Основные этапы инновационных процессов и источники их финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:17, реферат

Описание

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Содержание

Введение

Сущность инвестиционного проекта и его основные этапы.
Источники финансирования инвестиционного проекта
Особенности государственного финансирования инновационных проектов в России
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Иновац менедж ГОТОВО.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)
  • федеральные целевые инновационные программы и перспективные инновационные проекты финансируются на конкурсной основе (рассматриваются бизнес-план, техническое задание, календарный план выполнения работ и т.д.; решение также зависит и от того, какой материальной и организационной базой располагает предприятие, какова кадровая обеспеченность, основные экономические показатели и возможности научной деятельности). К инновационным программам, получающим государственную финансовую поддержку, предъявляются достаточно жесткие требования. Так, право на участие в конкурсном отборе имеют инновационные проекты, направленные на развитие перспективных (развивающихся) отраслей экономики, при условии их частичного финансирования (не менее 20% общей суммы) из собственных средств компании;
  • срок окупаемости, как правило, не должен превышать два года. Инновационные программы, прошедшие конкурсный отбор, получают государственное финансирование из средств федерального бюджета (на возвратной основе) либо на условиях передачи части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность.
  • инновационные программы, выставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

Министерство  образования и науки РФ разработало  Стратегию развития науки и инноваций  в Российской Федерации на период до 2015 г. Общая сумма расходов на ее реализацию (2006-2015 гг.) составляет в текущих ценах 4053,5 млрд. руб.: из федерального бюджета - 2688,3 млрд. руб., из бюджетов субъектов РФ - 257,1 млрд., из внебюджетных источников - 1107,1 млрд. руб. Согласно этой стратегии в 2007 г. сформированы целевые программы, направленные на создание технологического фундамента инновационного развития и удовлетворение потребностей отечественной промышленности в новых наукоемких технологиях, способных резко повысить качество и конкурентоспособность производимой продукции.

     Финансирование  мероприятий в рамках федеральных  целевых программ предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета  и внебюджетных источников. Объем  и динамика расходов бюджетных средств  на реализацию программ определяются характером и временными рамками реализуемых мероприятий. Финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения объектов происходит через главных распорядителей бюджетных средств. Такой статус имеют РАН, СО РАН, Минобрнауки России. Порядок бюджетного финансирования регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

     Согласно  федеральным целевым и ведомственным  программам осуществляется государственное  финансирование НИОКР в области  нанотехнологий. Однако в них не предусмотрены средства на развитие материально-технической базы и иных составляющих инновационной инфраструктуры. Между тем коммерческое освоение нанотехнологий в нашей стране тормозится именно из-за отсутствия научного и специального оборудования, приборов и устройств, отвечающих современным мировым требованиям. Если не исправить это положение, то имеющийся сегодня научный задел может быть утрачен или использован иностранными конкурентами.

     Привлечение внебюджетных средств осуществляют Федеральное агентство по науке  и инновациям и Федеральное агентство по образованию; государственные заказчики заключают государственные контракты, подписывают с соответствующими организациями протоколы (соглашения) о намерениях.

     К сожалению, в России недостаточно используются альтернативные источники финансирования инновационных проектов и, в частности, привлечение средств покупателя конечного продукта.

     В последние годы наметилась активизация  инновационной деятельности. С одной  стороны, отдельные территории получают специальные статусы наукоградов, особых экономических зон, технопарков, которые обеспечивают мягкие условия для развития компаний в сфере наукоемкого высокотехнологичного бизнеса (выделяются государственные субсидии на создание и развитие инфраструктуры, предоставляются налоговые и таможенные льготы). С другой стороны, государство осуществляет целевую поддержку отдельных научно-технических проектов, развитие соответствующей инфраструктуры.

     В рамках ФЦНТП ”Исследования и  разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники” в прошлом  году было запущено 65 инновационных проектов. Объем финансирования каждого из них - до 10 млн. руб., причем на 1 руб. государственных средств ожидается получение 1 руб. внебюджетных. Таким образом государство дает сигнал бизнесу вкладывать средства, развивать частно-государственное партнерство.

     Особого внимания заслуживает малое инновационное  предпринимательство, поскольку оно  является наиболее динамичным сектором инновационной экономики, способным  оперативно реагировать на потребности  рынка. Государство - через Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (программы ”Старт”, ”Темп” и ”Пуск”) - поддерживает малые инновационные компании на этапе их становления.

     Что касается инновационной инфраструктуры, то здесь большие надежды связываются  с развитием системы венчурного финансирования и формированием технико-внедренческих зон, технопарков и инновационно-технологических центров.

     Для регионов представляется целесообразным создание интегрированных научно-технологических  комплексов на ограниченный срок в целях реализации перспективных проектов, что позволило бы сохранить имеющийся научно-технический и кадровый потенциал предприятий, стимулировать производство конкурентоспособной продукции.

     Переход к современной модели экономики  предполагает использование многообразных форм государственного участия в инновационных процессах, включая формирование спроса на инновационные продукты, компенсацию возникающих рисков. 
 
 
 

  1. Список  использованной литературы и интернет-ресурсов
 
  1. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/С.Д.Ильенкова, Л.М.Гохберг, С.Ю.Ягудин и др.; Под ред. С.Д.Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997
  2. Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Соломатина. – М.: Инфа-М, 1998
  3. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. – М.: Инфра–М, 1997
  4. Друкер П. Инновации и предпринимательство. – М., 1992
  5. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. – М.: Экономика, 1997
  6. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновации на предприятии. - М.: Экономика, 1989
  7. Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизм)./Под ред. Рудаковой И.Е. - М.: изд-во МГУ, 1991
  8. http://www.altrc.ru/conferens/tez2000u/tez12.htm
  9. http://www.mosregion.ru/textbooks/appraisal_part1.shtml
  10. http://www.sbcinfo.ru/articles/7th_1999conf/2_16.htm

Информация о работе Основные этапы инновационных процессов и источники их финансирования