Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность и роль франчайзинга как особой формы соглашений.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
Рассмотреть историю возникновения и развития франчайзинга, его сущности, основных видов. Показать все преимущества и недостатки данной формы соглашений.
Рассмотреть общие положения франчайзинговой сделки, а также виды франчайзинговых соглашений.
Выявить проблемы и перспективы развития франчайзинга, рассматривая общемировые тенденции развития франчайзинга и особенности развития франчайзинга в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………….………………………………..…..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГ………...…...…5
1.1. История развития франчайзинга …………………………..….……...5
1.2. Сущность франчайзинга………………..…………….….....................9
1.3. Виды франчайзинга…………………………………………....……..12
1.4. Преимущества и недостатки франчайзинга………….......................17
Глава 2. МЕХАНИЗМ ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ СДЕЛКИ…………..........22
2.1. Общие положения франчайзинговой сделки…………..…………...22
2.2. Виды франчайзинговых соглашений……………..……………........24
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА………………………………………………………….......25
3.1. Общемировые тенденции развития франчайзинга………………...25
3.2. Особенности развития франчайзинга в России…………...………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
Расчетная часть
ЗАДАНИЕ № 1……………………………………………………………….......
ЗАДАНИЕ № 2……………………………………………………………….......
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….......
3.2. Особенности развития франчайзинга в России
Франчайзинг - это стартовая площадка для малого и среднего предпринимателя, это столбовая дорога развития бизнеса. Увы, на российском участке этой столбовой дороги сплошь и рядом завалы и выбоины. И первый из них - несовершенство законодательства.
Наше законодательство не содержит такого понятия, как франчайзинг. В результате нет комплексного подхода к явлению как таковому. В ГК РФ франчайзинг попадает под понятие коммерческой концессии, которое не отображает и не регулирует все особенности франчайзинга.
Одна из основных операций при продаже франшизы - это передача фирменного наименования. По российским законам фирменное наименование, во-первых, неотчуждаемо, а во-вторых - должно указывать на деятельность и правовую форму организации. Представим франчайзора под названием ООО "Пирожок", который не может передать франчайзи (покупателю франшизы) свой "Пирожок". А если все же очень хочет это сделать, то должен передать в том числе и свою правовую форму - ООО. Для разрешения этой коллизии, по мнению директора юридической фирмы "Правовой сервис - ФАРН" Инги Рыковой, необходимо ввести в законодательство понятие "коммерческое наименование".
В законодательствах многих развитых
стран также отсутствует
В России защитить можно лишь товарный
знак. Но в этом случае при его
передаче в пользование другому
предпринимателю нужно
Согласно ГК РФ при заключении договора
о концессии необходима его двойная
регистрация в регистрационных
и патентных органах. Для сравнения,
в Европе и США передача франшизы
требует только регистрации самого
договора о франчайзинге. Сложность
бюрократических процедур лишает франчайзинг
его потенциальной
Другая серьезная проблема - это субсидиарная ответственность, которую согласно главе 54 ГК несет российский франчайзор за деятельность франчайзи. Например, если где-нибудь в Сибири франчайзи нарушает стандарты московского франчайзора, то потребитель-сибиряк имеет право спросить за это со столичного хозяина франшизы.
Во Франции, например, субсидиарная
ответственность
У ОАО "ЛУКОЙЛ", которое продает
франшизы на устройство бензозаправочных
станций, в районах, где действует
франшиза, постоянно работают специальные
контрольные отделы франчайзинга. Необходимость
жесткого контроля франчайзи, делает франчайзинг
очень похожим на обычное корпоративное
развитие. Требование обязательной субсидиарной
ответственности франчайзора
Помимо вышесказанного в нашем законодательстве есть масса других положений, мешающих развитию франчайзинга. Например, глава 54 ГК почему-то сориентирована исключительно на торговый бизнес и фактически исключает франчайзинг производителя. Из-за подобных препон предприниматель просто не видит для себя реальных преимуществ в покупке франшизы
Еще одна проблема российского франчайзинга - в неграмотности многих чиновников и депутатов. Они не знают, что это такое. Об этом говорит Константин Комиссаров из "Русского бистро": "Работать франчайзору в Москве просто невозможно. Ни один чиновник не знает, что такое франчайзинг. При проверках возникают постоянные проблемы с тем, что договор о концессии, несмотря на всю законность, не является для них серьезным документом".
Другая проблема - это нехватка
денег у мелких предпринимателей.
Как сказал руководитель отдела развития
фирменной сети и франчайзинга компании
"Эконика" Олег Соловьев, для ремонта
и обустройства помещения по стандартам
"Эконики" необходимо $15 000 - $20 000. На
закупку достаточной для начала
торговли партии обуви необходимо около
$50 000. Получается $65 000 - $70 000, не считая аренды
помещения. "Для малого предпринимателя
это очень серьезные деньги, -
говорит Соловьев, - а получить кредит
в банке практически
Чтобы создать благоприятную среду
для развития франчайзинга, необходимо
прежде всего внести изменения в
законодательство. Необходимо принять
федеральный закон о
Очень хорошо организована поддержка франчайзинга в Великобритании, банк дает предпринимателю деньги, а государство берет на себя гарантии на 80% от суммы кредита. Также во многом развитие франчайзинга тормозит отсутствие предпринимательской культуры. Именно поэтому большинство иностранных компаний предпочитает не продавать в России франшизы, а организовывать бизнес своими силами.
Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.
Наиболее сложным элементом сотрудничества франчайзера и франчайзи является психологическое взаимодействие. Франчайзер должен помнить, что франчайзи — это не его наемный работник, а предприниматель, обладающий полной юридической и экономической самостоятельностью. В то же время франчайзи должен запомнить, что после вступления во франчайзинговую систему его решения должны строго подчиняться договору франчайзинга, так как любое его действие влияет не только на его собственное финансовое положение, но и на все франшизированные предприятия (предприятия франчайзера и других франчайзи).
Достижение психологического взаимодействия между франчайзером и франчайзи — уже 50% удачи франчайзинговой системы. Франчайзинг - чрезвычайно перспективный вид предпринимательства: если в "обычном" бизнесе из 100 возникающих предприятий в итоге "выживает" не более 10, то из 100 франшизных будет успешно работать 90, что немаловажно и с точки зрения создания новых рабочих мест. Франчайзинг может быть выгоден и для экономики России в целом:
1. Франчайзинг способствует
2. Франчайзинг создает
3. Франчайзинг способствует
4. Франчайзинг способствует
Франчайзинг, как видно из вышесказанного,
является эффективным методом
Франчайзинг играет существенно важную
роль в экономике и может вскоре
стать преобладающей формой розничной
торговли. Он также занимает заметное
место в сфере услуг и
Франчайзинг процветает, потому что в нем сочетается стимул личного владения с управленческим и техническим мастерством крупного бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг предлагает краткий путь к росту, так как они получают готовое дело. Для фран-шизера франчайзинг дает возможность быстрого расширения. Франшизер растет, позволяя предпринимателям финансировать его рост через продажу франшиз.
Рост франчайзинговых сетей набирает все большие обороты. Если верить заключениям экспертов, то в начале ХХI века более 50% малого бизнеса будут франчайзинговыми предприятиями. Можно с уверенностью сказать, что в новом столетии франчайзинг станет самой широко распространенной и практикуемой формой бизнеса.
Большинство ведущих френчайзоров уже имеют свои отделения в более, чем 30 странах мира и по-прежнему заинтересованы в дальнейшем расширении. Практически все они уделяют особое внимание проектам, связанным с рынком России, осознавая его огромный потенциал. Неизбежность проникновения новых франчайзинговых сетей на рынки стран бывшего СССР становится с каждым днем все более очевидной. От того, как скоро мы осознаем все преимущества франчайзинга, будет зависеть будущее нашей экономики в целом.
Как и в Америке , так и в
мировых экономиках , происходит рост
и потребности населения . И изменения
в свободной рыночной экономике
, новые формы и понятия о
франчайзинге дадут возможности
для дальнейшего роста
Литература
1 Оксфордский словарь английского языка 1933г. – 1630 С.
2 Муравьев А. И., Игнатьев А. М., Крутик А. Б. М 91 Предпринимательство: Учебник. – СПб.: «Лань», 2001. -97 с.
3 Сосна
4Довгань В Франчайзинг* путь к расширению бизнеса. М * Дока-Пресс, 1994,с 17
5 Ягудин
6 Муравьева
7 Горфингель
8 Майлер А.З., Франчайзинг в России. Миф или реальность//Оборудование. Рынок. Предложение. Цены.-2001.-№4(50).-С.35
9 «Маркетинг в России и за рубежом».-2004.-№6(44)
10 «Маркетинг в России и за рубежом».-2004.-№6(44)