Основные теории мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:44, реферат

Описание

Применение мотивационных теорий может стать тем катализатором экономических процессов, той «невидимой рукой», который может уберечь страну от очередных силовых мер по ускоренному развитию, поднять уровень жизни народа, помочь людям понять свои собственные стремления. Таким образом, пришло время объявить «мотивационную революцию»; определить «Великую Российскую мечту» и помочь обычным людям труда сориентироваться в резко изменившихся условиях жизни, что, по моему мнению, позволит России общаться с индустриальноразвитыми странами, не испытывая комплекса неполноценности.

Содержание

Введение 3
Понятие мотивации 3
Содержательные теории мотивации (теории потребностей). 4
I. Иерархия потребностей Абрахама Маслоу. 4
II. Теория двух факторов Фредерика Герцберга. 6
III. Теория мотивации МакКлеланда. 8
Процессуальные теории мотивации. 9
IV. Теория ожидания. 9
V. Расширенная модель ожидания. 11
VI. Теория справедливости. 12
VII. Теория усиления. 13
VIII. Деньги как мотиватор. 15
Применение мотивационных теорий в функционировании учреждения исполнения наказаний. 15
Выводы и предложения по мотивации персонала. 17
Используемая литература: 19

Работа состоит из  1 файл

мотивация персонала.doc

— 246.50 Кб (Скачать документ)

         Р/В  -- ожидания в отношении результатов-вознаграждений;

         Vв - валентность вознаграждения;

         Vп - валентность потребности.

         На  схеме 4 предлагается пример того, как  в действительности работает эта  модель. В данном примере наиболее предпочтительным вариантом в условиях рационального принятия решения является вариант № 1, т.к. он имеет потребности.

         Теория  ожидания Врума предлагает несколько  советов по улучшению действий менеджеров.

      • Процесс сравнения потребностей подчинённых с вознаграждениями, получаемыми ими от организации, должен быть систематическим. Нужно поощрять подчинённых точнее формулировать свои потребности и помогать своим менеджерам при разработке программ, с помощью которых организация может узнавать о том, насколько удовлетворены специфические потребности подчинённых.
      • Подчинённым часто требуется помощь, чтобы осознать связь между затраченными усилиями, полученным результатом, вознаграждением и удовлетворением потребностей. Их уверенность растёт, если они видят, что менеджер уделяет большое внимание этой взаимосвязи и поощряет своих подчинённых придерживаться конкретного курса действий.
      • Так как для разных людей приоритетными являются самые разнообразные потребности и, следовательно, ценность вознаграждения, полученного от организации, для всех неодинакова, менеджер может усилить мотивационный потенциал вознаграждений, если поймёт, какие стимулы наиболее эффективны для каждого подчинённого.
      • Менеджеры должны усилить мотивационный потенциал самой работы, которую они предлагают своим подчинённым. Кроме этого, они должны постоянно демонстрировать свои способности, как менеджеров, давать значимые вознаграждения, когда цели организации достигнуты.

        Расширенная  модель ожидания.

 

     П

сихологи Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали модель мотивации, которая соединила в себе основные идеи содержательных теорий Маслоу, Герцберга и МакКлеланда с идеями процессуальными теории Врума. Как показано на рис. 5, их интегрированный подход, который называется «расширенной моделью ожидания», включает в себя рассмотрение взаимосвязи между выпонением работы и удовлетворением. Цифры, поставленные в квадратиках показывают направление мотивации и её эффект. В теории модель работает следующим образом. Человек соединяет ценность ожидаемого вознаграждения (1) со своим восприятием того, какие усилия должны быть приложены, чтобы добиться этого вознаграждения (2). В результате комбинации этих факторов получаются реально приложенные усилия (3). Они, в свою очередь, комбинируются со способностями и навыками человека (4) и восприятием роли, которую он должен сыграть (5) при выполнении данного ему задания (6). Эта работа связана с получением как внутреннего, так и внешнего вознаграждения. Внутреннее вознаграждение - это то,что заключено в самом выполнении задания, например, чувство гордости или чувство выполненного долга. Внешнее вознаграждение предполагается руководством и является прямым следствием выполнения служащими поставленной перед ними задачи6. 
 
 

  
 

  
 

 
 
 

  
 

 
 
 

 

 

  
 
 
 
 
 
 

Рис. 5. Модель Портера-Лоулера. 

     После этого, если комбинация этих двух типов  вознаграждения (8) воспринимается человеком  адекватной затраченным им усилиям, она переходит в чувство удовлетворения (9). Позже, используя приобретённый опыт, человек оценивает ценность награды, которую он ожтдает получить в будущем за свою хорошую работу.

     Идея, что работа ведёт к удовлетворению, наверное, наиболее важный вывод, сделанный  Портером и Лоулером. Их работа резко  отличается от работ учёных ранней поведенческой школы, в частности, Герцберга, который утверждал, что удовлетворение ведёт к более хорошей работе. Его принцип - «чем счатливее служащие, тем лучше они работают». Однако исследования подтаердили идею Портера и Лоулера о том, что «чем лучше служащие работают, тем сильнее у них чувство удовлетворённости». Это утверждение сегодня поддерживают большинство исследователей и менеджеров-практиков.

       Теория  справедливости.

 

     Т

еория справедливости, популяризированная Дж. Стэйси Адамсом, постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Эта теория базируется на утверждении, что при определении фокуса своего целенаправленного поведения служащие учитывают две фундаментальные оценки,

          1. «Что я даю организации?» этот вклад включает в себя усилия, опыт, образование, навыки и подготовку.
          2. «Какое вознаграждение я получу, особенно по сравнению с вознаграждением других служащих, выполняющих такую же работу?» вознаграждение в данном случае может иметь разнообразную форму: заработная плата, дополнительные льготы, премии, условия работы и показатели статуса.

     При проведении этих двух оценок, человек  в уме выводит определённое соотношение, характеризующее справедливость руководства по отношению к нему. Человек чувствует, что к нему относятся справедливо, если отношения вознаграждений к затратам равны между собой.

     Теория  справедливости, возможно, самая лёгкая для восприятия из всех мотивационных моделей, и она обладает наибольшей ценностью для менеджера, который хочет понять мотивацию своих подчинённых. Старое выражение «Обманул меня раз - позор тебе, обманул меня дважды - позор мне!» особенно хорошо подходит к отношениям между менеджером и служащими.

     Вот несколько ключевых моментов, которые  должен помнить каждый менеджер о  теории справедливости:

    • проблемы с подчинёнными возникают тогда, когда они чувствуют, что с ними несправедливо обошлись.
    • Очень трудно сказать, как подчинённые воспринимают зависимость между тем, что они вкладывают в свою работу и тем, что они получают от неё. Поэтому менеджеры должны систематически наблюдать за тем, считают ли их подчинённые, что к ним относятся справедливо.
    • Стандарты менеджеров для измерения вклада подчинённых в общую работу и для определения подходящего уровня их награды должны быть известны всем ещй до того, как работа началась, и должны быть представлены в как можно более сяной и понятной форме.
    • Служащих больше всего интересует не абсолютный уровень их награды, а по сравнению со своими коллегами.
 

 Если вклад превышает возна-

Личное вознаграждение     Вознаграждение других  граждение, человек чувствует не-

 =      удовлетворённость, злость и счи-

Личный вклад Вклад других   тает, что с ним поступили неспра-

      Ведливо. Если вознаграждение

      Превышает вклад человека в достижение целей  организации, он испытывает чувство  вины, т.к. считает, что «обманывает» своего менеджера. Приаерженцы теории справедливости уверены, что каждое из этих двух негативных ощущений воздействует на мотивацию и заставляет человека действовать так, чтобы восстановить чквство справедливости. Такое поведение заключается в том, что человек или начинает работать менее усердно, или прилагает больше усилий, чтобы преодолеть чувство вины. Другие рабочие, ощутившие несправедливое отношение к себе, могут пытаться изменить поведение своих товарищей по работе для того, чтобы восстановить справедливость. В конечном итоге, служащие могут просто изиенить свои взгляды на сравнительную ценность вкладов и вознаграждений или путём сознательной переоценки своих изначальных запросов, или с помощью такого умственного защитного мехенизма, как рационализация.

    Теория усиления.

 

      С

огласно теории В.Ф.Скиннера, поведение людей обусловлено результатом их действий в подобной ситуации в прошлом. Т.е. служащие извлекают уроки из опыта предыдущей работы, и стараются выполнять те задания, которые ведут к желаемому результату.

      Данная  теория базируется на простой модели, состоящей из четырёх шагов: 
 

 
 

      Рис. 6. Теория усиления Скинера. 

     Для того, чтобы успешно применять  теорию усиления, нужно понять необходимость  управления последствиями поведения  служащих. У менеджера есть три  варианта действий:

    1. При положительном подкреплении менеджер поощряет определённое поведение, обеспечивая ожидаемые служащими последствия.
    2. При негативном подреплении  тоже поощряет определённое поведение, но на этот раз это делается иным способом. При нежелательном поведении наступают и нежелательные последствия. Это делается для того, чтобы в следующий раз человек избегал вести себя подобным образом.
    3. Используя эффект тушения, менеджер пытается ослабить нежелательное поведение тем, что не обеспечивает желаемого вознаграждения.
 
руководство комментарии
1.не  награждайте всех

одинаково

Награда лишь в  том случае будет эффективным  усилием, если будет зависеть от

Деятельности  подчинённого. Награждение всех одинаково, наоборот, усиливает

Плохую или  среднюю работу,

2.Неполучение  награды

тоже влияет на поведе-

ние подчинённых

Менеджеры могут  повлиять на своих подчинённых как  действием, так и бездейст-

Вием. Например, если человек, заслуживший похвалы, не получит её от своего

Начальства, в  следующий раз он уже не будет  работать так хорошо.

3. скажите  людям, что

они должны сделать,

чтобы получить поощ-

рение

Установка стандартов деятельности позволяет людям понять, что они должны

Сделать, чтобы  получить награду. В ответ на это  они могут улучшить свою

Работу.

4. скажите  людям, что

они делают неправиль-

но

Если менеджер лишает подчинённого награды, не объясняя причин этого, подчи-

Нённые будут  недоумевать о том, какие их действия показались менеджеру неп-

Равильными. Кроме  этого, у них может возникнуть чувство, что ими манипули-

Руют.

5. Не  наказывайте под-

чинённых в  присутств-

ии других людей

Одним из способов кстранения нежелательного поведения  подчинённых иногда

Может быть простой  выговор. Публичный выговор, однако, унижает их и может

Быть причиной того, что все члены рабочей  группы будут обижены на менеджера

6. Будьте честны  и

справедливы

Последствия любого поведения должны соответствовать  этому поведению. Под-

Чинённые должны получить те награды, которые они  заслужили. Усиливающий

Эффект любой  награды может быть значительно  снижен как в случае награжден-

Ия тех, кто этого не заслужил, так и в случае неполучения подходящей награды теми, кто её действительно достоин.

Рис. 7. Руководства  для использования теории усиления. 

     4. Наказание - это попытка устранить нежелательное поведение, обеспечивая нежелательные последствия.

     Самые лучшие советы по применению этой теории на практике, разработанные У. Клэем  Хамнером, приведены на рис. 7. 
 
 

    Деньги как  мотиватор.

 

     У

 людей есть  масса потребностей, лишь немногие  из которых можно удовлетворить  непосредственно при помощи денег. Другие потребности, например, потребность в успехе/ достижении, в причастности, власти или самореализации, также мотивируют поведение, но их можно удовлетворить при помощи денег лишь косвенно (если вообще можно).

     Но, несмотря на все современные методы мотивации(такие, например, как обогащение труда), нет сомнений в том, что деньги всё же остаются наиболее мощным мотиватором.7

     Единственным  теоретиком, который непосредственно  изучал действие денег как мотиватора, был Герцберг, и он сделал вывод, что деньги, в лучшем случае, лишь предотвращают неудовлетворение и не являются мотиватором.8

     Существует  несколько правил использования  денег в качестве мотиватора:

    • Желанием получить деньги можно мотивировать (в определённое время) почти любого человека.
    • Деньги не являются конечной целью, они лишь индикатор положения человека.
    • Людей интересует не столько абсолютное количество полученных ими денег, а денежное вознаграждение по сравнению с другими людьми.
    • Существует множество потребностей, которые нельзя удовлетворить с помощью денег.

Применение  мотивационных теорий в функционировании учреждения исполнения наказаний.

 

     В

 функционировании  описываемого учреждения имеются  ка-бы две части. Одна из  них -бюджетная, другая основывается  на хозрасчёте. Бюджетная половина  получает ресурсы, как явствует из названия, из федерального бюджета и мало зависит от конечных результатов труда. Хозрасчётная же часть учреждения получает ресурсы от собственной хозяйственной  деятельности. Соответственно, появляется предположение, что хозрасчётная часть учреждения является более привлекательной с точки зрения мотивации персонала. Однако, это далеко не так. На поверку выходит, что бюджетная часть является более привлекательной для персонала. Вряд ли найдётся человек, не желавший бы перейти из хозрасчётной части в бюджетную.

Информация о работе Основные теории мотивации