Основные элементы внутренней структуры организации. Понятие и принципы построения оргструктур. Требования к построению рациональных стр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание

Цель выполнения курсовой работы:
- углубленное изучение теории и приобретение навыков самостоятельной работы со специальной, нормативной, методической литературой;
- проверка практических навыков в области управления инновационными проектами;

Содержание

Введение………………………………………………………….……………………..3
I. Теоретическая часть:
1. Различные подходы к понятию организация…………………………………….
2. Понятие и основные элементы организационной структуры……………………
3. Факторы, влияющие на выбор организационной структуры…………………..
4. Порядок и принципы построения организационной структуры………………
5. Требования к построению рациональной структуры…………………………..
II. Практическая часть:
SWOT – анализ Отеля «Валдайская Усадьба»………………………………
Заключение………………………………………………………………….....
Список использованной литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

9) принцип рационального сочетания централизации и деценрализации выполнения функций. При децентрализации руководства повышается активность низовых звеньев управления, которые ближе находятся к производству. При централизации создается условия для эффективного применения современных

     Средств управленческой техники, специализации подразделений исполнителей, однако при этом может пострадать оперативность принятия и реализации решений, значительно понизятся Активность и ответственность нижестоящих звеньев;

10) принцип гибкости (в том числе желание модифицировать себя, так как система, по мнению О. Т. Лебедева, А. Р. Каньковской, сопротивляется изменениям, касающимся способа ее организации [67]) и экономичности — реагировать на изменения внешней и внутренней среды с наименьшими затратами.

     Ряд  авторов рассматривают принципы  формирования структур управления  с иной позиции, предлагая перечень  факторов, определяющих ситуацию, в которой функционирует организация, а соответственно и принципы построения её структуры управления (табл.   ). То есть, по их мнению, основной принцип проектирования – соответствие ситуации, сочетание ситуационных факторов.

Таблица

Факторы, определяющие сложность организационной структуры предприятия

Как влияет на сложность  организационной структуры усиление (увеличение, повышение, углубление) фактора

Объем продаж

Осложняет

Номенклатура      выпускаемой продукции

Осложняет

Показатель  унификации продукции

Упрощает

Сложность продукции

Осложняет

Масштаб производства

Упрощает

Специализация производства

Упрощает

Кооперирование  производства

Упрощает

Концентрация  производства

 

Комбинирование  производства

Осложняет

Развитие  инфраструктуры региона

Упрощает

Международная интегрированность предприятия

Упрощает 


 

     Наиболее интересен в этом отношении подход, предложенный О. С. Виханским, А. И. Наумовым [28, с 2j6], который представляет собой группировку факторов проектирования организации и рассматривает как внутренние, так и внешние факторы.

     Выделяются четыре группы ситуационных факторов:

  • внешняя среда;
  • технологии работы в организации;
  • стратегический выбор руководства организации в отношении ее целей;
  • поведение работников.

     Факторы могут в отдельности или в комбинации влиять на решения по проектированию организации через те компоненты, которые заключены в каждом из них.

5. Требования к построению

Структура аппарата управления выражает форму  разделения труда. От того, насколько она правильно построена, зависит эффективность воздействия управляющей системы на управляемую.

Первое  требование к структуре аппарата управления — оперативность. Это значит, что управляющее решение должно достигнуть управляемого объекта раньше, чем наступит очередное изменение состояния производства. В противном случае решение окажется не нужным.

Другое  требование – надежность, т. е. структура аппарата управления должна обеспечивать абсолютную достоверность и бесперебойность передачи информации. Она должна быть настолько подвижной, чтобы могла быстро перестраиваться в соответствии с этими изменениями в производстве.

В каждой управляющей системе должно быть небольшое количество звеньев по горизонтали и ступеней по вертикали, однако этот минимум обязан обеспечить наилучшую эффективность управления, т. е. система управления должна соответствовать требованию оптимальности.

Важным  показателем качества структуры  управления является ее экономичность, когда наибольший эффект достигается при наименьших затратах на содержание ее аппарата.

На  организационную структуру управления оказывают воздействие цели, принципы, методы и функции управления. Рассмотрим их.

Цель требует выделения подразделений, отвечающих за ее выполнение.

Принципы и методы — создание или расширение структурных подразделений. Например, принцип коллегиальности реализуется посредством функционирующего при директоре технического совета, в задачи которого входит обсуждение проблемных вопросов, выработка вариантов решения. Переход к рыночным отношениям требует выработки конкретных программ и их осуществления на уровне предприятий. Усиление социально-психологических методов управления потребовало создания специальных служб.

Но  самое большое влияние на структуру  управления оказывают функции управления, их состав, содержание и объем. Поэтому установление их перечня и содержания, необходимых для достижения целей, должно предшествовать построению аппарата управления. Следует придерживаться принципа "первичность функции и вторичность органа управления".

Сформировать  структуру — это значит закрепить  конкретные функции за подразделениями аппарата управления. Если развиваются функции, это влечет за собою развитие структуры-управления.

Научно-технический  прогресс приводит к появлению новых  функций и отмиранию действующих. В связи с этим формирование структуры аппарата управления должно базироваться на глубоком анализе системы функций.

Создаются более  совершенные органы управления, между  которыми распределяются функции. На верхних уровнях управления функции перспективного планирования и прогнозирования, а в низовых звеньях — оперативного и текущего планирования.


Структура управления изменяется с развитием  производительных сил и производственных отношений, а также с увеличением  познавательного уровня закономерности этих отношений. Продолжая линию на создание наиболее эффективных организационных структур, их динамизм и целостность, необходимо настойчиво осуществлять меры, направленные на их оперативность, надежность и экономичность.

     При разработке структуры управления предприятием учитываются и такие факторы, как количество работающих, объем производства, уровень   механизации и автоматизации, вид и тип производства, количество и виды оборудования, организация труда и производства, номенклатура продукции. Например, повышение уровня механизации и автоматизации производства сокращает функцию оперативного планирования и управления, снижает нормы технологического обслуживания оборудования, позволяет установить количество основных и вспомогательных рабочих, расход материалов, электроэнергии. А это, в свою очередь, определяет количество и квалификационный состав технических, экономических и административных подразделений.

Структура управления зависит также от централизации  функций управления, которая сокращает количество подразделений. Концентрация производства и укрупнение фирм способствует дифференциации функций между различными уровнями системы управления. Целесообразно функции перспективного планирования, технического перевооружения, капитального строительства решать централизованно, на верхних уровнях системы управления, а вопросы оперативного управления — в низовых ее звеньях. Дифференциация проблем, решаемых централизованно и децентрализованно, отражается на структуре аппарата управления. Так, децентрализация разработки плановых показателей в свое время привела к расширению экономических служб предприятий.

На  структуру органов управления оказывает  влияние также уровень методологической и организационной работы. Правильно организованная работа и применение передовых методов повышают производительность управленческого труда. В этом деле большое значение имеет совершенствование документации и документооборота, научного определения потоков информации.

Положительное влияние на структуру управления оказывает также специализация управленческого труда с четким разграничением прав и обязанностей подразделений и должностных лиц.

 

Заключение

 

 

 

  1. SWOT – анализ отеля «Боярская Усадьба»

     SWOT-анализ - необходимый компонент оценки положения организации на рынке. Он позволит выяснить сильные и слабые стороны Отеля «Валдайская Усадьба», потенциальные возможности и угрозы, а так же сделать вывод о том, оправданно ли создание Отеля и в каком направлении он должен развиваться.

     Отель «Боярская Усадьба» расположен по адресу: Тверская обл. Вышневолоцкий р-н. Залучье 23.        

     Тел: 8(48233)7-91-55

     Юридический адрес предприятия: Тверская обл., г. Вышний Волочок, ул. Октябрьская, 19.

     Сайт отеля «Боярская усадьба» http://www.boiarskaiausadba.ru/

     Отель образован в 2005 г. на территории бывшего детского лагеря.

     Уютный туристический отель «Боярская Усадьба» предоставляет основной вид услуги – индивидуальный, семейный или корпоративный отдых на берегу озера среди живописных хвойных лесов и здорового климата.

     В  районе, где расположена «Боярская  Усадьба», находятся 4 конкурирующие  фирмы, а число конкурентов  по области составляет – 32.

Важными преимуществами этого отеля являются: его удалённость от населённых пунктов (ближайшая деревня - в 10 км), огромная территория (10 га) и то, что Отель расположен на водоразделе озёр Клещино (Клешено) и Судомля  и других таких мест, хороших подходов к озёрам практически нет.

Организационная структура Отеля  «Боярская Усадьба» является линейной. Деятельность Отеля «Боярская Усадьба» в настоящее время вполне успешна, даже, несмотря на то, что Отель осуществляет свою деятельность не более 5 лет.

В целом, можно  утверждать, что уютный отель «Боярская Усадьба» отличное место для отдыха, предлагающий разнообразный и современный отдых. Слаженная организационная структура отеля позволяет ему работать наиболее продуктивно, использовать новейшие услуги и условия для отдыха.

 

     SWOT-анализ ООО «Боярская Усадьба» представлен в табл.1.

Таблица

               SWOT-анализ ООО «Боярская Усадьба»

Сильные стороны

Слабые  стороны

- удобное месторасположение

- доступные  цены

- хорошо организованная  реклама

- высокий спрос  на загородный отдых

- наличие финансовых  ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей

- наличие современного  оборудования и мебели в номерах

- широкий ассортимент  услуг

- хорошая репутация на рынке

- благоприятный  социально-психологический климат  в коллективе

- наличие собственных  ремонтно-строительных рабочих

- отсутствие  четкой стратегии

- текучесть кадров

- недостаток  навыков и талантов управления  у руководства отеля

- слабые навыки  в области маркетинговой деятельности  у сотрудников компании

- не полностью  сформированная инфраструктура  отеля

- значительное  число конкурентов

 

Возможности

Угрозы

- повышение  качества обслуживания потребителей

- повышение  категории гостиницы

- расширение  дополнительных услуг

- привлечение  новых сотрудников и открытие  новых должностей

- возможность  быстрого развития в связи с резким ростом спроса

- завершение  строительства инфраструктуры отеля

- совершенствование  рекламной деятельности

- разработка  системы скидок на групповые заезды, постоянным клиентам и др.

- возрастание  требований со стороны потребителей

- появление новых конкурентов в непосредственной близости к отелю

- усиление существующих  конкурентов

- отсутствие  источников дополнительного финансирования

- угроза банкротства

- возможность  поглощения более крупной фирмой

- неблагоприятные  экономические, социальные, политические изменения


 

     Данные таблицы свидетельствуют о том, что деятельность Отеля «Боярская Усадьба» в настоящее время вполне успешна, даже, несмотря на то, что Отель осуществляет свою деятельность не более 5 лет и имеется большое число конкурентов. Развитие имеющихся преимуществ и реализация будущих возможностей позволит Отелю избежать возможных угроз, а также устранить слабые стороны деятельности и развивать сильные.

                  Таблица

                         Оценка изменения факторов

Факторы сильных  и слабых сторон,

возможностей  и угроз

 

Направление и  оценка изменений факторов

 

–5

 

–4

 

–3

 

–2

 

–1

 

0

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А. Сильные стороны:

1. удобное месторасположение

2. доступные  цены

3. хорошо организованная реклама

4. высокий спрос  на загородный отдых

5. наличие финансовых  ресурсов, необходимых для достижения  поставленных целей 

6. наличие современного  оборудования и мебели в номерах

7. широкий ассортимент  услуг

8. хорошая репутация  на рынке

9. благоприятный социально-психологический климат в коллективе

10. наличие собственных  ремонтно-строительных рабочих

Общее влияние  сильных сторон на развитие предприятия

Итого

                     

В. Слабые стороны:

1. отсутствие  четкой стратегии

2. текучесть кадров

3. недостаток навыков и талантов управления у руководства отеля

4. слабые навыки  в области маркетинговой деятельности  у сотрудников компании

5. не полностью  сформированная инфраструктура  отеля

6. значительное  число конкурентов

Общее влияние  слабых сторон на развитие предприятия

Итого

                     

С. Возможности:

1. повышение  качества обслуживания потребителей

2. повышение  категории гостиницы

3. расширение  дополнительных услуг

4. привлечение  новых сотрудников и открытие  новых должностей

5. возможность  быстрого развития в связи с резким ростом спроса

6. завершение  строительства инфраструктуры отеля

7. совершенствование  рекламной деятельности

8. разработка  системы скидок на групповые  заезды, постоянным клиентам и  др.

Общее влияние  возможностей на развитие предприятия

Итого

                     

D. Угрозы:

1. возрастание  требований со стороны потребителей

2. появление  новых конкурентов в непосредственной  близости к отелю

3. усиление существующих  конкурентов

4. отсутствие  источников дополнительного финансирования

5. угроза банкротства

6. возможность  поглощения более крупной фирмой

7. неблагоприятные  экономические, социальные, политические  изменения

Общее влияние  угроз на развитие предприятия

Итого

                     

Е. Итого суммарное  влияние всех факторов на развитие предприятия

                     

Информация о работе Основные элементы внутренней структуры организации. Понятие и принципы построения оргструктур. Требования к построению рациональных стр