Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:44, реферат
Применение мотивационных теорий может стать тем катализатором экономических процессов, той «невидимой рукой», который может уберечь страну от очередных силовых мер по ускоренному развитию, поднять уровень жизни народа, помочь людям понять свои собственные стремления. Таким образом, пришло время объявить «мотивационную революцию»; определить «Великую Российскую мечту» и помочь обычным людям труда сориентироваться в резко изменившихся условиях жизни, что, по моему мнению, позволит России общаться с индустриальноразвитыми странами, не испытывая комплекса неполноценности.
Введение 3
Понятие мотивации 3
Содержательные теории мотивации (теории потребностей). 4
I. Иерархия потребностей Абрахама Маслоу. 4
II. Теория двух факторов Фредерика Герцберга. 6
III. Теория мотивации МакКлеланда. 8
Процессуальные теории мотивации. 9
IV. Теория ожидания. 9
V. Расширенная модель ожидания. 11
VI. Теория справедливости. 12
VII. Теория усиления. 13
VIII. Деньги как мотиватор. 15
Применение мотивационных теорий в функционировании учреждения исполнения наказаний. 15
Выводы и предложения по мотивации персонала. 17
Используемая литература: 19
Основное значение двухфакторной теории заключается в том, что менеджеры должны быть очень осторожны и не делать ударения на гигиенические факторы, как на основные, при удовлетворении потребностей, когда потребности низшего уровня уже достаточно удовлетворены. И наоборот, менеджеры не должны тратить время и средства, предлагая своим служащим разнообразные мотиваторы до того, как будут удовлетворены гигиенические потребности.
Наверное,
наиболее удивительным и неожиданным
открытием, полученным в результате
проведённых Герцбергом исследований,
стал тот факт, что деньги однозначно
были отнесены к разряду гигиенических
факторов, а отнюдь не мотиваторов.
Деньги имеют важное значение для большинства
служащих, как из-за их покупательной способности,
так и из-за статуса, который имеет их владелец.
Однако менеджеры оказывают себе и своим
организациям плохую услугу, когда воспринимают
деньги как совершенное средство для удовлетворения
всех потребностей, которые могут возникнуть
у служащих.
Как показано в табл. 3 результаты проведённого на основе опроса служащих исследования можно использовать в качестве подтвержления выводов Герцберга о различии между мотиваторами и гигиеническими факторами.4
Менеджеры, которые пытаются разработать программу «обогащения работы», должны помнить шесть условий, необходимых для успеха их деятельности:
В
своей теории Дэвид МакКлеланд утверждает, что любая организация предлагает человеку возможности для удовлетворения трёх потребностей высшего уровня: потребность во власти, в успехе и в принадлежности. Его наиболее популярные идеи заключаются в том, что потребность в успехе положительно влияет не только на работу служащих, но и на работу менеджеров всех уровней управления.
Потребность в успехе лежит в иерархии потребностей Маслоу где-то между уважением и самовыражением. Человек, ориентированный на достижение успеха, обычно приемлет достаточно высокий уровень риска, хочет знать о конкретных результатах своей работы, хочет нести ответственость за решение каких-либо проблем, и имеет тенденцию к постановке реальных целей. Кроме этого, он обладает серьёзными навыками в плане организации и планирования.
Менеджеры, которые стремятся понять, управлять и создать мотивационную среду для подчинённых с ярковыраженной потребностью в успехе, должны знать, что последние получают удовлетворение в основном от самого процесса работы, от начала до завершения, и в меньшей степени - от награды, которую получают за хорошо выполненную работу.
Потребность во власти также находится между потребностями в уважении и самовыражении Маслоу. Эта потребность является выражением желания человека контролировать влияние на других людей.МакКлеланд рассматривал эту потребность как позитивную и тесно связывал её с желанием добиться руководящей должности. Он ктверждал, что существует несколько стадий в развитии представления человека о власти, и что менеджеров можно убедить отказаться от мысли, что человек не должен пытаться оказывать влияние на других. Наоборот, эффективный лидер и менеджер должен быть самоотверженным альтруистом, преданным целям организации и старающимся привить чувство преданности огранизации своим подчинённым. Он обладает высоким самоконтролем и испытывает слабую потребность в принадлежности.
То, что МакКлеланд называл потребностью в принадлежности, очень похоже на то, о чём говорил Маслоу. Эта потребность отражает желание человека иметь близкие, дружеские отношения с другими людьми. Люди с острой потребностью в принадлежности наиболее часто добиваются успеха в работе, требующей высокого уровня социального взаимодействия, где межличностные отношения особенно важны.
Хотя все члены любой организации в какой-то мере испытывают потребности в успехе, власти и принадлежности, МакКлеланд использовал результаты своего исследования для определения трёх характерных типов менеджеров:
Исследование предполагает, что менеджеры первых двух типов лучше управляют своими отделами, в основном из-за своей потребности во власти.
Работа
МакКлеланда показала, что потребность
в успехе можно развить в человеке,
и в результате получить более эффективную
работу. Для улучшения целенаправленного
поведения менеджеров в ней советуется
применять следующие приёмы, развитие
организации, которое делает ударение
на конкурентные методы достижения целей
и подчёркиваетважность наиболее эффективного
достижения этих целей. Менеджеры должны
ставить для себя и для своих подчинённых
трудные, но достижимые цели и задачи.
Кроме этого, следует помнить, что люди,
ориентированные на успех, чаще всего
этого успеха и добиваются, однако организация
может извлечь выгоду из комбинации всех
трёх типов менеджеров, описанных МакКлеландом.
П
роцессуальные терии мотивации пытаются объяснить, как возникает целенаправленное поведение, как оно направляется, поддерживается и заканчивается
Б
ольшинство
современных процессуальных теорий
мотивации рассматривают мотива
А. Ожидания в отношении затрат труда - результатов.
Когда человек спрашивает себя, «В какой степени я могу ожидать, что мои усилия приведут к количественным и качественным результатам, которые нужны моему менеджеру?», то ответ на него выражается термином «ожидания в отношении «затраты труда - результаты»». Чем сильнее ожидание, что чьи-то усилия приведут к желаемому результату, тем больше вероятность, что этот человек качественно выполнит поставленную перед ним задачу.
Б. Ожидания в отношении «результаты труда - вознаграждение».
После
того, как служащий оценит ясность
того, что он сможет выполнять данную
работу успешно, он задаёт себе вопрос:
«Если я должным образом
При определении того, насколько рабочиё уверен в том, чтоменеджер выплатит им вознаграждение, важную роль играют несколько факторов. Во-первых, увереность возрастает, если обещания менеджера ясны и определённы. Во-вторых, увереность возрастает, если рабочий знает, что менеджер действительно обладает полномочиями по обеспечению желаемого вознаграждения.
В. Ценность вознаграждения.
Даже если служащие уверены в том, что они могут выполнять ту работу, которую от них ждёт менеджер, и что они получат обещанное им вознаграждение, они всё равно задают себе, возможно, наиболее трудный вопрос: «Если я получу то вознаграждение, которое хочу получить, будет ли оно достаточно ценным для меня и смогу ли я с его помощью удовлетворить свои основные потребности?». Согласно теории ожидания ответ на этот вопрос заключается в измерении ценности вознаграждения.
Ценность вознаграждения, которая также измеряется степенью вероятности, является наиболее важным элементом теории мотивации, и, к сожалению, не всегда берётся в расчёт менеджерами.
Самая «популярная» проблема, возникающая по поводу ценности вознаграждения, заключается в том, что люди редко уделяют достаточно времени и внимания тщательной оценке своих потребностей. Более того, т.к. за деньги действительно можно купить множество вещей, которые способны удовлетворить самые разные потребности, подчинённые очень часто входят в заблуждение и начинают верить, что деньги - это самое лучшее вознаграждение. Такие идеи приводят к разочарованию и неудовлетворению. Служащие, которые пытаются получить удовлетворение от работы только с помощью денег, часто страдают от недостатка самоуважения, чувства невостребованности своего интеллекта, навыков и способностей.
Г. Валентность.
Маслоу использовал термин «доминирование» для определения общего уровня потребностей, удовлетворение которых будет руководить действиями людей. Но как менеджеру определить, какое из многочисленных вознаграждения является на данный момент средством удовлетворения потребностей того или иного подчинённого? Что-бы ответить на этот вопрос, Врум использует термин «валентность» для определения силы предпочтения того или иного вознаграждения.
Ожидание ожидание
«затраты труда - «результаты - вознаграждения
результаты»
(0,7) (0,7)
(0,8)
(0,9) (0,5) (0,8)
(0,8)
(0,9) (0,7)
1 вариант (А, А, ) = (0,8) (0,7) (0,8) (0,7) (0,9) = 0,2822 (предпочтительный вариант)
2 вариант (В, В, ) = (0,9) (0,5) (0,7) (0,8) (0,9) = 0,2268
3 вариант (С,
С, ) = (0,8) (0,9) (0,8) (0,7) (0,5) = 0,2016
Схема 4. Пример действия модели теории ожидания.
Таким образом, валентность - это мера ценности или приоритетности.5 Валентность вознаграждения измеряется от высоко положительной (1.00) до строго отрицательной (-1.00). Хотя понятие валентности является довольно абстрактным, оно позволяет людям сравнивать свои запросы.
На
основе общих теоритеческих
Основу модели теории ожидания составляют четыре вышеперечисленные концепции. Мотивация человека направлена на комбинацию ожиданий, ценного и валентного вознаграждения, которая обеспечит наилучшее удовлетворение потребностей. Взаимосвязь, изображённую на модели, можно выразить следующим образом:
М=(З/Р) (Р/В) (Vв) (Vп), где
М - мотивация;
З/Р - ожидания в отношении затрат труда - результатов;