Основные категории, закономерности и принципы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:19, контрольная работа

Описание

Менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления предприятием в условиях рыночных отношений. Цель менеджмента повышение эффективности производства и увеличение прибыли.
Всякая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями.
В менеджменте также имеются свои законы и закономерности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Основные категории менеджмента……………………………………….5
2. Основные принципы и закономерности менеджмента………………….9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)


Тема: «Основные категории, закономерности и принципы менеджмента»

 

План

Введение ………………………………………………………………………….3

1.           Основные категории менеджмента……………………………………….5

2.           Основные принципы и закономерности менеджмента………………….9

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………14


Введение

В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием управление организацией или предприятием стало нередким и другое менеджмент организации или предприятия. В настоящее время они чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом управление и английским менеджмент.

Менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления предприятием в условиях рыночных отношений. Цель менеджмента повышение эффективности производства и увеличение прибыли.

Всякая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями.

В менеджменте также имеются свои законы и закономер­ности.

Объективные законы управления, в отличие от государственных (правовых) зако­нов, регулирующих общественные отношения, это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и уп­равляемым объектом, между системой управления и социальной средой.

Законы управления выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, ко­торые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях управления.

Закономерные структурные и функ­циональные взаимосвязи не действуют с неизбежностью, а реали­зуются в виде тенденций, пробивающихся через множество конк­ретных явлений и обстоятельств, индивидуальных актов поведения и действий. Ре­ализация законов зависит от многих условий (переменных), но, прежде всего от управляющего субъекта, его знаний, способнос­тей, но также и от управляемого объекта.

Объективность законов проявляется в том, что их действие не зависит от воли и желания человека, но знание законов и умение его применить является ключевым фактором повышения эффек­тивности управления.

В связи с этим возникает вопрос, каким образом используются законы управления в практике управления?

В теории управления этим ключевым фактором считаются прин­ципы управления.

Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных законов в практике управления.

Принципы и законы (закономерности) по сути дела отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятив­ной нормы).

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение основных категорий, закономерностей и принципов менеджмента.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи, определяющие внутреннюю структуру работы:

В первом разделе раскрываются основные категории менеджмента.

Во втором разделе рассматриваются закономерности и принципы менеджмента.


1        Основные категории менеджмента

 Категории менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения (связи) в процессах и структуре управления организацией. [1]

В процессе управления следует учитывать, что любая организация, независимо от размеров и задач, которые она решает имеет управляемую и управляющую подсистемы (части), или объект и субъект управления (см. рис. 1.). Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем: управляемой и управляющей. Вместе они образуют систему управления. [2]

       Субъекты менеджмента - менеджеры-руководители различного уровня, наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

 

Рис. 1. Система управления

 

       Объекты менеджмента - весь состав взаимосвязанных структурных подразделений любого назначения (цехи, участки, отделы, сектора, лаборатории и т. п.).

       Объект и субъект менеджмента находятся во взаимной связи и зависимости. Чем больше по объему объект менеджмента, тем больше будет и субъект менеджмента. Это не прямо пропорциональная зависимость, поскольку на размер субъекта менеджмента будут действовать и другие факторы, такие, как организованность объекта менеджмента, уровень компьютеризации работ и др. Такое деление системы менеджмента на субъект и объект менеджмента и такая взаимосвязь между ними имеет место на всех уровнях менеджмента: верхнем, среднем и нижнем. [3]

       Управляющая и управляемая подсистемы между собой связаны посредством информации.

       Из объекта управления информация о ходе работ поступает в управляющую подсистему и позволяет ей выработать команды управления, которые затем передаются в управляемую подсистему для исполнения, как это было показано на рис. 1.

       На информационные входы управляющей подсистемы воздействуют факторы внешней среды: поставщики, собственники фирмы, законы и государственные органы, а также международное окружение, экономика, политика, технология и т. п.

       Кроме того, на информационные входы управляющей подсистемы воздействует производственная информация, поступающая по каналам обратной связи от управляемой подсистемы. Выходами управляющей подсистемы являются планы низовым структурным подразделениям и команды управления или управляющие воздействия, а также отчетная информация и сведения. [4]

Характерной особенностью предприятия (организации) является то, что в качестве субъекта и объекта управления выступают люди. Следовательно, предприятие (организацию) можно рассматривать как социальную систему управления, а отношения управления, складывающиеся в этой системе, — как часть производственных отношений. Окружающая (внешняя) среда — это все то, что окружает данную организацию: поставщики и покупатели, конкурирующие организации, культура, политическая ситуация и др. В свою очередь и организация влияет на окружающую среду, когда производит и реализует товары и услуги. Все категории управления тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. [5]

Выделяют также и внутреннюю среду организации, которую составляют цели, задачи, технологии, структура управления и люди. Цель — это желаемое состояние организации. Задача — это предписанная работа (или серия работ), которая должна быть выполнена установленных способом в заранее определенный срок. Технология — это средства, при помощи которых предмет труда трансформируется в готовую продукцию. Структура управления — это логическое соотношение функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения поставленных целей. Люди — это главная производительная сила организации.

В теории управления принято различать внутреннее и внешнее управление. Внутренним называют управление, при котором управляющие воздействия формируются в самой управляемой системе, внутри нее орган управления, вырабатывающий управленческие воздействия, образует вместе с управляемой системой единый хозяйственный комплекс. Органы управления, а также лица, осуществляющие управление, входят при внутреннем управлении в состав управляемой организации, в ее штат.

Таким образом, в процессе управления следует учитывать, что любая организация имеет управляемую и управляющую подсистемы (части), или объект и субъект управления и представляет собой единство двух подсистем: управляемой и управляющей. Вместе они образуют систему управления.

 

 

 


2 Основные принципы и закономерности менеджмента

Закономерности менеджмента - это наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые, в свою очередь, отражают устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации. Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.  За более чем столетний период развития менеджмента как науки были выделены следующие закономерности его функционирования:

     Обусловленность теории и практики менеджмента трансформацией форм и методов организации экономики (способа производства).

     Определяющее влияние состояния факторов внешней среды на выбор и формирование системы управления организацией.

     Соответствие содержания управления формам собственности на имущество организации. Менеджмент будет различным в зависимости от форм собственности организации.

     Оптимизация соотношения управляющей и управляемой подсистем (т.е. субъекта и объекта управления).

     Преимущество сознательного и полномерного управления.

     Концентрация и дипломатичное изменение функций управления в организации.

     Оптимизация уровней управления.

     Оптимальное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.[6]

Под принципами управления понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, правила, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления, т.е. принципы управления, отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека. Вместе с тем, каждый из принципов - это идея, которую мысленно формирует каждый руководитель на уровне его познания, общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат управляющей системе, т.е. субъекту управления, то они носят субъективный характер.

И.Н. Герчикова считает, что принципы менеджмента - это об­щие закономерности, отражающиеся при постановке практичес­ких задач управления.

В.И. Кнорринг полагает, что принципы управления определя­ют закономерности формирования управляемой системы, ее струк­туры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию ­поведения его членов, учитывают особенности технологии и тех­нического оснащения управленческого труда.

В идеале принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, положений, соглашений, договорных обязательств, законодательных актов и т.д.

 

 

Принцип

Содержание принципа

1

Разделение труда

Специализация работ для эффективного использования труда работающего

2

Полномочия и ответственность

Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы

3

Дисциплина

Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины

4

Единоначалие

Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником

5

Единство действий

Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану

6

Подчиненность личных интересов

Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами

7

Вознаграждение

Получение работниками справедливого вознаграждения за работу

8

Централизация

Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией

9

Скалярная цепь

Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд («цепь начальников»)

10

Порядок

Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем

11

Справедливость

Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи

12

Стабильность персонала

Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу

13

Инициатива

Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ

14

Корпоративный дух

Гармония интересов персонала и организации

Информация о работе Основные категории, закономерности и принципы менеджмента