясь на других институтах (таких, как правительство,  семья  или религия)».

       При этом семья для японцев - форма  существования. При  достаточно жесткой  вертикальной  иерархии,  нет  «обожествления»  руководителя  -   он «досягаем». Японцы проявляют уважение не к месту, которое занимает  тот  или иной человек, а к тому, что конкретное он сделал в жизни, к его опыту.

       Японец  дисциплинирован,  мыслит  интересами  группы  и  способен   на экстраординарные   усилия   для   достижения   общего   блага.   Японцы - целеустремленные люди. Они хотят  совершенствовать  себя  до  бесконечности. Они готовы упорно работать ради этой цели.  Это  стремление  к  совершенству очень  помогло  японскому  менеджменту  в  интеграции   европейского   опыта управления  в традиционную японскую культуру.

       «Японский менеджмент изучил и вобрал  в  себя  современные  принципы  и методы с энергией, граничащей с жадностью», - сказал Сусума  Такамия,  декан факультета экономики  Токийского  Университета.  -  «Он  успешно  взялся  за четыре основные  проблемы  -  технологическую  инновацию,  индустриализацию, демократизацию и интернационализацию. Все это не повредило таким  культурным ценностям, как групповое сознание и уважение старших». Повиновение в  Японии принимает форму полного подчинения. 

       Японское  общество поделено на отдельные институты  не  горизонтально,  а вертикально. Предприятие является одним из  таких  институтов.  Менеджеры  и работники могут иметь разногласия, но это чисто внутренние дела фирмы. И те, и другие смотрят на  конкурирующие  фирмы  как  на  своих  заклятых  врагов. Каждая фирма стремиться быть первой в своей сфере.  Престиж  значит  больше, чем прибыль.

       В японских организациях лидер занимает  самый  ответственный  пост.  Он сплачивает  команду.  Он  подавляет   внутренние   конфликты.   Его   власть принимается всеми безоговорочно. Отсутствие его может привести  к  печальным результатам: группа теряет единство и тонет во внутренних раздорах. Авторитет и  власть  в  Японии  зависят  от  стажа,  а  не  от  заслуг. Следовательно, не всегда руководитель является  компетентным  человеком.  Он часто  не  может  объяснить  тонкости  своего  бизнеса  -  настоящая  работа осуществляется его подчиненными. Лидер должен хорошо  управлять людьми.  Он должен быть способен воодушевлять  свою  команду,  должен  уметь  вызвать  и сохранить любовь и преданность своего персонала.

       Японский  менеджмент  взывает  к   естественным   здоровым   инстинктам работников для развития их творчества, мастерства и сознательности. Учебная программа - это стимулирование  сотрудничества  в  работе.  Она мобилизует знания и опыт  всей  группы.  Она  еще  больше  сплачивает  ее  и развивает дух сотрудничества. Желание избежать  работы  с  оправданием,  что

«это не моя  работа», пропадает,  вместо  этого  возникает  готовность  нести дополнительную ответственность. Японская культура  отражает  страсть  японцев  к  красоте.  Их  чувство красоты многогранно. Для них красота - это изящество, элегантность,  чувство натуры, тонкий вкус и изысканная простота. Они пленяются внутренней  грацией больше, чем внешним блеском.

       Японская  концепция демократии отличительна.  Она  не  означает  горячие дискуссии между враждующими фракциями, не  признает  роль  большинства.  Все решения являются анонимными групповыми  решениями.  Япония,  таким  образом, стала страной собраний ради достижения единодушных решений.

       «Гармония превыше всего»  «Мир  без  доброты  страшен;  мир  без  труда упадочен».

       Японская  система управления является одной  из причин,  которые  сделали возможным бурное развитие японской экономики во  второй  половине  20  века. Окончательное своё оформление эта система получила в период с 40-х  по  60-е года ХХ века, период, когда японская экономика  находилась  в  поиске  путей для своего развития.

Информация о работе Основные черты современной японской системы управления