Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 15:55, реферат
Предмет менеджмента как науки определился исторически сравнительно недавно – в середине 20 в., однако его методологические истоки уходят в прошлое. Менеджмент вобрал в себя научные основы управления и результаты управленческой деятельности многих поколений людей. Процесс управления имел место всегда, как только возникло человеческое общество.
1.1.
Исторические предпосылки
Предмет
менеджмента как науки
С развитием этих взглядов изменялось содержание управленческих подходов, начиная от признания справедливости рабства и управления рабами, до более поздних, которые были основаны на идеях раннего христианство, порицавших рабское угнетение, ростовщичество и проповедовавших равенство и справедливость в отношениях между людьми.
В средневековье основы управления описаны в трудах религиозных деятелей, монахов, организовавших достаточно развитое по тому времени сельскохозяйственное производство и поддерживавших ремесла. Однако управление, покоящееся на внешнеэкономическом принуждении, не отвечало пробившимся рыночным отношением и наемному характеру труда. Возникли идеи, которые называют утопическими, где управления производством мыслились на основе справедливого распределение и равенства его участников. Томас Мор, Томмазо Кампанелло, Роберт Оуэн и другие пытались обосновать принципы и методы такого управления.
Что явилось методологической основой возникшей науки об управлении? Ответить на данный вопрос не так просто, как представляется с первого взгляда. Нет сомнения в том, что Тейлор и его последователи были знакомы с господствующими в то время экономическими идеями и теориями. Исследование отношений капиталиста и рабочих давалось в его труде по всем важнейшим направлением.
В
основе метода менеджмента, несомненно,
лежит диалектический подход, позволяющий
рассматривать управленческие проблемы
в их постоянной взаимосвязи, движении
и развитии. Это означает, что явления
изучаются от простого к сложному, от низшего
к высшему, от конкретного к абстрактному,
от старого к новому и т.д. В центре исследований
в менеджменте находится человек, который
осуществляет производительную деятельность,
будь то руководитель или исполнитель.
Но один человек всегда связан с другими
людьми, он трудится в коллективе, является
членом организации (предприятия, учреждения,
фирмы и т.д.), поэтому метод менеджмента
– это научный анализ поведения человека
в организации, взаимосвязь и взаимное
влияние человека и организации. В конце
XIX столетия обстановка в экономике наиболее
развитых стран была неблагоприятной.
Появление новых машин, двигателей внутреннего
сгорания, металлообрабатывающих быстродействующих
станков и другой техники не давало ожидаемых
результатов в виде роста производительности
труда. Концентрация и специализация производства
не приводили к приросту прибыли на вложенный
капитал. К изучению причин сложившегося
положения привлекли ученых. Так на рубеже
веков произошло научное становление
управления.
2.
Основные положения
Идеи рационализма, выдвинутые и подтвержденные практикой, нашли свое дальнейшее развитие во Франции, Англии, Германии, России и на их родные в США. Тейлоровский подход к управлению касался главным образом вопросов управления производством и способов повышения производительности труда в ходе производственного процесса. Возникшая школа административного управления, основывалась на необходимости рационального ведения хозяйства, начала исследовать и применять на практике способы и возможности совершенствования управления организацией в целом. Возглавил и развил это направление в менеджмента француз Анри Файоль (1841-1925), он управлял 58 лет большой горнодобывающей компанией и вывел ее на передовые позиции в мире.
Главные заслуги А.Файоля перед наукой и практикой, как отмечают американские ученые, состоят в том, что он рассматривал управление как непрерывный универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных видов деятельности. К ним относил:
- техническую деятельность, т.е процесс производства;
- коммерческую деятельность – закупки, сбыт, и обмен;
-
финансовую деятельность –
-
деятельность по защите
- эккаутинг- анализ статистических данных, инвентаризации и проверки;
- административная деятельность – организация, планирование, координация, воздействие на работников и контроль.
В каждой из данных видов деятельности менеджер осуществляет планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль, т.е. выполняет свои функции. В познании сущности управления А.Файоль поднялся еще на одну ступень и перешел от управления отдельными видами деятельности к управлению всей организацией, всеми видами деятельности в их постоянной взаимосвязи.
Такой
подход к управлению назван процессным
подходом в отличие от традиционного рационалистического.
Процессный подход к управлению позволил
А.Файолю сформировать знаменитые четырнадцать
принципов менеджмента, которыми он руководствовался
в работе и которые сохранили свое значение
и современных условиях.
3. Система управления Ф.Тейлора.
Развитие науки «управление» тесно связано с общими этапами развития управленческой науки.
С развитием промышленности управление не могло базироваться на такой примитивной основе. Тейлор пришел к мысли организовать труд, который «предполагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменят собой личные суждения индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет произведен статистический учет, измерение и так далее, их действия». По мнению Тейлора, исполнитель был не в состоянии охватить производственный процесс в целом, тем более, что это постоянно меняющееся действо. Таким образом, в начале века роль управленца в решении того, что делать исполнителю, как делать, в каком объеме, вырастала неизмеримо, и регламентация работы исполнителя принимала крайние формы.
Ф.
Тейлор расчленил всю работу исполнителя
на составные части. В своей «Научной
организации труда», впервые опубликованной
в 1911 году, он систематизировал все имевшиеся
в то время достижения в области организации
производственного процесса (тогда это
называлось научным управлением труда).
Ф. Тейлором были прохронометрированы
отдельные движения, а рабочий день расписан
по секундам. Однако не стоит полагать,
будто хронометраж приводил лишь к более
точному определению возможностей исполнителя.
Напротив, росли и сами возможности, прежде
всего в результате рационализации самой
работы и, в частности, введения целесообразных
режимов смен труда и отдыха.
4.
Хронометраж движений Ф.Гилберта.
5. Бюрократическая система Вебера
Теоретически работы Ф. Тейлора были обоснованы немецким социологом (инженером, а не экономистом) Максом Вебером, который и выдвинул предпосылки того, что жесткий порядок, подкрепленный соответствующими (разработанными Ф. Тейлором) правилами, является наиболее эффективным методом работы.
Эти правила - расчленение выполняемой работы на отдельные составные элементы-движения - должны быть, согласно теории Тейлора-Вебера, подвергнуты жесткой регламентации и контролю. «Все устроено предельно рационально, все функции определены соответствующими инструкциями, всякое взаимодействие целесообразно и все вместе определено целями. Такая организация подобна хорошо спроектированной машине, люди в ней играют роль отдельных частей, колесиков, передаточных механизмов».
Типичным для классической школы является пример исследований Фрэнка и Лилиан Гилберт, которые с помощью специальных часов-микрохронометров и кинокамеры выявили и описали 17 основных элементарных движений кисти руки, рекомендовав их в последующем для рациональной организации труда.
Макс Вебер, кроме того, развил учение Ф. Тейлора: он «изучал психологические явления, дающие возможность наиболее полно проявиться творческим способностям человека и вызывающие в нем состояние воодушевления, а затем обретения веры. Но он рассматривал эти явления как нечто такое, что зависит от появления вождя, посланного людям свыше. Вождь ломает традиции, увлекает окружающих на путь героических свершений». Понятно, что такой подход выходил за рамки, ограниченные решением чисто производственных задач.
Теория
и практика Тейлора - Вебера могла возникнуть
лишь при определенных производственных
условиях. Развитие промышленности требовало
создания такого практического учения,
которое отвечало бы ее запросам.
6. Схема управления организацией по Г.Форду
Порядок, внедренный в практику Тейлором, в основном функционировал в самом низшем звене управления и стал возможен только в период перехода к крупносерийному, а то и массовому производству, когда за рабочим местом закреплялось лишь несколько операций (либо вообще одна), что приводило к крайней степени централизации.
На верхних ступенях управления рекомендовался принцип сочетания власти и ответственности, когда руководителю давались жестко ограниченные полномочия и заранее оговоренная ответственность, нарушать которые управленцам не разрешалось. В тот период развития промышленности в этом и представлялась суть управления.
Однако
в самой основе данного порядка
уже было заложено противоречие. Регламентировать
исключительно все
Кроме того, а вероятно - в первую очередь, сложности регламентации обусловлены самой природой человека, который всегда в той или иной степени стремится к определенной самостоятельности (в том числе и на своем рабочем месте) и противится принуждению.
Данные обстоятельства очень хорошо учитывал Генри Форд, который к Тейлоровской системе добавил свои правила, которые считал чрезвычайно простыми, и изложил их в трех положениях:
1.
При выполнении работ
2.
Оплачивайте хорошо каждого
3.
Приведите все машины в
7. Принципы и функции управления А.Файоля
У истоков классического, или административного, направления стоял руководитель крупной французской угледобывающей компании Анри Файоль, которого за вклад, внесенный в развитие науки управления, часто называют отцом современного менеджмента. Возникновение классической школы обусловливалось усложнением процесса управления, которым сопровождался рост размеров и масштабов деятельности промышленных компаний ведущих индустриальных стран. Происходило фактическое обособление функций менеджеров от функций прочих работников предприятий, выделение менеджмента в отдельную профессию. Это, в свою очередь, вызывало необходимость смещения акцента управленческих исследований с техники производства на организацию в целом.
Если представители школы научного управления концентрировали основное внимание на совершенствовании отдельных операций производственного процесса и практически не выходили на уровень управленческих обобщений, то Файоля интересовали как раз проблемы общего менеджмента организации. Он и другие «классики» (как, например, англичанин Л. Урвик и американцы Д. Муни и А. Рейли) ставили своей целью выработку совокупности универсальных принципов управления. Эти принципы охватывали широкий спектр проблем организации - от разработки рациональной системы ее управления (в этой части теория «классиков» перекликалась с возникшей на рубеже веков «бюро-кратической теорией» известного немецкого социолога Макса Вебера) до принципов построения ее структуры и функций менеджмента.
Наиболее известными являются 14 универсальных принципов управления Анри Файоля, впервые опубликованные в 1916 г. в журнале «Администрасьон индустриэль женераль». Большинство этих принципов сохраняет актуальность и по сей день.
Информация о работе Основные положения классической школы управления