Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:19, контрольная работа
Менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления предприятием в условиях рыночных отношений. Цель менеджмента повышение эффективности производства и увеличение прибыли.
Всякая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями.
В менеджменте также имеются свои законы и закономерности.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Основные категории менеджмента……………………………………….5
2. Основные принципы и закономерности менеджмента………………….9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14
Принципы и законы (закономерности) по сути дела отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятивной нормы).
Принципы управления объективны, т. е. не зависят от воли и желания отдельных личностей. Они являются не абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хоть немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему и какую реакцию следует, вероятно, ожидать в ответ на управляющее воздействие.
Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
Принципы в менеджменте это не есть нечто раз и навсегда данное. Они изменяются[7]. Время меняет и язык науки, и терминологию, и формулировку принципа в зависимости от национальных особенностей различных школ менеджмента.
Классик научного менеджмента представитель административной школы А.. Файоль говорил: «Число принципов управления неограниченно. Всякое правило, всякое административное средство ... занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением».
Его 14 принципов не бесспорны. Их скорее можно считать рекомендациями к организации управления, в то время как принципы являются основанием системы, обобщают явления в той области знания, из которой они абстрагированы.
Все же большинство авторов склоняется к тому, что основные принципы являются общими для всех сфер управления[8]. В каждом принципе проявляются политические, организационные и технические начала, но не в равной степени. В одних превалируют политические свойства, в других организационные или технические. В зависимости от того, какие начала преобладают в принципах, они условно разделяются на социально-политические и общеорганизационные.
Таким образом, система принципов управления может быть классифицирована по трем основным группам принципов: это, во-первых, принципы работы с информацией (кибернетические), во-вторых, принципы формирования и обеспечения функционирования системы (организационные) и, в-третьих, принципы работы с персоналом. Каждая группа принципов призвана отражать выявленные закономерности соответствующего вида деятельности и формулировать предъявляемые к этой деятельности требования[9].
Заключение
Принципы управления должны являться отражением выявленных закономерностей, однако существующие классификации принципов построены на упрощенном понимании управления, поэтому сформулированные принципы не всегда оказывались жизнеспособными. Часть принципов только декларировалась, ввиду абстрактного подхода к определению управления, и на практику не работала. Уже давно назрел вопрос о разработке новой жизнеспособной системы принципов управления, объективно отражающих выявленные закономерности и удовлетворяющих потребности практики.
В.И. Рыкунов считает, что при этом целесообразно исходить, прежде всего, из характера видов управленческой деятельности. В качестве основания для классификации принципов управления целесообразно использовать виды деятельности, которые в совокупности составляют управление как социальное явление. Компонентами управления, с его точки зрения, являются работа с информацией, формирование и обеспечение функционирования системы и координация трудовых усилий персонала.
Что же касается единой системы принципов управления, то этот вопрос до настоящего времени однозначно не решен. Различные авторы, основываясь, безусловно, на объективном отражении действительности, по-разному подходят к классификации основных принципов управления. В одних работах выделяется лишь система основных принципов, в других выделяются две и более подсистем.
Классик научного менеджмента представитель административной школы А.. Файоль говорил: «Число принципов управления неограниченно. Всякое правило, всякое административное средство ... занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением».
Список литературы
1. Бурганова Л.А. Теория управления: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 139 с. - (Высшее образование).
2. Граждан В.Д., Теория управления: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 416 с.
3. Игнатов В.Г.. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 464 с. (Серия «Учебный курс»)
2
[1] Бурганова Л.А. Теория управления: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005
[2] Бурганова Л.А. Теория управления: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005
[3] Граждан В.Д., Теория управления: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005
[4] Граждан В.Д., Теория управления: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005
[5] Игнатов В.Г.. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006
[6] Игнатов В.Г.. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006
[7]Игнатов В.Г.. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006
[8] Игнатов В.Г.. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006
[9] Игнатов В.Г.. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 464 с. (Серия «Учебный курс»)
Информация о работе Основные категории, закономерности и принципы менеджмента