Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:19, контрольная работа
Менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления предприятием в условиях рыночных отношений. Цель менеджмента повышение эффективности производства и увеличение прибыли.
Всякая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями.
В менеджменте также имеются свои законы и закономерности.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Основные категории менеджмента……………………………………….5
2. Основные принципы и закономерности менеджмента………………….9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14
Тема: «Основные категории, закономерности и принципы менеджмента»
План
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Основные категории менеджмента……………………………………….5
2. Основные принципы и закономерности менеджмента………………….9
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием управление организацией или предприятием стало нередким и другое менеджмент организации или предприятия. В настоящее время они чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом управление и английским менеджмент.
Менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления предприятием в условиях рыночных отношений. Цель менеджмента повышение эффективности производства и увеличение прибыли.
Всякая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями.
В менеджменте также имеются свои законы и закономерности.
Объективные законы управления, в отличие от государственных (правовых) законов, регулирующих общественные отношения, это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и управляемым объектом, между системой управления и социальной средой.
Законы управления выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, которые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях управления.
Закономерные структурные и функциональные взаимосвязи не действуют с неизбежностью, а реализуются в виде тенденций, пробивающихся через множество конкретных явлений и обстоятельств, индивидуальных актов поведения и действий. Реализация законов зависит от многих условий (переменных), но, прежде всего от управляющего субъекта, его знаний, способностей, но также и от управляемого объекта.
Объективность законов проявляется в том, что их действие не зависит от воли и желания человека, но знание законов и умение его применить является ключевым фактором повышения эффективности управления.
В связи с этим возникает вопрос, каким образом используются законы управления в практике управления?
В теории управления этим ключевым фактором считаются принципы управления.
Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных законов в практике управления.
Принципы и законы (закономерности) по сути дела отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятивной нормы).
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение основных категорий, закономерностей и принципов менеджмента.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи, определяющие внутреннюю структуру работы:
В первом разделе раскрываются основные категории менеджмента.
Во втором разделе рассматриваются закономерности и принципы менеджмента.
1 Основные категории менеджмента
Категории менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения (связи) в процессах и структуре управления организацией. [1]
В процессе управления следует учитывать, что любая организация, независимо от размеров и задач, которые она решает имеет управляемую и управляющую подсистемы (части), или объект и субъект управления (см. рис. 1.). Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем: управляемой и управляющей. Вместе они образуют систему управления. [2]
Субъекты менеджмента - менеджеры-руководители различного уровня, наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Рис. 1. Система управления
Объекты менеджмента - весь состав взаимосвязанных структурных подразделений любого назначения (цехи, участки, отделы, сектора, лаборатории и т. п.).
Объект и субъект менеджмента находятся во взаимной связи и зависимости. Чем больше по объему объект менеджмента, тем больше будет и субъект менеджмента. Это не прямо пропорциональная зависимость, поскольку на размер субъекта менеджмента будут действовать и другие факторы, такие, как организованность объекта менеджмента, уровень компьютеризации работ и др. Такое деление системы менеджмента на субъект и объект менеджмента и такая взаимосвязь между ними имеет место на всех уровнях менеджмента: верхнем, среднем и нижнем. [3]
Управляющая и управляемая подсистемы между собой связаны посредством информации.
Из объекта управления информация о ходе работ поступает в управляющую подсистему и позволяет ей выработать команды управления, которые затем передаются в управляемую подсистему для исполнения, как это было показано на рис. 1.
На информационные входы управляющей подсистемы воздействуют факторы внешней среды: поставщики, собственники фирмы, законы и государственные органы, а также международное окружение, экономика, политика, технология и т. п.
Кроме того, на информационные входы управляющей подсистемы воздействует производственная информация, поступающая по каналам обратной связи от управляемой подсистемы. Выходами управляющей подсистемы являются планы низовым структурным подразделениям и команды управления или управляющие воздействия, а также отчетная информация и сведения. [4]
Характерной особенностью предприятия (организации) является то, что в качестве субъекта и объекта управления выступают люди. Следовательно, предприятие (организацию) можно рассматривать как социальную систему управления, а отношения управления, складывающиеся в этой системе, — как часть производственных отношений. Окружающая (внешняя) среда — это все то, что окружает данную организацию: поставщики и покупатели, конкурирующие организации, культура, политическая ситуация и др. В свою очередь и организация влияет на окружающую среду, когда производит и реализует товары и услуги. Все категории управления тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. [5]
Выделяют также и внутреннюю среду организации, которую составляют цели, задачи, технологии, структура управления и люди. Цель — это желаемое состояние организации. Задача — это предписанная работа (или серия работ), которая должна быть выполнена установленных способом в заранее определенный срок. Технология — это средства, при помощи которых предмет труда трансформируется в готовую продукцию. Структура управления — это логическое соотношение функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения поставленных целей. Люди — это главная производительная сила организации.
В теории управления принято различать внутреннее и внешнее управление. Внутренним называют управление, при котором управляющие воздействия формируются в самой управляемой системе, внутри нее орган управления, вырабатывающий управленческие воздействия, образует вместе с управляемой системой единый хозяйственный комплекс. Органы управления, а также лица, осуществляющие управление, входят при внутреннем управлении в состав управляемой организации, в ее штат.
Таким образом, в процессе управления следует учитывать, что любая организация имеет управляемую и управляющую подсистемы (части), или объект и субъект управления и представляет собой единство двух подсистем: управляемой и управляющей. Вместе они образуют систему управления.
2 Основные принципы и закономерности менеджмента
Закономерности менеджмента - это наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые, в свою очередь, отражают устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации. Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования. За более чем столетний период развития менеджмента как науки были выделены следующие закономерности его функционирования:
Обусловленность теории и практики менеджмента трансформацией форм и методов организации экономики (способа производства).
Определяющее влияние состояния факторов внешней среды на выбор и формирование системы управления организацией.
Соответствие содержания управления формам собственности на имущество организации. Менеджмент будет различным в зависимости от форм собственности организации.
Оптимизация соотношения управляющей и управляемой подсистем (т.е. субъекта и объекта управления).
Преимущество сознательного и полномерного управления.
Концентрация и дипломатичное изменение функций управления в организации.
Оптимизация уровней управления.
Оптимальное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.[6]
Под принципами управления понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, правила, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления, т.е. принципы управления, отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека. Вместе с тем, каждый из принципов - это идея, которую мысленно формирует каждый руководитель на уровне его познания, общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат управляющей системе, т.е. субъекту управления, то они носят субъективный характер.
И.Н. Герчикова считает, что принципы менеджмента - это общие закономерности, отражающиеся при постановке практических задач управления.
В.И. Кнорринг полагает, что принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы, ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда.
В идеале принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, положений, соглашений, договорных обязательств, законодательных актов и т.д.
| Принцип | Содержание принципа |
1 | Разделение труда | Специализация работ для эффективного использования труда работающего |
2 | Полномочия и ответственность | Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы |
3 | Дисциплина | Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины |
4 | Единоначалие | Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником |
5 | Единство действий | Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану |
6 | Подчиненность личных интересов | Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами |
7 | Вознаграждение | Получение работниками справедливого вознаграждения за работу |
8 | Централизация | Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией |
9 | Скалярная цепь | Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд («цепь начальников») |
10 | Порядок | Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем |
11 | Справедливость | Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи |
12 | Стабильность персонала | Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу |
13 | Инициатива | Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ |
14 | Корпоративный дух | Гармония интересов персонала и организации |
Информация о работе Основные категории, закономерности и принципы менеджмента