Основные категории менеджмента: сущность, понятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 15:08, контрольная работа

Описание

Категории менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессе управления организацией.
К основным категориям менеджмента относят: Объекты и субъекты менеджмента - Объекты менеджмента разделяются по функциональным областям, т.е. финансы, персонал, сбыт, снабжение, производство, инновации и др.

Содержание

1. Основные категории менеджмента: сущность, понятие.
2. Основные показатели, характеризующие персонал организации.
3. Требования, предъявляемые к качеству управленческого решения
Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

менеджмент ГОТОВОЕ.docx

— 51.73 Кб (Скачать документ)

Содержание

  1. Основные категории менеджмента: сущность, понятие..........................3
  2. Основные показатели, характеризующие персонал организации..........7
  3. Требования, предъявляемые к качеству управленческого решения.....10
  4. Используемая  литература.........................................................................14

 

Основные  категории менеджмента: сущность, понятие.

 

Основные  категории менеджмента

Категории менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессе управления организацией.

К основным категориям менеджмента относят:

Объекты и субъекты менеджмента - Объекты менеджмента разделяются по функциональным областям, т.е. финансы, персонал, сбыт, снабжение, производство, инновации и др. По виду объекта -- операция, процесс, система. По уровню иерархии -- организация в целом, цех, участок, рабочее место. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило можно выделить 3 основных уровня: высший, средний и низший.

Субъекты менеджмента - руководители разного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенной сфере деятельности организации. Категории менеджмента распространяются на руководителей организаций, руководителей структурных звеньев и профцентров, руководителей определенных видов работ, администраторов.

Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности связанные с решением определенных задач. По принципу объекта различают общий и функциональный менеджмент.

Общий (генеральный) менеджмент заключается  в управлении деятельностью организации  в целом или ее самостоятельных  хозяйственных единиц, профцентров.

Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенной сферой деятельности организации, ее звеньев, направлений (финансы, персонал, инновации, производство, экология, снабжение, маркетинг).

 

По содержанию различают: 

Нормативный менеджмент - предусматривает  разработку и реализацию философии  организации, ее предпринимательской  политики, определение позиции организации  на рынке, формирование общих стратегических намерений.

Стратегический менеджмент - предполагает выработку набора стратегий, их распределение  во времени, формирования потенциала успеха организации, обеспечение стратегического  контроля за реализацией плана.

Оперативный менеджмент - предусматривает  разработку тактических и оперативных  мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития фирмы.

 

Функции менеджмента - определяют устойчивый состав специфичных видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью  целей, действий и объектов их приложения.

Различают - общие (формирование целей, направление, организация, контроль), технологические (решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции  менеджмента.

Методы менеджмента - система правил и процедур решения различных  задач управления с целью обеспечения  эффективного развития организации. К  методам относятся: экономические, организационно-распределительные, социально-психологические).

Принципы менеджмента - общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное  развитие организации.

К числу важнейших  относят принципы:

- целостности (системное свойство);

- иерархической упорядоченности;

- целевой направленности развития;

- научной обоснованности и оптимальности;

- сочетание централизации и  децентрализации;

- демократизации.

Сущность и понятия

Слово «менеджмент» (management) в переводе с английского языка означает «управление». В недавнем времени этим термином обозначали умение управлять лошадьми. В настоящее же время речь идет об управлении людьми, умении добиваться поставленных целей, используя их труд и мотивы поведения. Однако не следует толковать слово «менеджмент» однозначно. Из фундаментального «Оксфордского словаря» можно извлечь следующие его значения:

1) особого рода умелость;

2) власть и искусство толкования;

3) способ, манера общения с людьми;

4) административная единица.

Таким образом, данный термин можно рассматривать  с разных сторон.

Во-первых, менеджмент – это отрасль знаний, которая с помощью управленческого  искусства достигает успеха в  таких областях, как экономика, социология, психология, право и др.

Во-вторых, менеджмент – это профессиональная деятельность, направленная на формирование и обеспечение целей организации  путем рационального использования  ресурсов.

Основная  цель менеджмента – обеспечение  гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Категория менеджмента  – это наиболее общее и фундаментальное  понятие, отражающее существенные свойства и устойчивые отношения в процессах  управления организацией.

Для определения  содержания менеджмента необходимо выделить:

1) основные функции;

2) виды;

3) методы;

4) принципы.

Можно выделить три группы функций:

1) общие;

2) социально-психологические;

3) технологические.

 

Все функции  менеджмента тесно связаны между  собой. Их взаимодействие составляет четкую структуру.

Виды менеджмента  – определенные области управленческой действительности, связанной с решением определенных задач менеджмента.

Методы менеджмента  – это система правил и различных  процедур, решение различных задач  управления с целью обеспечения  эффективного развития организации.

Можно выделить три группы методов в исследованиях:

1) методы управления функциональными подсистемами организации;

2) методы управления функциями менеджмента;

3) методы подготовки и принятия управленческих решений.

Принципы  менеджмента – какие-либо закономерности, устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное  развитие организации. Большое внимание на современном этапе уделяется  человеческому фактору в управлении.

В связи с  этим появилось много трудов, связанных  со спецификой личности человека, развитием  его лидерских качеств и способностей, работ, посвященных управлению как  одним человеком, так и группой  людей. Особое внимание уделяется мотивации  труда персонала.

 

 

 

 

Основные показатели, характеризующие  персонал организации.

Для характеристики трудового потенциала предприятия  используется целая система показателей.  Количественная характеристика персонала измеряется в первую очередь такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников. 

Списочная численность – это количество работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников. Она учитывает численность всех работников предприятия, принятых на постоянную, сезонную и временную работу.    
 
Явочная численность характеризует число работников списочного состава, явившихся на работу в данный день, включая находящихся в командировках. 
 
Среднесписочная численность – это численность работников в среднем за определенный период (месяц, квартал, год). Среднесписочная численность работников за месяц определяется как частное от деления суммы всех списочных данных за каждый день на календарное число дней в месяце. При этом в выходные и праздничные дни показывается списочная численность работников за предыдущую дату.

 

Среднесписочная численность работников за квартал (год) определяется путем суммирования среднемесячной численности работников за все месяцы работы предприятия  в квартале (году) и деления полученной суммы на 3 (12). 
 
Движение работников на предприятии (оборот) характеризуют следующие показатели:  

1) коэффициент оборота  по приему – это отношение  численности всех принятых работников  за данный период к среднесписочной  численности работников за тот  же период; 
 
2) коэффициент оборота по выбытию - это отношение всех выбывших работников к среднесписочной численности работников;  
 
3) коэффициент текучести кадров - это отношение выбывших с предприятия по неуважительным причинам (по инициативе работника, из-за прогулов и др.) к среднесписочной численности (определяется за определенный период); 
 
4) индекс стабильности рабочей силы – это отношение численности работников, проработавших на предприятии в течение как минимум года, к числу работников, принятых год назад.

 

При составлении баланса рабочего времени определяют число дней или часов, которое следует отработать каждому рабочему в течение планового периода, число дней неявок на работу, среднюю продолжительность рабочего дня одного среднесписочного рабочего.  
 
В балансе рабочего времени различают три категории фонда времени: календарный, номинальный и эффективный.  
 
Календарный фонд равен числу календарных дней планового периода, а номинальный (при условии прерывного производства) – календарному с учетом вычета выходных и праздничных дней.  
 
Номинальный фонд за вычетом неявок вследствие болезни, отпусков и выполнения общественных и государственных обязанностей составляет эффективный (полезный) фонд рабочего времени. 
 
Качественная характеристика персонала представлена показателем производительности труда. Производительность труда – это его эффективность, результативность. Для измерения производительности труда используются два показателя: выработка и трудоемкость.  
 
Выработка – это количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящейся на одного среднесписочного работника в год (квартал, месяц). Это наиболее распространенный и универсальный показатель труда. Для его измерения используют натуральные, условно-натуральные и стоимостные (денежные) единицы измерения.

В зависимости  от единицы измерения рабочего времени  различают показатели выработки: 
 
- на один отработанный человеко-час (часовая выработка); 
 
- один отработанный человеко-день (дневная выработка); 
 
- на одного среднесписочного рабочего в год, квартал или месяц (годовая, квартальная или месячная выработка) или на одного работающего за те же периоды времени.

При расчете  часовой выработки в состав отработанных человеко-часов не включаются внутрисменные  простои, поэтому она наиболее точно  характеризует уровень производительности живого труда. При расчете дневной  выработки в состав отработанных человеко-дней не включаются целодневные  простои и невыходы. 
 
В зависимости от способа выражения объема продукции различают три основных метода измерения выработки: 
 
1. Натуральный. Уровень производительности труда исчисляется как отношение объема продукции в физических единицах измерения к среднесписочной численности ППП. Натуральные показатели при определении выработки применяются на предприятиях таких отраслей, как газовая, угольная, нефтяная, лесная, электроэнергетика, а условно-натуральные – в текстильной, цементной, металлургической промышленности, в производстве минеральных удобрений. 
 
2. Трудовой. При этом методе объем продукции исчисляется в нормо-часах.  
 
3. Стоимостный. Уровень производительности труда определяется путем деления объема продукции в денежном выражении на среднесписочную численность ППП. При этом применяются показатели валовой, товарной, реализуемой и чистой продукции. 
 
 
Трудоемкость характеризует затраты рабочего времени на производство единицы продукции или работы. Единицы трудоемкости - нормо-часы. Показатель трудоемкости имеет ряд преимуществ перед показателем выработки. Он устанавливает прямую зависимость между объемом производства и трудовыми затратами.

В зависимости  от состава затрат, включаемых в  трудоемкость продукции, различают  следующие ее виды:  
 
а) технологическая трудоемкость (затраты труда основных рабочих);  
 
б) трудоемкость обслуживания производства (затраты труда вспомогательных рабочих);  
 
в) производственная трудоемкость (затраты труда основных и вспомогательных рабочих);  
 
г) трудоемкость управления производством (затраты труда руководителей, специалистов и служащих);  
 
д) полная трудоемкость (затраты труда всего промышленно-производственного персонала). 

 

 

 

 

Требования, предъявляемые к качеству управленческого решения.

Принимаемое менеджером управленческое решение должно отвечать следующим  требованиям:

  • быть научно обоснованным, компетентным;
  • приниматься на основе достоверной, полной и своевременной информации с анализом и оценкой возможных альтернатив;
  • быть непротиворечивым;
  • иметь ясную направленность и адресность;
  • отличаться своевременностью и быстродействием;
  • обладать точностью и ясностью;
  • быть контролируемым;
  • иметь комплексный характер;
  • обладать полномочностью;
  • быть экономичным и эффективным.

Процесс подготовки и реализации управленческого решения предусматривает  выполнение в определенной последовательности целого ряда работ, включающих фазу принятия и фазу реализации управленческого  решения (рис.1)

Рис.1 Алгоритм подготовки и реализации управленческих решений

 

При разработке управленческого решения  очень важно правильно выбрать критерии – показатели, характеризующие варианты решений и используемые для оценки и выбора.

Очень важно при этом определить вес (значимость) критерия – количественное выражение относительной важности каждого используемого для оценки и выбора критерия в сравнении  с остальными критериями.

Действенность принимаемого менеджером управленческого решения существенно  зависит от правильного выбора степени  участия подчиненных в принятии и осуществлении решения. При  этом возможно как полное неучастие  подчиненных (решение принимается  менеджером единолично), так и совместная с менеджером выработка и принятие решения (коллективное решение).

Информация о работе Основные категории менеджмента: сущность, понятие