Основные тенденции развития менеджмента в России XXI в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:15, контрольная работа

Описание

Менеджмент-это особый вид самостоятельной деятельности в фирме, работающей для обеспечения поставленных целей при рациональном, экономичном использовании материальных и трудовых ресурсов на основе хозяйственного и экономического механизма рыночных отношений.
Предметом исследований являются отношения, которые возникают в процессе управления. Они возникают в производственном коллективе для организации трудового процесса, соблюдения определенного порядка, согласованных действий.
Понятия менеджмента:
1) наука и практика управления, 2) организация управления внутри фирмы, 3) процесс принятия управленческих решений.

Содержание

Содержание понятия «менеджмент». Этапы и школы в истории менеджмента………………………………………………………………..3
Управление социально-экономическими системами (организациями). Понятие, основные признаки и структура организации………………………………………………………………7
Важнейшие аспекты дальновидного развития контроллинга. Контроллинг и сетевые решения…………………………………………………………….……12
Сущность международного менеджмента, его отличия от национальной модели……………………………………………………………….…….16
Литература……………………………………………………………….21

Работа состоит из  1 файл

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА -ИСТРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ.docx

— 56.84 Кб (Скачать документ)

Возможности

Ограничения

Выполняются требования к построе нию новой концепции контроллинга («стройность», децентрализация, интегрированность, ориентированность на процессы, активность и ориентирован ность на командную работу).

Необходимо согласие всех участвующих сторон  
Мотивация участвующих сторон  
Опасность перегрузки участвующих сторон  
Необходимость наличия «контроллин говой» культуры в системе управления «контроллинговое сознание», доверие, готовность и способность к изменени ям и пр.)

Возможность адаптации  к особеннос тям конкретной сферы задач  
Последующее соблюдение заповедей контроллинга  

«Ломка» локальных  систем  
Постановка целей без согласования с «верхами». Недостаточная готовность к самоуправлению

Создание больших  возможностей в по строение систем планирования, конт роля и информационного обеспече ния  
Высвобождение контроллера от тради ционных задач позволяет ему выпол нять задачи коучинга, модерации и обучения

Конфликты и сложности  при согласо вании отдельных аспектов  
Проблемы в управлении и координа ции деятельности предприятия в це лом  
Опасность «субоптимизации»


Кроме того, организация контроллинга должна удовлетворять требованиям ориентации на клиента. При этом контроллеру следует ориентироваться на потребности клиентов внутри компании и предоставлять в распоряжение коллег инструментарий, позволяющий соблюсти ориентацию на клиента на уровне предприятия в целом — например, метод расчета целевых затрат. 
Описанные изменения позволяют сформировать новое понимание роли контроллинга в компании. Контроллинг в современных условиях выполняет функцию внутреннего советника (консультанта), располагающего знаниями о продуктах, клиентах и процессах. Центральные характеристики «нового контроллинга» объединены в таблице.

 

«Новый»

«Старый»

Задачи

  • Поддержка самоуправления Ориентация на рынок
  • Интеграция стратегической и оперативной ориентации, feedforward
  • Сторонний управляющий, высокая роль контролирования Преимущественно внутренняя ориентация
  • Проблемы подразделений между этапами контроллинга , feedback

Органи зация

  • Целостная и процессно – ориентированная организация Начинается на ранних фазах, привязана к цепочке стоимости
  • Центр сервиса ( центр прибыли ) ( частично ) передается на аутсорсинг
  • Жесткая функционально – дивизиональная и тейлористская ориента ция Начало на этапе производства ; нет ориентации на цепочку стоимости
  • Штаб , центр затрат , исключительно взгляд изнутри

Инстру менты

  • Интегрирование всех измерений ин формации Ориентация на стоимость компании
  • Активное использование ГГ – потенциала
  • Фокусирование на счетоводстве
  • Ориентация на результат работы за период
  • Реагирование на IT

 

     

 

Важнейшие аспекты дальнейшего развития контроллинга

Контроллинг и сетевые решения

Анализ рассмотренных выше аспектов позволяет утверждать, что новые  решения и концепции не могут  быть больше привязаны к деятельности одного отдела (как это было, например, в 80-е годы). Решения того времени  носили функционально-ориентированный  характер. Концепция реинжиниринга  бизнес-процессов, развивающаяся с  середины 80-х, преодолевает границы  отдельных подразделений и оперирует  цепочками процессов, охватывающих несколько подразделений. Эта концепция позже стала использоваться в рамках различных систем, имеющих отношение к деятельности предприятия. С точки зрения современных концепций важно рассматривать сети, в которые включено то или иное предприятие, целиком, поскольку сегодня за конкурентные преимущества на рынке борются не отдельные функции, процессы или предприятия, а сети. 
В отношении контроллинга это означает, что планирование, контроль и информационное обеспечение должны охватывать не отдельные части, а сеть целиком.

Повышение результативности контроллинга

Выше в этом разделе было описано, как современные изменения во внешней и внутренней среде предприятия  влияют на изменение системы контроллинга и как компании пытаются реагировать на эти изменения. Задачи контроллинга, его организационное оформление и использование контроллинговых инструментов постоянно обсуждаются и изменяются. Другими словами, контроллинг в современных компаниях должен соответствовать быстро меняющимся требованиям. 
Компания Horvdth & Partners разработала концепцию, которая призвана обеспечить повышение результативности системы контроллинга — особенно в компаниях средних размеров.  
При позиционировании контроллинга прежде всего следует обеспечить прозрачность общих рамочных условий и предъявляемых к системе контроллинга требований. На первом этапе целесообразно провести опрос внутренних клиентов, что позволит сформировать желаемый образ контроллинга в компании. Предмет такого опроса — требования к будущей системе контроллинга, которая будет подвергаться изменениям. Требования к системе контроллинга включают требования к консалтинговой и сервисной поддержке.

  1. Озиционировать контроллинг
  • Связь с внешней средой
  • Связь со стратегией и менеджментом
  • Самопонимание контроллинга и сторонний образ

     2.  Анализировать систему контроллинга

  • пределение контроллинговых услуг и продуктов
  • многомерное измерение результативности
  • анализ слабых мест

3. Провести бемчмаркинг

  • качественные масштабы
  • количественные масштабы
  • анализ причин концепции улучшения

     4. Новые методы и инструменты

  • Обзор методов индивидуальный для предприятия
  • выбор и адаптация

5. Новый дизайн контроллинга

  • включение методов и инструментов контроллинга в сеть ориентация на клиентов, процесс и будущее
  • задачи, организация и процессы модификация существующих инструментов и методов
  • измерение результативности

     6. Реализовать мероприятия

  • временной план реализации
  • бюджеты
  • управление проектами
  • контроллинг реализации
  • информационные технологии

    7. Управлять процессом обучения и изменения

  • выбор и развитие персонала
  • тренинговые программы
  • «миграционные чемпионы»
  • мотивационные аспекты

Далее проводится анализ и оценка протекающих контроллинговых процессов с целью выявления имеющихся недостатков. Анализ может осуществляться на основе метода расчета затрат по процессам, позволяющего оценить результативность и затратность выполняемых в компании процессов. Определение желаемых контроллинговых продуктов сопровождается расчетом затрат на их создание и оценкой удовлетворенности внутренних клиентов. Результат такого анализа — сформированный портфель контроллинговых продуктов, результативность которого сопоставляется с затратами на его создание. При проведении бенчмаркинга следует выяснить положение компании по сравнению с другими компаниями и что другие компании делают лучше. В качестве объектов сравнения могут выступать опубликованные результаты специализированных исследований. Если известны лучшие решения, то часть из них — с учетом собственных рамочных условий — можно использовать в своей системе контроллинга. При выборе новых методов и инструментов учет специфических для конкретной компании требований особенно важен. В качестве новых методов и инструментов могут быть использованы:

  • Системы раннего распознавания, необходимые для своевременного распознавания значимых изменений и разработки соответствующих мероприятий;
  • Управление стоимостью, необходимое для увеличения стоимости компании в долгосрочной перспективе;
  • Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard), позволяющая реализовать стратегию компании;
  • Расчет целевых затрат (Target Costing), позволяющий создавать продукты в соответствии с требованиями рынка;
  • Управление затратами процессов и процессно-ориентированное измерение результативности (Performance Measurement), используемые для построения прозрачных и оптимальных с точки зрения времени, качества и затрат бизнес-процессов;
  • Бенчмаркинг, позволяющий структурированно проводить сравнения с определенным ориентиром и постоянно совершенствоваться;
  • Процессно-ориентированное бюджетирование, позволяющее составлять бюджеты, ориентированные на конечный результат.

В заключение следует разработать  дизайн новой системы контроллинга. Для этого следует переосмыслить задачи, организацию и используемые инструменты, а при необходимости — подвергнуть их изменениям (в соответствии с принципами ориентации на клиентов, процессы и будущее). В части системы учета можно говорить, например, об интеграции внешнего и внутреннего учета. Кроме того, примерами изменений в системе контроллинга могут быть: отказ от составления фактических калькуляций, внедрение системы трансфертных цен, отказ от использования надбавок, основанных на расчете машино-часов, сокращение числа центров затрат путем построения процессно-ориентированной структуры.

Сущность  международного менеджмента, его отличие  от национальной модели

Мeждyнapoдный мeнeджмeнт являeтcя ocoбым видoм мeнeджмeнтa, глaвными цeлями кoтopoгo являютcя фopмиpoвaниe, paзвитиe и иcпoльзoвaниe кoнкypeнтныx пpeимyщecтв фиpмы зa cчeт вoзмoжнocтeй вeдeния бизнeca в paзличныx cтpaнax и, cooтвeтcтвeннo, иcпoльзoвaниe экoнoмичecкиx, coциaльныx, дeмoгpaфичecкиx, кyльтypныx и иныx ocoбeннocтeй этиx cтpaн и мeжгocyдapcтвeннoгo взaимoдeйcтвия. 
 
Пpинципиaльнo cтpyктypa мeждyнapoднoгo мeнeджмeнтa cxoжa co cтpyктypoй нaциoнaльнoгo (cтpaнoвoгo), т. e. включaeт в ceбя пpoблeмы, oxвaтывaющиe пять ocнoвныx cфep yпpaвлeния фиpмeнным бизнecoм:

  1. Иccлeдoвaниe, aнaлиз и oцeнкy внeшнeй cpeды бизнeca и внyтpeннeй cpeды opгaнизaции;
  2. Пpoцeccы кoммyникaции и пpинятиe peшeний (включaя мoдeли и мeтoды);
  3. Бaзoвыe фyнкции yпpaвлeния (cтpaтeгичecкoe плaниpoвaниe и peaлизaцию cтpaтeгий, пocтpoeниe opгaнизaции, мoтивaцию, кoнтpoль и кoopдинaцию);
  4. Вoпpocы гpyппoвoй динaмики и pyкoвoдcтвa (лидepcтвo, paбoтy в гpyппax);
  5. Вoпpocы эффeктивнocти дeятeльнocти пpeдпpиятия (yпpaвлeниe пepcoнaлoм, пpoизвoдcтвoм, мapкeтингoм, пpoизвoдитeльнocтью в цeлoм).  
    Однaкo внyтpи кaждoй из cтpyктypныx чacтeй cyщecтвyют вaжныe paзличия c нaциoнaльнoй мoдeлью. 
    Пpинципиaльнoe oтличиe мeждyнapoднoгo мeнeджмeнтa - этo вoзмoжнocть эффeктивнoгo иcпoльзoвaния "кyльтypнoгo фaктopa" пpaктичecки в любoй cфepe yпpaвлeния. Рeaльныe ypoвни кoнкypeнтнoгo пpeимyщecтвa тaкoгo poдa зaвиcят oт cтeпeни paзличий кyльтyp пpинимaющиx cтpaн и cтpaны бaзиpoвaния гoлoвнoй кoмпaнии. 
    Бaзoвoe oтличиe - coдepжaниe, poль и cпeцификa внeшнeй cpeды бизнeca, пocкoлькy peчь идeт o eгo выxoдe из нaциoнaльнoй гpaницы. 
    Упpaвлeниe мeждyнapoдным бизнecoм знaчитeльныx мacштaбoв тpeбyeт кaчecтвeннo инoй инфopмaциoннoй бaзы, пpeoдoлeния языкoвoгo бapьepa и пpoфeccиoнaльнoгo oбecпeчeния yпpaвлeнчecкиx peшeний. Вo внyтpeннeй cpeдe фиpмы тaкиe кaтeгopии, кaк цeли, cтpyктypa, paздeлeниe тpyдa, кoopдинaция, нe пpeдпoлaгaют ocoбыx oтличий oт нaциoнaльнoй мoдeли, нo вoпpocы пoтpeбнocтeй, вocпpиятия, цeннocтeй и цeлeй пoвeдeния тpeбyют yчeтa нaциoнaльныx, кyльтypныx фaктopoв. 
    Оcoбeннocти кoммyникaций (oт ocoбeннocтeй языкoвoгo бapьepa дo pитyaлoв и нeвepбaльнoгo oбщeния) в знaчитeльнoй cтeпeни oпpeдeляют нaциoнaльнo-кyльтypнyю cпeцификy пpинятия peшeний, тaк кaк тo, чтo в oднoй кyльтype являeтcя paциoнaльнoй мoдeлью пpинятия peшeния, в дpyгoй мoжeт cчитaтьcя нepaзyмным пoвeдeниeм pyкoвoдитeля. 
    Зaпaдный пoдxoд дeлaeт yпop нa инфopмaциoннyю oткpытocть и вoвлeчeниe paбoтникa в пpинятиe peшeний, a в иныx кyльтypax этo мoжeт вocпpинимaтьcя пepcoнaлoм кaк cлaбocть pyкoвoдcтвa и нeyмeниe pyкoвoдить людьми. 
    Уcпex дocтижeния и paциoнaльнaя oцeнкa дeятeльнocти paбoтникa игpaют пpи yпpaвлeнии эффeктивнocтью дeятeльнocти opгaнизaции пepвocтeпeннyю poль для любoй cтpaны, нo в peгиoнax Ближнeгo и Сpeднeгo Вocтoкa poль личнoгo дocтижeния и личнoгo ycпexa кaк мoщныx мoтивaтopoв эффeктивнoй paбoты нecpaвнeннo мeньшe.

Как и всякая дефиниция, относящаяся  к столь сложной категории, данное определение неполно и в известной мере односторонне. Его главная задача — подчеркнуть родовую общность международного и странового менеджмента как генетически тесно родственных категорий и, с другой стороны, выделить его главную видовую особенность — использование в поиске и реализации конкурентных преимуществ всех тех возможностей, которые открываются деловой активностью в рамках стран и взаимодействием этих стран.

Рис. Страновый бизнес — международный бизнес

 
Страновый бизнес

 
Международный бизнес

 
Национальная  модель управления бизнесом

 
Международный менеджмент

  • Цель-извлечение прибыли 
    посредством 
    использования конкурентных преимуществ в системе «НИОКР-производство—продажи—сервис» в условиях данной страны и ее рынков
  • Цель -извлечение прибыли 
    посредством 
    использования (в интересах получения конкурентных преимуществ) возможностей 
    разных стран и регионов и работы 
     
    на рынках 
     
    различных стран и 
     
    регионов
  • Формирование, удержание и развитие 
    конкурентных преимуществ в системе «НИОКР-производство-продажи-сервис» 
    в условиях данной 
     
    страны
  • Формирование, удержание 
     
    и развитие конкурентных преимуществ в системе «НИОКР-производство-продажи-сервис» 
    на основе использования 
     
    возможностей разных стран и международного взаимодействия
  • Средства: расширение рынков, использование более 
    выгодных ресурсов, 
    использование законодательных 
    политических 
    и социальных 
    возможностей 
    внутри страны
  • Средства: расширение рынков, использование более выгодных ресурсов, 
    использование законодательных, политических 
    и социальных 
    возможностей в 
    ряде стран, а также с использованием 
    межгосударственного взаимодействия
  • Поиск средств развития бизнеса и превращение их в конкурентные 
    преимущества фирмы внутри страны
  • Поиск средств развития бизнеса и превращение их в конкурентные 
    преимущества фирмы в ряде 
    стран и в контексте 
    межгосударственных 
    взаимоотношений,

Информация о работе Основные тенденции развития менеджмента в России XXI в