Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:10, реферат
Основные этапы развития менеджмента.Подходы к принятию управленческих решений.Модели поведения руководителей
Модель поведения руководителя, построенная на результатах исследований Мичиганского университета, отталкивалась от гипотезы о существовании различий в поведении эффективных и неэффективных руководителей. За основу были взяты две переменные в поведении менеджера: концентрация внимания лидера на работу и на работников. Результаты исследований Мичиганского университета позволили сделать выводы о том, что эффективный руководитель имеет тенденцию к оказанию поддержки работникам и развитию хороших отношений с ними; использует групповой, а не индивидуальный подход к управлению работниками; устанавливает предельно высокий уровень выполнения работы и напряженные задания.
Таким образом, исследование Мичиганского университета, показало, что условием эффективного руководства является оказание поддержки работникам и привлечение их к принятию решений.
Позднее (1961 г.) Ренсис Лайкерт
предлагает подход на основе четырех стилей
руководства:
• система 1: эксплуататорско-авторитарный
стиль, подразумевающий жесткий контроль
сверху;
• система 2: благожелательно-авторитарный
стиль с элементами отеческой заботы со
стороны начальства;
• система 3: консультативный стиль: руководство
принимает решение, но прежде советуется
со всей группой;
• система 4: совместное принятие решений
руководством и работниками.
Развитие теории стилей сопровождалось появлением новых моделей Поведения руководителя, расширением классификации стилей.
Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т.п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и Максимальное количество конфликтов и проблем.
Возможно несовпадение формы и содержания действий руководите-Ля. например, внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).
Стиль управления эффективного
менеджера отличается гибкостью, индивидуальным
и ситуативным подходом. Ситуативный
стиль управления гибко учитывает
уровень психологического развития
подчиненных и коллектива (П.Херси),
предполагает следующие классификации:
1. Уровень развития сотрудника, коллектива:
1.1. Низкий уровень: «Не хотят работать,
не умеют работать» — низкая квалификация,
недобросовестные работники.
1.2. Средний уровень: «Хотят работать, но
еще не умеют работать» — недостаточно
опыта, хотя обладают определенными базовыми
навыками и старательны, добросовестны.
1.3. Хороший уровень: «Хотят и умеют работать»
— имеют базовые навыки и квалификацию,
достаточные для большинства технических
аспектов работы. Дальнейшее развитие
такой группы сотрудников требует, чтобы
они в своей работе брали на себя больше
ответственности и чтобы их моральное
состояние оставалось хорошим.
1.4. Высокий уровень: «Хотят и умеют работать
творчески» — экстраспециалисты, достигшие
высокой квалификации, ответственные,
инициативные работники.
2. Форма управленческого поведения:
2.1. «Авторитарное указывание»:
а) четкие указания, что и как делать, инструктаж;
б) постоянный контроль работы;
в) когда необходимо — наказывайте, отмечайте
ошибки и хорошую работу, поощряйте хорошие
результаты работы;
2.2. «Популяризация»:
а) указания, инструктаж в популярной форме
(наставничество, совет, рекомендация,
дается возможность и самостоятельность
проявить себя);
б) регулярный контроль работы;
в) уважительное, доброжелательное отношение;
г) интенсивное общение (
д) когда необходимо — приказывайте;
е) вознаграждайте позитивное поведение,
когда необходимо — наказывайте.
2.3. «Участие в управлении»;
а) проводите консультации с сотрудниками
по отдельным проблемам, советуйтесь с
ними;
б) поощряйте инициативу подчиненных,
высказывание ими своих замечаний, предложений;
в) предоставляйте больше ответственности;
г) ограничивайте прямые указания и контроль;
д) создавайте системы самоконтроля сотрудников;
е) ставьте цели, не уточняя способ их достижения;
ж) широко общайтесь;
з) вознаграждайте активность, инициативу,
хорошую работу.
2.4. «Передача полномочий»:
а) ставьте проблему, проясняйте цели и
достигайте согласия по отношению к ним;
б) предоставьте необходимые права, полномочия
сотруднику для самостоятельного решения
проблемы;
в) избегайте вмешательства в дела;
г) самоуправление и самоконтроль у сотрудников;
д) если вас просят, оказывайте поддержку;
е) серьезно реагируйте на просьбы;
ж) вознаграждайте творческие решения
проблем.
Использование теории стилей
руководства в направлении
Последующие исследования современной американской корпоративной культуры показали, что в ней имеются 4 основных типа менеджеров: «мастера», «борцы с джунглями», «люди компании» и «игроки».
Первый тип — «мастера». Это люди, которые придерживаются традиционной системы ценностей, включая рабочую этику и уважение к другим людям. Окружающие оцениваются ими преимущественно с точки Зрения того, насколько они творчески относятся к своим обязанностям. Эти люди, однако, бывают настолько поглощены предметом собственных творческих изысканий, что оказываются не в состоянии управлять сложными и изменчивыми организационными системами.
Второй тип — «борцы
с джунглями». Это люди, которые
страстно стремятся к власти. Они
воспринимают себя и окружающих как
живущих в «человеческих
Третий тип — «люди компании». Они идентифицируют себя с организацией, к которой принадлежат. Если они психологически слабы, то стремятся подчинить себя другим и скорее добиться безопасности, нежели успехов. Будучи же волевыми и достаточно сильными, они стремятся к признанию со стороны окружающих, к повышению степени сплоченности корпорации. Наиболее творческие из них создают в компании атмосферу сотрудничества и дружелюбия, однако оказываются не в состоянии успешно устраивать дела в условиях сильной конкуренции.
Четвертый тип — «игроки».
Они рассматривают деловую жизн
Однако у руководителей,
занимающих наиболее высокие посты,
вместе с чертами «игроков»
По мере продвижения вверх
по служебной лестнице их собственные
интеллектуальные способности с
Развивая теорию стилей Р.Блейк и Д.Моутон показали, что можно научиться компетентному руководству, и опровергли ранние личностные теории, отмечавшие важность врожденных качеств. Менеджер может учиться руководить, используя обратную связь и критику со стороны коллег, чтобы изменить или улучшить стиль своего управления.
Менеджеры придерживаются в большей или меньшей степени одной ориентации, но меняют свой стиль в зависимости от ситуации. Так возникает теневой (неосновной) стиль, который используется в случае необходимости, когда нельзя применить основной. Ориентацию стилей 9.1 или 1.9 считают жесткой, но попытки применять стиль 5.5 не всегда эффективны, так как этот стиль означает, скорее, компромисс, а не умение маневрировать. Блейк и Моутон считают, что стиль 9.9, который является чрезвычайно демократичным, наиболее эффективен.
Сама классификация стилей Блейка-Моутона показывает, что не существует абсолютно эффективного стиля без учета специфики должности и руководимого коллектива. Обследование значительного числа менеджеров подтвердило гипотезу основателей модели о том, что независимо от ситуации стиль 9.9 является лучшим. Рассматриваемая модель обрела высокую популярность у менеджеров. Она используется ими для выработки лучшего лидерского поведения через участие в программах обучения и подготовки, специально разработанных для выработки у них стиля 9.9. В случае преобладания у менеджера стиля 9.1 ему следует уделять больше внимания обучению в области развития персонала, мотивации, коммуникации и т.п. Преобладание стиля 1.9 может потребовать обучения в таких областях, как принятие решений, планирование, организация, контроль, рабочие операции. Мри стиле 5.5 в определенной мере может потребоваться обучение по большинству из указанных направлений. Стиль 1.1 вызывает сомнения в возможности изменить поведение менеджера, в том числе и через обучение.
В дополнение к классификации Блейка и Моутона можно выделить типы руководителей: «Карьерист вид «Манипулятора» с повышенной направленностью на свои собственные интересы (карьеру), ради достижения которых могут приноситься в жертву интересы людей и дела; «Бюрократ», направленный на официальную субординацию и регламентированные действия вне зависимости от интересов людей и дела, который может пренебрегать даже собственными интересами.