Основные этапы инновационных процессов и источники их финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:17, реферат

Описание

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Содержание

Введение

Сущность инвестиционного проекта и его основные этапы.
Источники финансирования инвестиционного проекта
Особенности государственного финансирования инновационных проектов в России
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Иновац менедж ГОТОВО.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

Из средств  госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов финансируются направления инновационной деятельности, имеющие приоритетное значение. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

а) финансирования федеральных целевых инновационных программ; 
б) финансового обеспечения перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

К числу приоритетов  государственной  инновационной политики РФ относятся федеральные целевые программы: «Национальная технологическая база», «Развитие электронной техники в РФ», «Развитие гражданской авиационной техники», «Информатизация РФ», «Технологии двойного назначения», «Развитие промышленной биотехнологии», «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности» и пр.

К инновационным программам, на осуществление которых предполагается получение государственной финансовой поддержки, предъявляются следующие требования:

  • право на участие в конкурсном отборе имеют инновационные проекты, направленные на развитие перспективных (развивающихся) отраслей экономики, при условии их частичного финансирования (не менее 20% от суммы, необходимой для реализации проекта) из собственных средств компании;
  • срок окупаемости не должен превышать установленных нормативов (как правило, 2 года);
  • государственное финансирование инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях предоставления части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность;
  • инновационные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

Акционерное финансирование

Данная  форма доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества; позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов. Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект.

Для определения номинальной суммы эмиссии ценных бумаг используют следующие показатели:

  • объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации
  • инновационного проекта;
  • ожидаемый прирост капитала и размер дивидендов по акциям;
  • величина денежных поступлений, которую рассчитывает получить эмитент при размещении акций.

Банковские  кредиты

Коммерческие  банки финансируют инновационные  проекты, обладающие реальными сроками  окупаемости (срок окупаемости меньше срока реализации проекта), имеющими источники возврата предоставляемых финансовых средств, обеспечивающие значительный прирост инвестируемого капитала.

Банковский  кредит предоставляется на определенный срок под проценты, размер которых  зависит от срока займа, величины риска по проекту, характеристик  заемщика и пр.

Процентная  ставка может определяться исходя из базисной ставки, на которую ориентируются  инвестиционные банки.

В мировой  практике используются базисные ставки ЛИБОР, ЛИБИД, ФИБОР.

ЛИБОР (London Interbank Offered Rate — LIBOR) — ставка предложения на межбанковском депозитном рынке в Лондоне. Ежедневно рассчитывается как среднеарифметическая ставка из группы индивидуальных ставок крупнейших лондонских банков.

ЛИБИД (London Interbank Bid Rate — LIBID) — ставка спроса, рассчитывается как среднеарифметическая ставка покупателей.

ФИБОР (Frankfurt Interbank Offered Rate — FIBOR) — ставка предложения на межбанковском рынке во Франкфурте.

В российской практике с 1994 г. используются ставки МИБОР, МИБИД, МИАКР.

МИБОР (Moscow Interbank Offered Rate — MIBOR) — ставка размещения, определяемая как усредненная ставка по межбанковским кредитам, которые предоставляются контрагентам крупнейшими российскими банками.

МИБИД (Moscow Interbank Bid Rate — MIBID) — объявленная ставка привлечения, определяемая как усредненная величина объявленных ставок по межбанковским кредитам, которые предлагают купить крупнейшие российские банки.

МИАКР (Moscow Interbank Aktual Credit Rate — MIACR) — средняя фактическая ставка межбанковского кредита в группе крупнейших российских банков.

Венчурное финансирование

Венчурное финансирование осуществляется фондами  рискокапитала путем предоставления денежных ресурсов на беспроцентной  основе без гарантий их возврата.

Деятельность  венчурных фондов по финансированию инновационных проектов обладает рядом  характерных особенностей, что отличает их от традиционных инвестиционных фондов:

  1. риско-инвесторы готовы к потере своего капитала (не требуют залоговых гарантий возврата предоставленных средств);
  2. «риско-капитал» предоставляется на длительный срок (5—7 лет) без права его изъятия;
  3. «риско-капитал» размещается только в форме акционерного капитала.

Риск  венчурных инвесторов велик, однако в случае удачи он компенсируется сверхприбылью. Статистика показывает, что в 15% случаев венчурный капитал  полностью теряется, в 25% — риско-фирмы терпят убытки в течение большего срока, чем планировалось, в 30% — получают умеренные прибыли и в 30% — сверхприбыли (превышение «риско-капитала» в 30—200 раз). Снижения рисков при осуществлении венчурного финансирования удается достичь при тщательном отборе проектов, а также за счет одновременного вложения средств в несколько инновационных проектов, находящихся на разных стадиях реализации.

Финансовый  лизинг

Финансовый  лизинг — процедура привлечения  заемных средств в виде долгосрочного  кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку.

При осуществлении  финансового лизинга лизингодатель  обязуется приобрести указанное  лизингополучателем имущество у  определенного продавца и передать его лизингополучателю на определенный срок во временное владение и пользование. Срок действия договора по финансовому лизингу больше или равен сроку полной амортизации предмета лизинга. После завершения срока действия договора предмет лизинга может быть передан в собственность лизингополучателю при условии полной выплаты сумм по договору лизинга.

Данная  процедура позволяет, с одной  стороны, осуществлять реализацию дорогостоящего оборудования большему количеству пользователей, с другой стороны, сократить единовременные затраты арендополучателей, связанных с приобретением капиталоемкой продукции.

Форфейтинг

Форфейтинг  является операцией по трансформации  коммерческого кредита в банковский. Суть операции заключается в следующем.

Покупатель, не располагающий на момент заключения сделки требуемой суммой финансовых ресурсов, выписывает продавцу комплект векселей на сумму, равную стоимости объекта сделки и процентов за отсрочку платежа, т. е. за предоставление коммерческого кредита.

Продавец  учитывает полученные векселя в  банке с формулировкой «без права  оборота на себя», что освобождает его от имущественной ответственности в случае неплатежеспособности векселедателя. По учтенным платежам продавец получает деньги в банке. В результате коммерческий кредит предоставляет не продавец, а банк, согласившийся учесть векселя и принявший на себя кредитный риск, т. е. коммерческий кредит трансформируется в банковский. Величина кредитного риска, зависящая от надежности векселедателя, влияет на ставку дисконта, по которой учитываются векселя банком.

Кредитование  по схеме форфейтинга является среднедолгосрочным (от 1 года до 7 лет).

Смешанное финансирование

Осуществляется  путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных  проектов, из различных источников.

3. Особенности государственного финансирования инновационных проектов в России

     Уровень инновационной активности России - один из самых низких в мире. Доля предприятий, осуществляющих технологические  инновации, в 2008 г. составила 10,5%, тогда как в Японии - 33%, Канаде - 67%, Германии - 66%. Значительная часть предприятий реального сектора экономики относится к нововведениям пассивно. Из-за низкой капитализации научных результатов привлекательность инновационных проектов низка. Не развиты экономические и правовые механизмы, способные продвигать результаты интеллектуальной деятельности и вводить их в хозяйственный оборот. В условиях обострения мировой конкуренции за рынки и ресурсы ускоренный перевод отечественной экономики на инновационный путь развития приобретает особую актуальность.

     Финансирование инновационных проектов может осуществляться по разным каналам. Один из них - конкурсное финансирование исследователей и инновационных фирм через фонды. В начале 90-х были созданы Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский фонд технологического развития (РФТР), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Но идея коммерциализации науки, в сущности, не была реализована: практически все действующие в нашей стране фонды являются государственными.

     Фонды организуют конкурсы на звание ”Лучший научный проект” по заранее обозначенному кругу задач. Так, в 2005 г. на конкурс исследовательских проектов поступило 1566 заявок, в 2006 г. в нем участвовало уже 1466 проектов. Чтобы избежать коррупции и недобросовестности в конкурсных оценках, планируется создать независимую экспертную комиссию, которая обеспечила бы прозрачность технической, экономической и юридической экспертизы как на стадии отбора заявок на финансирование, так и при оценке итогов. Важно, чтобы в заявке на финансирование инновационного проекта были отражены результаты патентного анализа, который бы позволил прогнозировать ”судьбу” проекта на основе определения его потенциальной конкурентоспособности.

     Наряду  с фондами, специализирующимися  на финансировании отдельных ученых и научных групп, целесообразно организовывать фонды, поддерживающие, например, научные исследования в сфере медицины и здравоохранения, малого предпринимательства, системы венчурного финансирования. А поскольку наука не может принести бизнесу прибыль в короткие сроки, то для финансирования стартовых проектов предлагается создать фонды на безвозмездной основе.

     Сегодня более перспективной представляется идея частно-государственного партнерства. Оно способно облегчить процесс  консолидации средств, обеспечить связь между фундаментальными и прикладными исследованиями, ускорить выход на конечный результат, воплощенный в конкретном продукте.

     Ученые  заинтересованы в том, чтобы государственные  федеральные ведомства и агентства  активно сотрудничали с ними, чтобы приоритетные направления фундаментальных исследований определялись более обоснованно. Примером такого сотрудничества, на мой взгляд, является деятельность Общественной некоммерческой ассоциации - НАИРИТ (Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий), созданной 12 сентября 2006 г. при поддержке профильных министерств, Совета Федерации, Счетной палаты, РАН, а также представителей ведущих коллективов разработчиков инновационных технологий. Цель НАИРИТ - организация взаимодействия членов ассоциации с представителями государственных и частных венчурных инвестиционных фондов, содействие последним в выборе эффективных инновационных проектов, а также обеспечение общественного контроля за процессом финансирования инновационных проектов.

Выделение бюджетных средств ныне осуществляется при соблюдении ряда условий:

Информация о работе Основные этапы инновационных процессов и источники их финансирования