Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 22:05, контрольная работа
Деловая оценка работника чаще всего проходит в форме аттестации, поэтому она является одним из самых важных этапов в деятельности практически любой организации.
Актуальность - создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Однако наиболее распространенной является, безусловно, система периодической аттестации персонала.
Введение
1. Понятие аттестации
2. Основные виды, этапы и цели аттестации
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
Сочинский государственный университет
Филиал Сочинского государственного университета
в г. Нижний Новгород
Специальность:________________
Дисциплина __________________________
Контрольная работа
Тема: ______________________________
Выполнил:
Студент: __________________
Группа __________________
Нижний Новгород.
2013
Введение
1. Понятие аттестации
2. Основные виды, этапы и цели аттестации
Заключение
Список литературы
Деловая оценка работника чаще всего проходит в форме аттестации, поэтому она является одним из самых важных этапов в деятельности практически любой организации.
Актуальность - создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Однако наиболее распространенной является, безусловно, система периодической аттестации персонала.
Выполнение хозяйственных
Целью контрольной работы является изучение процесса аттестации персонала. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- рассмотреть понятие
- выявить основные функции и цели аттестации;
- проанализировать основные
- изучить организацию процесса
аттестации и определить
1. Понятие аттестации
Основой продвижения сотрудника по
служебной лестнице часто является
аттестация - специальная комплексная
оценка их сильных и слабых сторон
(знаний, навыков, умений, черт характера,
влияющих на достижение цели), степени
их соответствия требованиям должности
(при этом нельзя смешивать качества
и сведения о них, содержащиеся в
документах, например, дипломе), деятельности
(сложности и
Оценка в рамках аттестации может быть относящейся к работнику в целом или локальной, касающейся только одной его функции; пролонгированной - за длительный период времени и экспрессивной, нацеленной на текущую деятельность. На пролонгированную оценку влияют прежние события; на экспрессивную - в основном эмоции.
Объектом аттестации могут быть также отдельные подразделения (прежде всего управленческие) и их элементы, в частности структура штатов, организация, сложность и условия труда, их влияние на подчиненных и результаты деятельности. Сюда же можно отнести аттестацию рабочего места - комплексную оценку его соответствия прогрессивным техническим, технологическим и организационным решениям, требованиям охраны труда, нормативам и стандартам. Основные задачи такой аттестации: рационализация, улучшение условий труда, ликвидация неэффективных или излишних рабочих мест.
2. Основные виды, этапы и цели аттестации
Аттестация представляет собой процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемый непосредственным руководителем.
Выделяют следующие виды аттестации: итоговую, промежуточную и специальную (по особым обстоятельствам).
При итоговой аттестации делается полная и разносторонняя оценка производственной деятельности работника за весь период. Это - оценка прошлого, без которой нельзя понять настоящее и судить о готовности людей к будущему. Но самые блестящие прошлые успехи - не гарантия хорошей работы, так как все меняется и поэтому необходимо оценивать личные качеств. Это позволяет предвидеть поведение человека в сложных ситуациях и дополнить оценку итогов, на которые могут влиять в том числе и независимые внешние факторы. Обычно итоговая аттестация проводится раз в три - пять лет.
Промежуточная аттестация проводится через сравнительно короткие периоды, и каждая последующая должна базироваться на результатах предыдущей. В крупных западных фирмах один интервал между аттестациями в промышленности США составляет для рабочих, младших служащих, новичков и лиц, включенных в резерв - 6 месяцев, для специалистов и руководителей - один год. Иногда аттестация проводится один раз в квартал или даже ежемесячно.
Регулярные аттестации как основа продвижения и вознаграждения целесообразны там, где труд носит индивидуальный характер. Но при этом нужно иметь в виду, что угроза снижения квалификационной категории в результате аттестации может иметь и обратный эффект.
Специальная аттестация в связи с особыми обстоятельствами, например направлением на учебу, утверждением в новой должности, проводится перед принятием соответствующего решения.
Наряду с традиционной аттестацией в практике управления персоналом может иметь место самооценка (самоаттестация) путем письменных ответов аттестуемых на вопросы специальных анкет. Испытуемые сами дают оценку выполнению своих служебных и профессиональных обязанностей, достигнутым результатам, производственной дисциплине и прочие, что позволяет узнать, какие требования предъявляют к себе работники. Однако самооценка весьма субъективна (может иметь место излишняя скромность или, наоборот, желание покрасоваться).
В соответствии с принятой в РФ
практикой аттестация должна проводиться
периодически не реже одного раза в
пять лет; в отношении руководящих
работников и специалистов производственных
отраслей народного хозяйства - не реже
одного раза в три года; в отношении
мастеров, начальников участков цеха
- не реже одного раза в два года.
Периодическая оценка сотрудников
побуждает руководителей к
Цели аттестации могут быть явными и неявными (латентными). Явная цель состоит в установлении в официальном порядке пригодности данного лица к выполнению той или иной работы. Целями аттестации могут быть также контроль за выполнением поставленной задачи, вскрытие имеющихся резервов повышения эффективности работы, решение вопроса об объеме, путях и формах обучения, переподготовки и т.п.
Латентные цели могут состоять в следующем: выполнении требования вышестоящей организации или руководства; придании большего веса принятым прежде кадровым решениям; знакомстве руководителя с сотрудниками; придании ему большего веса в их глазах; разрушении круговой поруки, существующей в коллективе; активизации работы; возложении формальной ответственности за расстановку кадров на аттестационную комиссию и прочие.
Аттестация персонала
В западных фирмах данные аттестации заносятся в "инвентаризационную карту" сотрудника, содержащую сведения о его возрасте, трудовом стаже, продолжительности работы в данной должности и на предшествующих местах.
Аттестация работников является одним
из условий изменения трудового
договора и имеет целью улучшение
подбора и расстановки кадров
(продвижения сотрудника по службе,
сохранение его в прежней должности,
перевод на новое место, увольнение,
в том числе и в связи
с сокращением татов при
На основании результатов
По итогам аттестации можно составить схему должностей и указать на ней условными знаками, что, в отношении кого нужно делать. В Японии практика аттестации обычно тесно связана с составлением так называемой матрицы перемещений, в которой находит свое отражение настоящее положение каждого руководителя и сотрудника, его возможности и степень готовности немедленно или через определенный период занять новую должность.
Оценка персонала в японских корпорациях начинается с изучения личных данных сотрудников: образования, семейного положения, физического развития, особенностей интеллекта, коммуникабельности, главных интересов, черт характера, а также итогов предшествовавших ежегодных оценок, содержащихся в личном деле.
Далее проводится экспертная оценка
анкет, заполненных самим аттестуемым,
его руководителем и
После этого аттестуемый выполняет письменное задание: разрабатывает проект какого-либо документа или делового письма. И, наконец, он держит устный экзамен в форме собеседования, интервью или дискуссии на производственные темы.
Описанные подходы к аттестации сводятся к контролю за деятельностью работника и ее оценке (а по существу, "судебному приговору") с целью поощрения, наказания, продвижения по службе. Однако сегодня в западных фирмах все более широкое распространение получает другой подход, который делает акцент на поиске путей совершенствования работы и самореализации сотрудника. В этом случае аттестацию проводит непосредственный руководитель, лучше знающий подчиненного и выступающий прежде всего как советник, консультант, пытающийся совместно с ним найти его ошибки, пути их преодоления и решения стоящих задач.
При проведении всех форм оценки считается недопустимым наказывать работников за любые ошибки и уничижать критикой; оценивать людей вместо их действий и обстоятельств; икать виновных вместо причин (прежде чем критиковать, руководитель должен оценить и свою вину); зацикливаться на негативных явлениях, а не на поощрении достижений; копить претензии для публичного разноса (обвинения должны быть дозированы); приуменьшать вклад сотрудника в позитивный результат; отмахиваться от объяснений, поскольку чаще всего они правдивы.
Успех аттестации предопределяется прежде всего использованием надежных достоверных методов, объективным, доброжелательным отношением к аттестуемым, хорошим их знанием, ясностью целей, четкостью, адекватностью отражения вклада каждого, сопоставимостью критериев и показателей оценки, которые сегодня часто определяются руководителем совместно с работниками на основе перечня служебных обязанностей и личных целей.
Нужно помнить, что аттестационная оценка несет в себе элемент мотивации и является предпосылкой изменения поведения работника. Общая позитивная оценка улучшает результаты работы в 70-90% случаев, но способствует формированию завышенной самооценки; общая отрицательная оценка, наоборот, формирует неуверенность в себе. Более обоснована поэтому оценка конкретных поступков.
Заинтересованность сотрудника повышается, если он видит поддержку и помощь в работе, деле принятия на себе более сложных функций, перспективы роста оплаты и служебного продвижения. Замалчивание оценки или ее унификация действуют хуже наказания, так как приводят к безразличию, а информирование сотрудника и его окружения о результатах "окрыляет" и повышает эффективность труда.
Роль кадровых служб в деле состоит в разработке на основе действующего законодательства ее детальных положений и принципов, контроле их применения, аккумуляции и хранении полученной в результате аттестации информации о персонале.
Аттестация является одним
из самых важных этапов продвижения
сотрудников по карьерной лестнице,
определения квалификации работника,
уровня его знаний. Аттестация - это
процедура систематической
В Кодексе законов о
труде РФ, кроме определения термина,
содержится также перечень основных
категорий работников, которые подлежат
обязательной периодической аттестации.
Существуют специальные требования
к аттестации, например создание аттестационной
комиссии. По результатам аттестации
выносится решение о
Эти, явно неполные, определения
отражают искусственный характер аттестационных
процедур, существовавших до настоящего
времени. Работники, подвергшиеся аттестации
в указанный период, как правило,
приобрели к ней стойкое