Основы экономической теории и менеджмента сегодня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 10:50, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрыть основные понятия, систему организации менеджмента, рассмотреть его структуру.
В ходе данной работы будут решены следующие задачи:
указать пути совершенствования управления организацией в современных условиях;
выявить основные цели и задачи современного менеджмента;
дать характеристику и оценку основных личных и деловых качеств успешного менеджера.

Содержание

Введение………………………………………………………..……….……..3
ГЛАВА 1.Понятие менеджмента………………………………………...…5
Сущность и основные функции менеджмента…………………………..5
История возникновения менеджмента……….…………………………..7
ГЛАВА 2.Организация системы менеджмента……………...………....11
2.1. Особенности задач разработки принятие решений………………...….10
2.2. Классификация управленческих решений………...………………..….13
2.3. Принципы менеджмента………………………………………………...15
ГЛАВА 3.Перспективы развития менеджмента………………………..18
Заключение…………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

Продолжение таблицы 2.1

 

Длительность выполнения решений

Долгосрочные

Краткосрочные

Различаются  по срокам решения проблем

Способ оформления решений

Документированные

Недокументированные

1 – оформляются в  виде документа;

2 - устные


К основным условиям обеспечения  высокого качества и эффективности  управленческого решения относятся:

          1) Применение к разработке решения научных подходов

          2) Изучения влияния экономических законов на эффективность управленческих решений

          3) Обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией.

          4) Применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения.

2.3. Принципы  менеджмента

 

          Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления.

          Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху. 
        Эти принципы затрагивали два основные аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения и рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация [10,c.11].

        Вторая категория классических  принципов касалась построения  структуры организации и управления  работниками. Анри Файоль выделял  14 принципов управления, многие из которых до сих пор практически полезны:

  1. Разделение труда. Эта функция распространяется не только на исполнительные работы, но и на управленческие.
  2. Полномочия и ответственность.
  3. Дисциплина.
  4. Единоличие.
  5. Единство направления.
  6. Подчиненность личных интересов общим.
  7. Вознаграждение персонала.
  8. Централизация.
  9. Скалярная цепь.
  10. Порядок.
  11. Справедливость.
  12. Стабильность рабочего места и персонала.
  13. Инициатива.
  14. Корпаративный дух.

Также существуют несколько  различных подходов к менеджменту.

          Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческий функций. 
        В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в различной среде. 
        Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации[ 5, c.80].

       Процессный  подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как независимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы  развития менеджмента.

 

         Попробуем проанализировать состояние  и основные проблемы менеджмента  в современной России. Прежде чем говорить о российском менеджменте, следует отметить объективные особенности современного этапа российской экономики. Как известно, рынок есть результат естественного отбора наиболее эффективных и действенных инструментов ведения хозяйства. История человечества не знает другой экономической системы, кроме рыночной экономики, которая являлась бы высокоэффективной, восприимчивой к научно-техническим достижениям и постоянно ориентированной на изменения в структуре общественных потребностей. Рынок нельзя создать искусственно, с помощью насильственного внедрения рыночных отношений. Рыночная экономика — результат длительного исторического процесса.

          Россия находится на первом, переходном, этапе развития рыночных отношений. Задачи этого этапа: достижение материально-финансовой сбалансированности народного хозяйства; изменение стереотипов сознания и поведения; подготовка кадров новой формации.

         Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции и особенности той или иной страны. Рыночная экономика в России, имея общие признаки, отличается от таковой в других странах. В первую очередь речь идет о наследии советской системы с ее жесткой централизацией экономики, всеохватывающим планом, практически полным отсутствием какой-либо самостоятельности у руководителей предприятий. Высокоэффективным в настоящее время может быть регулируемый, социально-ориентированный рынок [14, c.17].

        В менеджменте главной проблемой является работа с персоналом. Люди — это субъекты рыночных отношений. От их квалификации, исполнительности зависит успех деятельности любого предприятия. Кто же работает на развивающемся российском рынке?

         Отвечая на этот вопрос, необходимо учесть следующее важное обстоятельство. С начала радикальных рыночных преобразований в России прошло лишь около 10 лет. Естественно, за столь короткий срок объективно не могла появиться новая массовая генерация трудоспособного населения, разделяющая философию рыночной экономики.

        В числе особенностей менеджмента в России одно из ведущих мест занимает проблема регионов [19,c. 28].

         Менеджер может столкнуться в своей деятельности с давлением со стороны местных органов власти. В действиях руководителей ряда отдельных регионов России прослеживается стремление: к автономности, самостоятельности в хозяйственном отношении; формированию замкнутого цикла производства и потребления, ввоза и вывоза товаров; самостоятельной внешнеэкономической деятельности; финансовому самообеспечению; точному соизмерению собственных доходов и расходов.

      Таким образом, перспективы развития российского менеджмента определяются развитием рыночных отношений в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

          Основные задачи, стоящие перед менеджментом в России. Российские менеджменты должны:

- обеспечивать жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка;

  -  добиваться максимизации прибыли в конкретных условиях рынка; разработать и последовательно реализовывать программу развития коллектива предприятия, включая социальные проблемы, организовывать работу на базе современных эффективных методов;

- совершенствовать работу предприятия на основе применения современных методов управления, улучшать организационную структуру предприятия, добиваясь эффективной работы каждого сотрудника в отдельности и всего коллектива как единой взаимодействующей системы;

- разрабатывать и внедрять в практику более совершенные формы бизнеса, осваивая новые отрасли и сферы;

- определять цели, соответствующие интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителя;

- уметь в разумных пределах идти на риск и быть способным нейтрализовать его воздействие;

- внедрять теоретические разработки отечественной и зарубежной науки после адаптации к конкретным условиям;

- подходить к управлению с учетом особенностей истории страны, российских условий бизнеса и российского менталитета;

- уметь предотвращать и успешно преодолевать кризисные явления в процессе деятельности организации.

 

        Рыночная экономика в силу действия факторов нестабильности и повышенного риска объективно предполагает постоянное совершенствование процесса производства. Именно этой цели отвечает менеджмент — наука о рациональной организации и управлении производством.

        Менеджер должен обладать необходимыми качествами для успешного руководства коллективом. В числе таких качеств: высокий профессионализм, предприимчивость, целеустремленность.

       Развитие научной управленческой мысли, возникшей на рубеже XIX—XX вв., продолжается до настоящего времени. За истекший период сформировались отдельные научные направления, которые привнесли в практику менеджмента много нового. Данное обстоятельство, в конечном счете, позволило повысить эффективность системы организации и управления производством. Богатый опыт стран с развитой рыночной экономикой, обеспечивающей высокую эффективность производства и реализации продукции, это подтверждает.

        Наиболее известными и существенно отличающимися друг от друга являются модели менеджмента в Японии и США. Однако использование различных подходов к управлению производством не препятствовало созданию в этих странах эффективной экономики. Не менее впечатляющие результаты демонстрирует и система организации и управления производством в Германии.

        Богатый зарубежный опыт менеджмента необходимо использовать в России при соответствующем учете особенностей страны.

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Валовой Д.В. История менеджмента. Учебное пособие. – М.: Инфра – М, 2007 – 300 стр.

2. Гончаров В. И.  Менеджмент: Учебное пособие. –  Мн.: Мисанта, 2003 - 624 с.

3. Кравченко А.И. История  менеджмента. Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2005 – 560 стр.

4. Кредисов А.И. История  учений менеджмента – Киев: ВИРА-Р, 2004 – 336 стр.

5. Мескон М.Х., Альберт  М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Даю, 2008

          6.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.

          7.Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 222 с.

           8. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 2007. – С.12.

          9. Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М.: Прогресс, 2008. Т. 1. – С.92.

         10. Бланк И. В. «Финансовый менеджмент»- М. 2005 г.

         11. Ковалев В. В.  «Введение в финансовый менеджмент» - М. 2009

         12. Поляк Г.Б. «Финансовый менеджмент»- М.2007Г.

         13.Овсийчук М.Ф. «Финансовый менеджмент »-М.2003 г.

          16. Свиридова О.Ю. «Финансовый менеджмент-100  экз.ответов М. 2005г.

          17. Добрынин Л.С., Тарасевич А.И. Экономическая теория. – СПб.:Питер – 2007.

          18. Журнал Экономика и жизнь  - № 12,11 – 2009.

        19. Интернет ресурс – официальный  сайт www.minfin.ru

         20. Думная М.Н. / Макроэкономика – Изд. Крокус – М.,2009.

 

        

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 


 


Информация о работе Основы экономической теории и менеджмента сегодня