Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:31, реферат
ПитерФердинанд Друкер (Peter Ferdinand Drucker) является одним из самых известных ученых в области менеджмента и автором многих книг по проблемам управления. Его работы широко известны в мире. Родился Питер Ф. Друкер в 1909 году в Вене (Австрия). Будущий гуру получил образование на родине и в Великобритании, после чего работал репортером газеты во Франкфурте (Германия), параллельно готовясь к защите докторской диссертации. Позже Друкер работал экономистом в лондонском филиале одного из крупных международных банков, а в 1937 году переехал в США.
1. Введение 3
2. Основные идеи и концепции, разработанные П. Друкером 4
2.1. Управление по целям 6
2.2. Концепция предпринимательского общества 7
2.3. Общество знаний 11
2.4. Теория бизнеса 13
2.5. Эффективность 15
2.6 Задачи менеджмента в XXI веке 18
3. Заключение 25
4. Список литературы 27
2.4. Теория бизнеса.
Еще одна концепция, разработанная Питером Друкером, - концепция теории бизнеса. Она построена на попытках ответить на вопрос, что произошло с известными фирмами в 80-90 годах. Автор проанализировал причины кризисов крупных корпораций (например, «Дженерал Моторс» и «ИБМ») и сделал соответствующие выводы. Для «Дженерал Моторс» главной проблемой стала утрата понимания своего рынка, а для «ИБМ» – своего продукта, то есть компании не смогли адаптировать свою теорию бизнеса к современным условиям. Главной же разработкой Друкера стали три элемента, из которых состоит теория бизнеса. Первый элемент – представление об окружающей среде организации: общество и его структура, рынок, потребитель и технология. Второй элемент – представление о специфической (особой) миссии организации. Третий элемент – представление о ключевых возможностях компании или стержневая компетенция – совокупность возможностей, определяющих конкурентные преимущества и необходимых для выполнения миссии организации. Автор отмечает, что эти три пункта обманчиво просты. Обычно на выработку четкой, полноценной и действенной теории бизнеса уходят годы интенсивной работы, размышлений и экспериментов. Для достижения успеха организация должна работать на износ и развиваться по своему собственному пути. Чтобы теория бизнеса была действенной, следует учитывать четыре важных момента:
1. Представления об окружающей среде,
миссии организации и стержневой
компетенции должны соответствовать действительности.
То есть необходимо
учитывать изменения, происходящие в обществе,
его структуре, а соответственно в потребностях
и возможностях потребителей, и уже, исходя
из этого, каким-то образом развивать и
изменять свой бизнес.
2. Представления об этих
трех элементах должны соответствовать
друг
другу. Возможно, это было самой сильной
стороной «Дженерал Моторс»,
определяющей доминирующее положении
компании в течение десятилетий. В компании
было замечательное сочетание представления
о рынке и об оптимальном процессе производства.
В середине 20-х годов компания решила,
что ей также необходимы совершенно новые,
неизвестные до сих пор ключевые возможности:
финансовый контроль производственного
процесса и теория распределения капитала.
В результате появились современный учет
издержек и первый рациональный процесс
распределения капитала.
3. Все сотрудники организации
должны знать и понимать ее теорию бизнеса.
Это просто осуществить
на начальном этапе деятельности организации.
Однако с постепенным ее становлением
и приходом к успеху все больше и больше
проявляется тенденция считать теорию
бизнеса чем-то само собой разумеющимся.
Затем в работе организации появляется
некая небрежность, она начинает «срезать
углы». Компания начинает делать то, что
кажется подходящим, а отнюдь не то, что
является правильным. Она перестает задумываться,
задаваться вопросами. Она помнит ответы,
но забывает задавать вопросы. Теория
бизнеса становится культурой. Однако
культура не является заменой дисциплины,
а теория бизнеса – это прежде всего дисциплина.
4. Теория бизнеса должна
постоянно проверяться. Она не выгравирована
на
камне. Она состоит из предположений о
вещах, находящихся в постоянной
динамике, движении – общество, рынки,
потребители, технологии. Таким образом,
сама теория бизнеса должна предполагать
возможность ее изменения.
2.5. Эффективность.
В 1966 году Питер Друкер
выпустил книгу под названием «Эффективный
управляющий». Интересно то, что в этой
работе ученый выступил не только в качестве
теоретика, но и в качестве практика, дающего
конкретные советы. Автор пишет, что эффективности
нельзя научить, но можно и нужно научиться
самому. Он говорит, что управляющие, которые
не в состоянии направить свою деятельность
в эффективное русло, вряд ли смогут правильно
управлять своими сослуживцами и подчиненными.
Управляющие, не знающие, как эффективно
организовать собственный трудовой процесс,
показывают дурной пример для окружающих.
Для того, чтобы эффективно работать, еще
недостаточно быть трудолюбивым, хорошо
информированным или обладать высокими
интеллектуальными способностями. Эффективность
– это нечто самостоятельное и особенное.
Однако для того, чтобы быть эффективным,
совсем не обязательно иметь особые способности,
склонности или приобретенные навыки.
Эффективность управляющего выражается
в его способности выполнять определенные
– достаточно простые – задачи. Эффективность
слагается из нескольких практических
компонентов. Друкер выделяет пять основных
элементов для повышения эффективности
труда работника управления. Во-первых, эффективные
управляющие должны знать, на что они расходуют
свое время. Умение контролировать свое
время является важнейшим элементом производительной
работы. Этот шаг носит чисто методический
характер: регистрация времени, ведение
контрольных записей с его замерами. Это
заставляет работника более внимательно
взглянуть на то, куда он тратит свое время,
на свою деятельность и цели, что в значительной
степени повлияет на уровень и качество
выполняемой работы. Во-вторых, эффективные
управляющие должны концентрироваться
на достижениях, выходящих за рамки своей
организации. Им следует быть нацеленными
не на выполнение работы как таковой, а
на конечный результат. Хороший управляющий,
прежде чем приступить к выполнению того
или иного задания, задают себе вопрос:
«Каких результатов я должен достичь?»
Сам процесс работы и ее методы отходят
для него на второй план. Управляющий приучается
анализировать свою роль в организации
и определять свой вклад в ее деятельность.
Ответы на поставленные вопросы должны
вести к повышению требований к самому
себе, к размышлениям относительно собственных
целей и целей организации, а также к определению
ценностей. Самое главное, вопросы должны
натолкнуть на мысль о необходимости повысить
показатели своей работы. Они стимулируют
управляющего на принятие на себя большей
ответственности и отказ от роли подчиненного
лица, для которого хорошо все то, что устраивает
начальство. Иными словами, концентрируясь
на собственном вкладе, управляющий приучается
ориентироваться не на средства как таковые,
а на конечные цели. В-третьих, эффективные
управляющие должны строить свою деятельность
на преимущественных, сильных качествах,
как собственных, так и руководителей,
коллег и подчиненных, а также обязаны
отыскивать положительные моменты в конкретных
ситуациях. Нельзя начинать работу с решения
нереальных на данный момент задач. Активизация
сильных сторон характера находит свое
отражение в поведении. Это уважение личности
как своей собственной, так и других. Это
система ценностей и действий. Но это снова
учение в процессе выполнения работы и
саморазвитие на практике. Акцентируя
сильные качества, управляющий объединяет
индивидуальную цель и потребности организации,
индивидуальные способности и результаты
работы организации, индивидуальные достижения
и возможности организации. В-четвертых, эффективные
управляющие концентрируют свое внимание
на нескольких важнейших участках, в которых
исполнение поставленных заданий принесет
наиболее ощутимые результаты. Они должны
научиться устанавливать приоритетные
направления работ и не отклоняться в
их выполнении. Пустая трата сил и времени
приводит к самым отрицательным результатам.
В центре внимания на данном этапе – функциональные
показатели управляющего и организации.
Анализируется не то, что
происходит, а то, что хочется, чтобы произошло
в окружающих условиях. Развитию в данном
случае подлежит не информация, а характер:
предусмотрительность, уверенность в
своих силах, смелость. Другими словами,
здесь развивается лидерство, основанное
на целеустремленности, решительности
и уверенности. И в-пятых, эффективные управляющие
должны принимать эффективные решения.
А это, прежде всего вопрос системности,
то есть процесс выполнения задания должен
проходить в нужной последовательности.
Следует помнить, что эффективное решение
– это всегда суждение, основанное, скорее,
на несовпадении мнений, чем на согласованности
по фактам. Чрезмерная поспешность ведет
к принятию неверных решений. Решений
должно быть немного, но все они должны
быть фундаментальными. В принятии решений
нужно руководствоваться верной стратегией,
а не сиюминутными тактическими соображениями.
Автор самое большее внимание уделяет
саморазвитию управляющего, играющему
огромную роль в его становлении как эффективного
работника. Он должен приобрести соответствующие
знания и умения. Он должен освоить множество
новых для себя навыков по мере смены деятельности.
Но любые навыки и знания мало чем помогут
руководителю, если он не будет развивать
себя под углом зрения эффективности.
Саморазвитие управляющего в целях повышения
собственной эффективности является центральным
звеном в развитии организации. В той мере,
в какой управляющие стремятся приносить
конкретную пользу, они поднимают функциональный
уровень организации, в которой работают.
В результате организация не только становится
способной на более производительную
деятельность, она приобретает возможность
выполнять самые различные функции и стремится
к самым разным целям.
2.6. Задачи менеджмента в XXI веке
Перемены неуправляемы.
Управлять переменами нельзя. Но их можно опережать.
Центральная задача менеджмента в XXI веке заключается в том, чтобы превратить в лидеров перемен как можно больше организаций.
Для этого требуется следующее:
· Политика, направленная на создание будущего.
· Методика поиска и прогнозирования изменений.
· Стратегия внедрения изменений как во внутренней, так и во внешней деятельности организации.
· Политика, позволяющая уравновесить изменения и стабильность.
I. Основные принципы политики перемен
Подлинного лидера перемен отличают не только желание и способность создавать нечто абсолютно новое, но и желание и способность смело ломать сложившийся порядок вещей.
Политика, создающая будущее.
Принципы такой политики:
· Первый принцип - надо перестать жить вчерашним днем.
Задача номер один - высвобождение ресурсов, расходуемых на поддержание тех направлений деятельности, которые уже не способствуют повышению производительности и эффективности.
· Второй принцип политики перемен выражается в плановой, организационной ликвидации.
Лидер перемен регулярно проверяет на жизнеспособность каждый товар, услугу, процесс, рынок, канал распространения, каждого потребителя и форму конечного использования.
Первый вопрос, который должен регулярно задавать себе лидер перемен: что уже пора ликвидировать?
Не менее важен и второй вопрос: как должна проходить ликвидация?
Это очень трудный вопрос. Поэтому любой ответ на него обязательно стоит протестировать в небольших масштабах, т. е. опробовать с помощью пилотного проекта.
· Третий принцип - плановое, организованное улучшение (которое японцы называют "кайзен")
Все, что предприятие делает во внутренней и внешней среде, должно систематически и непрерывно совершенствоваться: товары и услуги, производственные процессы, маркетинг, обслуживание, технологии, подготовка и обучение кадров, использование информации.
Непрерывное улучшение в любой области в конечном счете преобразуют всю систему работы, вызывают появление новых товаров, новых услуг, новых процессов и новых видов бизнеса. В конечном счете, непрерывное совершенствование вызывает фундаментальные изменения.
· Четвертый принцип политики перемен заключается в том, что успех надо использовать.
Чтобы выступать в роли лидера перемен, организации необходимо сосредоточить внимание на возможностях. Организация просто обязана посадить проблемы на строгую диету и начать откармливать возможности.
II. Инициирование перемен
· Следующий принцип, касается инновационной деятельности и формулируется так: политика лидера должна быть направлена на инициирование перемен.
Чтобы преуспевать в качестве лидера перемен, организация должна выработать политику систематизированной инновационной деятельности.
Главная причина в том, что систематизированная инновационная деятельность создает отношение к организации как к лидеру перемен, другими словами, формирует имидж лидера перемен. Эта политика заставляет каждого члена организации видеть в изменениях новые возможности.
Окна возможностей
Каждые полгода или год - изучение изменений, которые могут обернуться новыми возможностями, в областях, которые называются "окна возможностей". Вот эти окна:
· Неожиданные успехи или неудачи самой организации, а также неожиданные успехи или неудачи конкурентов.
· Изменения, особенно в процессах (например распространения), или изменения в поведении потребителей.
· Нужды производственного процесса.
· Изменения в структуре отрасли и рынка.
· Демографические изменения.
· Изменения в смысле и воспитании.
· Новые области знания.
Инновационная деятельность - это трудная и упорная работа. И эта работа должна быть организована как одна из функций каждого работника подразделения предприятия и на каждом уровне управления.
Что следует избегать
Несколько слов о трех ловушках
· Первая ловушка - это инновационная возможность, не соответствующая принципам стратегии.
· Вторая ловушка: подлинное "нововведение" легко перепутать с "обновлением".
Главное отличие подлинной инновации в том, что она создает новую ценность. "Обновление" создает только повод для восхищения или ликования. Для проверки новизны, а равно и качества, проекта не годится вопрос "Нравится ли нам это?" Вопрос должен звучать так: "Желают ли этого потребители и станут ли они за это платить?"
· Третья ловушка: действие легко перепутать с движением.
Никто не спорит, реализация порой совершенно необходима. Но она должна следовать за действием, т. е. проводиться после того, как найдены ответы на вопросы "что" и "как". Но в отрыве от этих вопросов реорганизация - всего лишь "движение" и не заменяет собой действие.
Существует только один способ избежать ловушки:
организовать подготовку к изменению, или пилотный проект.
III. Пилотный проект
Ни теоретическое исследование, ни изучение рынка, ни компьютерное моделирование не могут заменить проверку в реальных условиях.
Поэтому все усовершенствования и нововведения должны быть проверены в небольшом масштабе в форме предварительных испытаний (пилотного проекта).
Два бюджета лидера перемен
Наконец, успешное лидерство в политике
перемен требует также
Первый - это обычный бюджет:
смета текущих расходов, которые есть у каждой организации и в котором отражены расходы на поддержание деятельности организации на существующем уровне. Этот бюджет отражает 80-90% всех расходов организации.
Второй - это специальный бюджет расходов будущего (перспективного) развития.
Этот бюджет остается стабильным и в хорошие, и в плохие времена. Его величина редко превосходит 10-12% общих затрат организации и этот показатель одинаков и для коммерческой, и для некоммерческой сфер.
IV. Перемены и стабильность
Перемены и стабильность - это скорее два полюса, чем две противодействующие силы. Чем лучше организация приспособлена к политике перемен, тем сильнее она нуждается в установлении стабильности внутри себя и во внешней среде, тем сильнее ей требуется уравновешивать быстрые изменения некоей неизменностью.
А) Один из способов - сделать партнерство в изменениях фундаментом стабильных отношений. Именно на это направлена японская система кейрецу, в основе которой лежит партнерство между поставщиком и производителем. Развивается партнерство в изменениях как фундамент стабильных взаимоотношений между производителем и распространителем.
Б) Но и взаимоотношения внутри организации тоже все больше начинают напоминать партнерство - и со штатными сотрудниками, и с представителями независимых компаний, работающими по договору, и с независимыми приглашенными специалистами.
В) Равновесие между переменами и
стабильностью требует
Информация о работе Основные идеи и концепции, разработанные П. Друкером