Основы франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:25, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность и роль франчайзинга как особой формы соглашений.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
Рассмотреть историю возникновения и развития франчайзинга, его сущности, основных видов. Показать все преимущества и недостатки данной формы соглашений.
Рассмотреть общие положения франчайзинговой сделки, а также виды франчайзинговых соглашений.
Выявить проблемы и перспективы развития франчайзинга, рассматривая общемировые тенденции развития франчайзинга и особенности развития франчайзинга в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………….………………………………..…..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГ………...…...…5
1.1. История развития франчайзинга …………………………..….……...5
1.2. Сущность франчайзинга………………..…………….….....................9
1.3. Виды франчайзинга…………………………………………....……..12
1.4. Преимущества и недостатки франчайзинга………….......................17
Глава 2. МЕХАНИЗМ ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ СДЕЛКИ…………..........22
2.1. Общие положения франчайзинговой сделки…………..…………...22
2.2. Виды франчайзинговых соглашений……………..……………........24
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА………………………………………………………….......25
3.1. Общемировые тенденции развития франчайзинга………………...25
3.2. Особенности развития франчайзинга в России…………...………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
Расчетная часть
ЗАДАНИЕ № 1……………………………………………………………….......
ЗАДАНИЕ № 2……………………………………………………………….......
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….......

Работа состоит из  1 файл

Франчайзинг.docx

— 62.57 Кб (Скачать документ)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. Теоретическая часть

ВВЕДЕНИЕ………………………………….………………………………..…..3                 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГ………...…...…5          

          1.1. История развития франчайзинга …………………………..….……...5          

          1.2. Сущность франчайзинга………………..…………….….....................9          

          1.3. Виды франчайзинга…………………………………………....……..12          

          1.4. Преимущества и недостатки франчайзинга………….......................17          

Глава 2. МЕХАНИЗМ ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ  СДЕЛКИ…………..........22          

          2.1. Общие положения франчайзинговой сделки…………..…………...22          

          2.2. Виды франчайзинговых соглашений……………..……………........24                     

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА………………………………………………………….......25                 

          3.1. Общемировые  тенденции развития франчайзинга………………...25

          3.2. Особенности развития франчайзинга в России…………...………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30

  1. Расчетная часть

ЗАДАНИЕ № 1……………………………………………………………….......

ЗАДАНИЕ № 2……………………………………………………………….......

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….......

     

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время все большее  распространение получает такая форма организации бизнеса как франчайзинг. Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как «Кока-Кола», «Адидас», «Макдональдс», «Дженерал  моторс», «Зингер» и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг.

Одним из эффективных каналов организации сбыта, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является малоизвестный в России франчайзинг. Действительно, все мы пользуемся товарами и услугами известных брендов, но большинство из нас даже не подозревает о том, каким образом эти товары и услуги распространяются и доходят до потребителя, а также не имеют понятия о сути такого явления, как франчайзинг. Поэтому необходимо объяснить, что же представляет из себя франчайзинг.

Несмотря на то, что для многих российских предпринимателей понятие «франчайзинг» все еще остается малознакомым, сегодня мы наблюдаем практически повсеместное использование его элементов в различных сферах деятельности. Как уже отмечалось, прежде всего, это проявляется в активном распространении известных торговых марок. Однако наименований для обозначения сотрудничества подобного типа в российской бизнес-практике применяется множество: региональный центр, дилерская организация, региональное представительство и т. д. Такое разнообразие говорит о том, что даже в сфере предпринимателей нет четкого понимания специфики нового механизма хозяйствования.

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность и роль франчайзинга как особой формы соглашений.

Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:

  1. Рассмотреть историю возникновения и развития франчайзинга, его сущности, основных видов. Показать все преимущества и недостатки данной формы соглашений.
  2. Рассмотреть общие положения франчайзинговой сделки, а также виды франчайзинговых соглашений.
  3. Выявить проблемы и перспективы развития франчайзинга, рассматривая общемировые тенденции развития франчайзинга и особенности развития франчайзинга в России.

Важную ли роль играет франчайзинг  в экономике и может ли он вскоре стать преобладающей формой розничной торговли?

Дает ли франчайзинг возможность  быстрого роста и расширения?

Работа состоит из трех глав, в  каждой из которых раскрыты определенные вопросы. А также есть приложение, в котором представлена примерная  форма договора коммерческой концессии (франчайзинга). Особое внимание в работе уделяется проблемам и перспективам развития франчайзинга в России.

 

Глава 1. Теоретические основы франчайзинга

 

    1. История развития франчайзинга

История развития франчайзинга уходит своими корнями в средневековье. В Оксфордском словаре английского языка указано, что “franchising” — «все права и свободы епископатов… пожалованные королевской короной в 1559 году».1 Термином "франчайзинг" в средневековой Франции определяли право на осуществление определенной деятельности, дарованное королем.

 В свое время в Британии король предоставлял баронам право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различные услуги, например, такие, как обязанность поставлять солдат для армии.

 Эти элементы права, или привилегий, позволяющие эксплуатировать положение на определенной территории за плату, формировали основу франчайзинга в течение нескольких веков.

В наиболее типичной форме франчайзинг  проявился в британской системе «связанных домов», которая использовалась пивоварами в XIX веке для поддержания нужного объема продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система «связанных домов» оказалась эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор.

Впрочем, подлинного расцвета франчайзинг  достигает в 1850-е гг. в США, когда ряд крупных компаний уступают малому бизнесу право на продажу своих изделий по всей территории США.

Одной из первых стала компания «Зингер» по производству швейных машинок (Singer Sewing machine company). В то время было не принято приобретать швейные машины в магазинах, и производителю приходилось прибегать к «агрессивному» сбыту, т. е. нанимать коммивояжеров — разъездных сбытовых посредников, демонстрирующих достоинства товара покупателю. Поскольку компания «Зингер» не имела средств нанимать коммивояжеров, ее владелец решил продавать права на реализацию швейных машин на определенной территории независимым продавцам (дилерам). «Дилер платил компании за одну швейную машину 60 дол., а продавал ее за 125 дол.»2 Благодаря этому сотни дилеров разбогатели всего за несколько лет, серьезно возрос рынок сбыта швейных машинок. Получилась очень выгодная система, которая на сегодняшний день является хорошим способом получения прибыли.

Не менее эффективная франчайзинговая  система была создана компанией  «Дженерал моторс». В 1898 г. молодая компания, не имеющая средств для открытия магазинов, стала привлекать независимые дилерские фирмы для сбыта своих автомобилей. Дилеры должны были вложить собственный капитал, чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей и тем самым поддерживать имидж фирмы — продавца франшиз. Тем самым «Дженерал Моторс» расширила свою распределительно-сбытовую (дистрибьюторскую) сеть способом, не требующим затрат собственного капитала. Продажа автомашин через такую систему ведется и в наше время.

Примеру «Дженерал моторс» последовала  компания «Рексол», которая удачно продавала франшизами на организацию своих аптек.

Очень удачное применение франчайзинг  нашел в индустрии бутылочных безалкогольных напитков компаниями «Кока-Кола», «Пепси», «Севен-Ап».  Их схема предусматривала производство сиропа в одном месте. После чего сироп поступал на заводы франчайзи. Там продукт приобретал конечную свою форму и далее занимал свое законное место на прилавках магазинов. В таком случае в роли франчайзи выступали руководители заводов.  Франчайзи имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки.

В 1920-е годы в США франчайзинг стал распространенной формой организации отношений между оптовыми и розничными торговцами. Франчайзер – оптовик давал возможность небольшим предприятиям розничной торговли  получать выгоду от многочисленных скидок, использовать марку франчайзера и при этом сохранять свою независимость. В Великобритании этот принцип был положен в основу сети  супермаркетов «Спэр» и системы бакалейных магазинов «Ви-Джи гроусери сторс».

 С 1930 года в США после кризиса в экономике нефтеперерабатывающие компании перевели принадлежащие им заправочные станции на положение франчази, что позволило снять с себя проблемы сбыта и вплотную заняться модернизацией производства, популяризировать имидж компании. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и, соответственно, увеличилась прибыль.

В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 году Закон о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяла владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизне

В конце 40-х годов братья Макдональд, владельцы небольшого придорожного кафе, решили улучшить обслуживание клиентов и увеличить доход. «Они сократили число наименований блюд до трех, стандартизировали технологию повысила эффективность и снизила затраты, а единообразное их приготовления и унифицировали рецептуру».3 Такая значительная реорганизация меню «Макдональдс» создала новое поколение клиентов, которые знали, что в любом ресторане «Макдональдс» их ждет быстрое обслуживание и привычный набор блюд.

До 1950-х годов большинство компаний-франчайзеров, рассматривали франчайзинг как эффективный способ сбыта. Это примеры традиционного франчайзинга, или франчайзинга первого поколения.

Настоящий бум этой формы хозяйственной интеграции относится ко второму поколению франшиз, известных как бизнес-формат франшизы. Франчайзер получает наибольшую выгоду от быстрого роста сбытовой сети, а франчайзи – от того, что входит в проверенную коммерческую систему с гарантированной возможностью получения дохода. Преимущества франчайзинга второго поколения продемонстрировали всему миру отели  «Хилтон», «Холлидей-Инн», закусочные «Баскин-Роббинс», «Пицца-Хат», «Макдональдс»

В 1980-х годах в США отмечалось быстрое развитие франчайзинговых  сетей. Это было связано с потребностью в обслуживании весьма занятых представителей поколения демографического взрыва. Изменился тип франчайзи: если раньше типичный покупатель франшизы довольствовался  созданиемодной торговой точки, то теперь он ставил перед собой задачу организовать целую систему филиалов и переносил  выполнение рутинных операций на служащих.

На 1994 г. более 350 американских фирм и их франчайзи владели более чем 32 000 торговых предприятий в других странах4. Возникновение гигантских международных франчайзинговых сообществ отвечает современной тенденции к интернационализации и глобализации национальных экономик и в свою очередь усиливает эту тенденцию.

В России система франчайзинга начала активно развиваться с 90-х годов прошлого столетия. Именно благодаря такой системе российский потребитель имеет все то, что производится на Западе. В настоящий момент такая схема вырабатывает выбор потребителя, который учитывает его желания. Выбирая то, что необходимо и что нравится, потребитель доволен.

Таким образом, можно утверждать, что франчазинг доказал свою высокую жизнеспособность и эффективность даже в условиях экономического спада 1939-х и 1970-х годов. Более того, франчайзинг явился одним из средств преодоления кризиса. С каждым годом франчайзинг приобретает все большую популярность, завоевывая высокие позиции на рынке.

 

1.2 Сущность франчайзинга

 

Слово «франчайзинг» произошло  от французского «franchise», что означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса». Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах.

Существует множество  определений термина «франчайзинг». В самом общем смысле франчайзинг трактуют как способ сбыта товаров и услуг, способ развития и завоевания рынка на основе объединения материальных и финансовых средств, а также малого и крупного бизнеса.

Франчайзинг 5– это такая форма организации бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании.

Если интегрировать труды многих исследователей, занимающихся изучением  данной темы, то можно сказать, что франчайзинг – это лицензия на использование товарного знака и технологии со взаимными обязательствами и льготами по ведению бизнеса между франчайзером (передающая фирма) и франчайзи (получающая фирма или частный предприниматель), предоставляемая за определенную компенсацию и оформленная в соответствии с законом о товарных знаках.

Следует более подробно рассмотреть  следующие термины: франчайзер, франчайзи, франшиза, т. к. это составные элементы рассматриваемой темы.

Франчайзер6 – это крупная компания, которая владеет ноу-хау и в целях расширения рынка сбыта передает право на ведение дела от ее имени за определенную плату. Франчайзер создает успешный продукт или услуги, исследует и развивает бизнес, тратит средства на его продвижение, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (бренд). После того, как компания доказывает успешность своей концепции она может предлагать купить франшизу.

Информация о работе Основы франчайзинга