Основные признаки категорийного менеджмента, Особенности в управлении категорией товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:42, контрольная работа

Описание

Понятие категорийный менеджмент для России новое. Но на сегодняшний день сложились уже разные подходы в трактовке данного понятия и выделения основных признаков категорийного менеджмента. Рассмотрим подходы двух авторов (С. Сысоева, Е. Бузукова и В. Снегирева) к выделению признаков категорийного менеджмента.
В современном понимании у В. Снегиревой категорийный менеджмент есть управление самостоятельным бизнесом внутри компании, построенное на оптимизации всех операций, относящихся к определенной товарной группе.

Содержание

20. Основные признаки категорийного менеджмента
21. Особенности в управлении категорией товара
22. Структура отдела закупок при сетевом принципе развития торгового предприятия
23. Особенности управления запасами в сетевом предприятии
24. Отличительные черты централизованного и децентрализованного принципа заказа

Работа состоит из  1 файл

Категор. менеджмент.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)


Вопросы:

 

20. Основные  признаки категорийного менеджмента

21. Особенности  в управлении категорией товара

22. Структура  отдела закупок при сетевом  принципе развития торгового  предприятия

23. Особенности  управления запасами в сетевом  предприятии

24. Отличительные черты централизованного и децентрализованного принципа заказа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Основные признаки категорийного менеджмента

 

Понятие категорийный менеджмент для России новое. Но на сегодняшний день сложились уже  разные подходы в трактовке данного понятия и выделения основных признаков категорийного менеджмента. Рассмотрим подходы двух авторов (С. Сысоева, Е. Бузукова и В. Снегирева) к выделению признаков категорийного менеджмента.

В современном  понимании у В. Снегиревой категорийный менеджмент есть управление самостоятельным бизнесом внутри компании, построенное на оптимизации всех операций, относящихся к определенной товарной группе.

Категорийный  менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности по управлению торговым ассортиментом, направленной на развитие ассортимента в соответствии с объемом и структурой спроса, при наиболее эффективном использовании финансовых, материальных, информационных и трудовых ресурсов. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая позволяет координировать интересы потребителей, производителей и торговых посредников в единой стратегии развития ассортимента. Признаки категорийного менеджмента по В. Снегиревой:

    • ориентацию предприятия на спрос и потребности рынка и организацию торгового ассортимента, соответствующего индивидуальным запросам потребителей;
    • выделение товарных категорий в структуре ассортимента, сформированных по признаку потребительских предпочтений;
    • хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты управления товарной категорией;
    • постоянное стремление к повышению эффективности всего торгово-технологического процесса, к получению оптимальных результатов с наименьшими затратами;
    • постоянную оптимизацию структуры ассортимента, целей и программ по его управлению, в зависимости от конъюнктуры рынка;
    • выявление конечного результата деятельности предприятия на 
      рынке в процессе обмена;
    • необходимость использования современной информационной 
      базы для многовариантных расчетов при принятии обоснованных управленческих решений.

Авторы учебника «Категорийный менеджмент» С. Сысоева  и Е. Бузукова оперирует при понятии и выделении признаков категорийного менеджмента другими смысловыми инструментами.

Категорийный  менеджмент (управление ассортиментом по товарным категориям) — новый подход к управлению ассортиментом, который имеет т следующие признаки:

  1. Разделение всего ассортимента на товарные категории не обязательно в соответствии с общепринятыми группами и видами товаров, 
    а опираясь в первую очередь на психологические аспекты совершения покупок.
  2. Ответственность одного сотрудника торгового предприятия за весь 
    цикл движения категории — от закупки до продажи.
  3. Рассмотрение каждой товарной категории как мини-предприятия 
    в рамках компании со своим бюджетом, ценообразованием, политикой закупок и т. п.
  4. Подход к ассортименту магазина как к единой совокупности всех 
    категорий — так, как воспринимает магазин покупатель.

 

 

 

 

 

21. Особенности управления категорией товаров

 

Ключевая  идея категорийного менеджмента  состоит в выделении товарных категорий в структуре ассортимента с последующим управлением каждой из них по отдельности. Ассортимент товаров в этом случае делится не на товарные группы, а на категории, сформированные по признаку покупательских привычек или предпочтений.

В широком смысле категория — совокупность элементов, изменяющих свое состояние при изменении состояния отдельного элемента этой совокупности. Категория управления — это часть целого, управление которой наиболее удобно, логично или производительно с точки зрения достижения целей управления.

В розничной  торговле под категорией понимают совокупность элементов, объединение которых в группу способно принести положительный эффект в процессе реализации, повышает эффективность и производительность управляющей системы.

Товарная категория — совокупность товаров, объединение которых в группу для совместного управления отвечает целям и задачам категорийного менеджмента.

В категорию  могут объединяться товары, принадлежащие к разным товарным группам, подгруппам или видам. Например, отдельная товарная категория может включать сыры (группа молочных товаров), вино (группа вкусовых товаров) и шоколадные конфеты (группа кондитерских товаров). При расширении ассортимента вин менеджер может привлечь дополнительных клиентов; в этом случае его затраты на доставку, хранение, размещение дополнительных товарных позиций компенсируются не только за счет увеличения объема продаж винной продукции, но и за счет роста продаж сопутствующих товаров, которые покупатель привык потреблять вместе с вином. Таким образом, при объединении товаров в категорию, менеджер обеспечивает максимально возможный полезный эффект собственной системе управления.

Напротив, традиционное объединение товаров в группы по признаку их производственного происхождения или потребительского назначения не способствует повышению эффективности управления. Так, заведующий отделом мясной гастрономии, в ассортимент которого входят сардельки, сосиски, копченые и недорогие ливерные колбасы, принимает решение расширить ассортимент сырокопченых колбас. Это позволяет достичь некоторого положительного эффекта внутри отдела, за счет увеличения объема продаж сырокопченых колбас, но основной эффект принятого управленческого решения проявится в других отделах предприятия: бакалейном, гастрономическом и пр. Следовательно, эффективность управления категорией зависит от того, насколько грамотно подобраны товары в ее структуре. Поэтому наиболее важным и ответственным этапом, от которого зависит успех всей системы категорийного менеджмента, является формирование категорий в структуре ассортимента.

Основополагающими методами управления и формирования товарных категорий являются идентификация, группировка и классификация.

Идентификация — метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим. Идентификация в категорийном менеджменте направлена на установление связей и взаимных зависимостей между различными элементами торгового ассортимента.

Группировка — метод обобщения объектов по общим признакам. Он применяется для выделения различных товарных групп. Обобщению предшествует деление целого на отдельные части, выявление тех частей, для которых характерны общие признаки, и их объединение в группы по общности признаков.

Классификация — разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

 

22. Структура отдела закупок при сетевом принципе развития торгового предприятия

 

Каждое торговое предприятие имеет организационную  структуру. Большие торговые предприятия, особенно сетевые компании, имеют разветвленную организационную структуру, когда директору предприятия подчинятся ряд подразделений или отделов. Сетевым предприятиям рекомендуется отражать в организационной структуре управления отдел закупок, который занимался бы поставкой и заказом товаров народного потребления в соответствии с необходимостью сетевого предприятия в данном товаре.  

Для обеспечения сетевого предприятия товарами народного потребления необходимо решить задачи:

  • что закупить;
  • сколько закупить;
  • у кого закупить;
  • на каких условиях закупить.

Кроме того, необходимо выполнить работы:

  • заключить договор;
  • проконтролировать исполнение договора;
  • организовать доставку;
  • организовать складирование.

Что, сколько и у  кого закупить — задачи сложные  по своей природе. В России их решение осложнено тем, что в недавнем прошлом предприятия эти задачи в полном объеме зачастую не решали вообще, так как ресурсы распределялись централизованно, и уже государство решало, что и сколько и у кого закупать.

Структура отдела закупок  на сетевом предприятии может  иметь два варианта построения.

 На рис. 1. изображена структура отдела закупок на сетевом предприятии.

Рис. 1. Реализация функции закупок в процессе работы различных подразделений предприятия

 

На рис. 1 представлен вариант организационной структуры предприятия с распределением перечисленных выше задач между различными функциональными подразделениями. Как видим, задачи что закупить и сколько закупить решаются дирекцией по продажам. Здесь же выполняются и работы по складированию закупленных предметов труда.

Задачи, у кого и на каких условиях закупить решаются дирекцией по закупкам. Здесь же выполняются и перечисленные работы по снабжению, то есть заключаются договоры, контролируется их исполнение, организуется доставка закупленных предметов труда. В результате функция управления материальным потоком в процессе снабжения предприятия товарами народного потребления разделена между различными службами и ее эффективная реализация затруднена.



Рис. 2. реализация функции  закупок в процессе работы одного подразделения предприятия

Другой вариант, представленный на рис. 2, предполагает сосредоточение всех функций снабжения предприятия в одних руках, например, в дирекции по материально-техническому снабжению. Такая структура создает широкие возможности для сетевого предприятия на стадии закупок товара народного потребления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Особенности  управления запасами в сетевом  предприятии

 

Управление  товарными запасам всегда имеет  целью их оптимизацию, то есть обеспечение торговой организации товарами в таком ассортименте и в таких количествах, которые максимально соответствуют предвидимому спросу. Следовательно, и этой важнейшей управленческой функции предшествует изучение и прогнозирование возможностей рынка.

Управлять товарными  запасами — значит планировать определенный объем и структуру запасов в соответствии с поставленными перед торговой организацией целями и контролировать, чтобы товарные запасы постоянно отвечали установленным критериям. Управление товарными запасами в сетевых предприятиях должно быть систематическим. Иными словами, должен быть предусмотрен некий организационный механизм, который сам по себе обеспечивал бы поддержание нужных товарных запасов Вмешательство руководителя должно требоваться лишь тогда, когда этот механизм почему-либо не срабатывает также в исключительных случаях, которые не могли заблаговременно предусмотрены системой и программой.

Учет товарных запасов  должен быть налажен и в физическом выражении на сетевых предприятиях – в штуках, единицах, массах, упаковках. Необходимо также уметь управлять этими «физическими» запасами. Поскольку потребитель покупает упаковки, штуки, массы и объемы, запас должен быть так сбалансирован, чтобы потребитель мог приобрести нужные ему товары в удобном виде (расфасовке, упаковке и пр.). Учет физического товародвижения, сбор информации о продаже конкретных наименований товаров значительно сложнее, чем получение данных в стоимостных показателях. Между тем руководителям торговли просто необходимо знать, какие фасоны, размеры, расцветки пользуются спросом, а какие нет. В небольших магазинах сбор подобных данных не представляет труда, но на крупных сетевых розничный предприятиях с их чрезвычайно широким ассортиментом и огромными товарными массами необходимо предусматривать специальные — иногда весьма сложные — системы сбора такой информации.

В любом случае непременная предпосылка управления товарными запасами — учет реализации по возможно более дробным товарным группам. Основным техническим средством решения этой задачи является применение, например, в узлах расчета магазинов таких контрольно-кассовых машин, которые могут аккумулировать и выдавать расчлененные итоги (во многих крупных магазинах кассовые аппараты соединены с ЭВМ, образуя внутримагазинную АСУ, в число функций которой входит и управление товарными запасами).

Чтобы управлять товарными запасами, необходимо в любой момент времени точно знать величину текущих товарных запасов в стоимостном выражении.

Сетевые предприятия при управление товарными запасами вынуждены время от времени производить инвентаризацию товарных запасов, то есть фактически пересчитывать, перевешивать, перемерять все имеющиеся запасы товаров. Эта процедура очень дорогая и требует много времени; в результате инвентаризацию проводят сравнительно редко, а текущие товарные запасы определяют исходя из данных последней инвентаризации и данных бухгалтерского учета за последующий период.

Здесь следует подчеркнуть, что стоимостной учет чрезвычайно важен, и он ни в коей мере не может быть заменен учетом в физическом выражении — чрезвычайно эффективным инструментом. Оба вида учета дают возможность:

  • выявить, какие именно наименования товара, товарные группы и целые категории товара пользуются наибольшим спросом. Это позволяет принимать обоснованные решения о заказе дополнительных партий товара или, напротив, об исключении товара из ассортимента;
  • оптимизировать вложения капитала в товарные запасы Следствием слишком больших запасов является уменьшение товарооборачиваемости, оборачиваемости капитала уменьшение прибыли. Кроме того, это повышает и издержки обращения, так как хранение товаров требует определенных затрат;
  • повысить обоснованность решений, принимаемых относительно закупки товаров. Зная, какими товарами предприятие располагает в данное время, и, обладая информацией о темпах реализации различных наименований и разновидностей товаров, о спросе на них, коммерсанты имеют базу, на которой могут основывать свои решения относительно оптимизации ассортимента.

Информация о работе Основные признаки категорийного менеджмента, Особенности в управлении категорией товара