Основные категории, закономерности и принципы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:19, контрольная работа

Описание

Менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления предприятием в условиях рыночных отношений. Цель менеджмента повышение эффективности производства и увеличение прибыли.
Всякая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями.
В менеджменте также имеются свои законы и закономерности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Основные категории менеджмента……………………………………….5
2. Основные принципы и закономерности менеджмента………………….9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Принципы и законы (закономерности) по сути дела отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятив­ной нормы).

Принципы управления объективны, т. е. не зависят от воли и желания отдельных личностей. Они являются не абсолютной ис­тиной, а только лишь инструментом, позволяющим хоть немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контро­лируемую систему и какую реакцию следует, вероятно, ожидать в ответ на управляющее воздействие.

Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Принципы в менеджменте это не есть нечто раз и навсегда дан­ное. Они изменяются[7]. Время меняет и язык науки, и терминоло­гию, и формулировку принципа в зависимости от национальных особенностей различных школ менеджмента.

Классик научного менеджмента представитель административ­ной школы А.. Файоль говорил: «Число принципов управления нео­граниченно. Всякое правило, всякое административное средство ... занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Измене­ние положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением».

Его 14 принципов не бесспорны. Их скорее можно считать ре­комендациями к организации управления, в то время как принци­пы являются основанием системы, обобщают явления в той облас­ти знания, из которой они абстрагированы.

Все же большинство авторов склоняется к тому, что основные принципы являются общими для всех сфер управления[8]. В каждом принципе проявляются политические, организационные и техни­ческие начала, но не в равной степени. В одних превалируют поли­тические свойства, в других организационные или технические. В зависимости от того, какие начала преобладают в принципах, они условно разделяются на социально-политические и общеорганизационные.

Таким образом, система принципов управления может быть классифицирована по трем основным группам принципов: это, во-пер­вых, принципы работы с информацией (кибернетические), во-вто­рых, принципы формирования и обеспечения функционирования системы (организационные) и, в-третьих, принципы работы с пер­соналом. Каждая группа принципов призвана отражать выявленные закономерности соответствующего вида деятельности и формули­ровать предъявляемые к этой деятельности требования[9].


Заключение

Принципы управления должны являться отражением выявлен­ных закономерностей, однако существующие классификации принципов построены на упрощенном понимании управления, поэтому сформулированные принципы не всегда оказывались жизнеспособными. Часть принципов только декларировалась, ввиду абстрактного подхода к определению управления, и на практику не работала. Уже давно назрел вопрос о разработке новой жизнеспособной системы принципов управления, объективно отражаю­щих выявленные закономерности и удовлетворяющих потребнос­ти практики.

В.И. Рыкунов считает, что при этом целесообразно исходить, прежде всего, из характера видов управленческой деятельности. В качестве основания для классификации принципов управления це­лесообразно использовать виды деятельности, которые в совокуп­ности составляют управление как социальное явление. Компонен­тами управления, с его точки зрения, являются работа с информа­цией, формирование и обеспечение функционирования системы и координация трудовых усилий персонала.

Что же касается единой системы принципов управления, то этот вопрос до настоящего времени однозначно не решен. Раз­личные авторы, основываясь, безусловно, на объективном отра­жении действительности, по-разному подходят к классификации основных принципов управления. В одних работах выделяется лишь система основных принципов, в других выделяются две и более подсистем.

Классик научного менеджмента представитель административ­ной школы А.. Файоль говорил: «Число принципов управления нео­граниченно. Всякое правило, всякое административное средство ... занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Измене­ние положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением».

 


Список литературы

1.                  Бурганова Л.А.               Теория управления: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 139 с. - (Высшее образование).

2.                  Граждан В.Д., Теория управления: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 416 с.

3.                  Игнатов В.Г.. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 464 с. (Серия «Учебный курс»)

2

 



[1] Бурганова Л.А.               Теория управления: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005

 

[2] Бурганова Л.А.               Теория управления: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005

 

[3] Граждан В.Д., Теория управления: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005

[4] Граждан В.Д., Теория управления: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005

 

[5] Игнатов В.Г.. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006

 

[6] Игнатов В.Г.. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006

 

[7]Игнатов В.Г.. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006

 

[8] Игнатов В.Г.. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006

 

[9] Игнатов В.Г.. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 464 с. (Серия «Учебный курс»)

 


Информация о работе Основные категории, закономерности и принципы менеджмента