Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:15, контрольная работа
Менеджмент-это особый вид самостоятельной деятельности в фирме, работающей для обеспечения поставленных целей при рациональном, экономичном использовании материальных и трудовых ресурсов на основе хозяйственного и экономического механизма рыночных отношений.
Предметом исследований являются отношения, которые возникают в процессе управления. Они возникают в производственном коллективе для организации трудового процесса, соблюдения определенного порядка, согласованных действий.
Понятия менеджмента:
1) наука и практика управления, 2) организация управления внутри фирмы, 3) процесс принятия управленческих решений.
Содержание понятия «менеджмент». Этапы и школы в истории менеджмента………………………………………………………………..3
Управление социально-экономическими системами (организациями). Понятие, основные признаки и структура организации………………………………………………………………7
Важнейшие аспекты дальновидного развития контроллинга. Контроллинг и сетевые решения…………………………………………………………….……12
Сущность международного менеджмента, его отличия от национальной модели……………………………………………………………….…….16
Литература……………………………………………………………….21
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра теории и практики управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория менеджмента (История управленческой мысли)»
Тема: Основные тенденции развития менеджмента в России XXI в.
Выполнил:
Югов С.А
Ф.И.О.
Студент факультета менеджмента и маркетинга
Курс___1_____ № группы __131
Личный номер:100.30/120049
Преподаватель: УгрюмоваН.В
Челябинск 2013
Содержание
Содержание понятия «менеджмент». Этапы и школы в истории менеджмента.
Менеджмент-это особый вид самостоятельной деятельности в фирме, работающей для обеспечения поставленных целей при рациональном, экономичном использовании материальных и трудовых ресурсов на основе хозяйственного и экономического механизма рыночных отношений.
Предметом исследований являются
отношения, которые возникают в
процессе управления. Они возникают
в производственном коллективе для
организации трудового
Понятия менеджмента:
1) наука и практика управления, 2) организация управления внутри фирмы, 3) процесс принятия управленческих решений.
Менеджмент-как наука:
Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления. Термин "организация управления" представляет собой вид деятельности по руководству людьми. Процесс принятия решений часто становится самостоятельной сферой деятельности специализированных подразделений.
В задачи менеджмента входит:
На фоне общего представления
о менеджменте можно дать обобщенную
характеристику менеджера: это руководитель,
им управляющий, который занимает постоянную
должность и наделен
Этапы и школы в истории менеджмента
Великая индустриальная революция
XVII–XIX вв. оказала гораздо более
существенное влияние на теорию и
практику управления, чем все предшествующие
революции. Именно на этом этапе и
начал развиваться менеджмент в
том виде, в котором мы привыкли
воспринимать это слово. Именно тогда
появилась потребность в
К концу XIX – началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента.
Классическое
направление менеджмента
– научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);
– административный менеджмент - внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);
– концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).
В целом период доминирования
классического направления
Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX–XX вв. Именно в этот период появились первые школы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью.
Основателем классической школы «научного менеджмента» считается Фредерик Тейлор (1856–1915)
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.
Развитие идей Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файолем (1841–1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль.
Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления. Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию управления всей организацией.
Школа «человеческих отношений» (гуманистический менеджмент) уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам. Выделяют три области направления: человеческие отношения, человеческие ресурсы и бихевиоризм. (Г. Мюнстерберг, Э.Мейо, А. Маслоу).
Современная система взглядов на менеджмент сформировалась в 50-е гг. XX в. как количественная школа науки управления, основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов (Р. Акофф, С. Бир, А. Голдберг и др.).
В школе науки управления
различают два главных
Управление социально-
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей миссии или целей.
Основными составляющими
любой организации являются: люди,
входящие в данную организацию; задачи,
для решения которых данная организация
существует; управление, которое формирует,
мобилизует и приводит в движение
потенциал организации для
Миссия организации – выражение ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководств, устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации.
Конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей – отдельных характеристик организации, на достижение которых направлена ее деятельность. Существует два типа: долгосрочные и краткосрочные. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в вопросах достижения.
Процесс управления организациями представляет собой последовательность действий работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации. Следует иметь в виду, что он носит циклический, спиралевидный характер, т.е. процесс менеджмента начинается с момента установления взаимосвязей между субъектом и объектом управления и заканчивается только с их исчезновением.
Любая организация обладает определенной структурой.
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ, наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.
Любая организация имеет свою внутреннюю среду и среду внешнюю, в которой осуществляются ее операции. Внутренние переменные – это цели, структура, задачи, технология, люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы.
К внешней среде организации относят поставщиков, конкурентов, покупателей, партнеров по бизнесу, государство и его структуры, культуру, экономические и политические факторы, международное окружение.
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование.
Принцип реинжиниринга
Основополагающих принципов
При новом распределении задач следует
иметь в виду, что часть из них, которые
до сих пор выполнялись контроллером,
должна остаться именно у него. На первом
этапе анализируются все возможные действия,
связанные с выполнением перечисленных
функций. Далее обсуждается, кто конкретно
будет отвечать за отдельные этапы этих
процессов. При реструктуризации задач
контроллинга следует иметь в виду, что
менеджеры структурных подразделений
компании, как правило, хорошо знают специфику
своих участков работы. Этот факт является
аргументом в пользу того, что выполнение
функций контроллинга должно смещаться
на линейные должности. Одновременно следует
обеспечить единство и сквозной характер
выстраиваемых систем. Это задача централизованной
службы контроллинга. Таким образом, важно
найти «золотую середину» между близостью
к «месту событий» и способностью отследить
общий ход событий
Перераспределение задач влияет на
организацию отдела контроллинга. Как
правило, речь идет о его сокращении, поскольку
объем выполняемых задач существенно
уменьшается. Однако на этапе реструктуризации
объем работы контроллера может существенно
увеличиться, так как ему приходится выполнять
многочисленные дополнительные функции
— организационные, координирующие и
пр. Контроллер также на первых порах оказывает
содействие и консалтинговые услуги сотрудникам,
которые начинают выполнять новые для
себя задачи. Следствием этого может быть
даже увеличение штата отдела контроллинга.
Однако в конечном итоге, после того как
установлены и отработаны новые «правила
игры», важно не допустить сохранения
увеличенной численности в отделе контроллинга.
Выполнение этих задач означает повышение
степени централизации и снижение степени
специализации в работе отдела контроллинга.
Дополнительно следует продумать порядок
распределения задач между контроллером
и менеджером. В этом смысле возможной
формой организации отдела контроллинга
является смешанный вариант, включающий
элементы штабного и линейного подразделения.
Возможности и ограничения системы самоконтроллинга
представлены в таблице.
Контроллинг можно понимать, как управленческую
функцию, выполняемую каждым менеджером.
Основной принцип при этом: «Так много
самоконтроллинга, насколько это возможно,
так много стороннего контроллинга, насколько
это необходимо».
Информация о работе Основные тенденции развития менеджмента в России XXI в