Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:34, реферат
Менеджер - это один из членов организации, который осуществляет управленческую деятельность и решает управленческие задачи.
Менеджер - это администратор, руководитель, предприниматель, бизнесмен, лидер. Менеджеры - основа организации, но не все менеджеры занимают одинаковые позиции. Менеджера можно определить по следующим признакам: человек, принимающий решения самостоятельно, в подчинении имеет хотя бы одного человека, использует знания других людей и т.д.
1. Менеджер: задачи, роли, функции, основные черты.
Содержание .
Менеджер - это один из членов организации, который осуществляет управленческую деятельность и решает управленческие задачи.
Менеджер
- это администратор, руководитель,
предприниматель, бизнесмен, лидер. Менеджеры
- основа организации, но не все менеджеры
занимают одинаковые позиции. Менеджера
можно определить по следующим признакам:
человек, принимающий решения
Термин
"менеджер" имеет довольно широкое
распространение и
к организатору конкретного вида работ в рамках отдельного подразделения или программно-целевой группы;
руководителю
предприятия или его
руководителю по отношению к подчиненным;
администратору любого уровня управления, организующему работу в соответствии с современными методами;
специалисту по управлению производством;
предпринимателю-
члену руководящего состава фирмы, наделенному исполнительной властью и осуществляющему определенные ему функции.
Таким образом, менеджеры занимают различные позиции в организации, решают далеко не одинаковые задачи, выполняют разные функциональные обязанности.
Организация
не может существовать без менеджеров,
так как они выполняют
устанавливают связи между отдельными операциями в организации;
обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
осуществляют
руководство коллективом
выступают в роли лидера, способного вести за собой подчиненных, используя авторитет, высокий профессионализм и положительные эмоции;
разрабатывают
и реализуют стратегию и
несут ответственность за результаты деятельности организации или подразделения;
обеспечивают интересы лиц или органов, которым принадлежит организация;
выполняют
роль основного звена по связи
организации с внешним
создают коллектив и направляют его развитие в нужное русло, воспитывают членов коллектива, обладая высокими нравственными качествами;
выступают в роли инноватора, понимающего роль науки в современных условиях, умеющего ценить и без промедления внедрять в производство (коммерцию) то или иное изобретение или ноу-хау;
генерируют идею, находят в ней сильные и слабые стороны, стремятся заглянуть в суть проблемы, добраться до истины;
анализируют, оценивают сделанное, намечают и реализуют меры по улучшению положения дел;
представляют
организацию в различных
Во-первых,
менеджер определяет основные задачи
организации, решает вопросы распределения
ресурсов, осуществляет текущие корректировки,
при этом он несет ответственность
за последствия принятого решения.
Поэтому менеджер должен не только
уметь выбрать наилучший
Во-вторых, менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и, наконец, разъясняет цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, зависит результат его работы.
В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия, выступающего в качестве представителя организации. Он должен быть человеком, за которым люди готовы идти.
В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач данные функции могут быть присущи им в большей или меньшей степени. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем организации (подразделения).
Причем
какую бы управленческую функцию
руководитель ни выполнял в определенный
момент времени, все остальные функции
присутствуют в его текущих действиях
в виде интеллектуальных операций,
условий, способов или средств деятельности,
т. е. простым перечислением
Менеджеров традиционно подразделяют на три уровня, или звена: низшее, среднее и высшее.
Менеджеры
низшего звена (младшие начальники)
руководят непосредственно
Менеджеры
среднего звена координируют и контролируют
работу младших начальников. Они
обычно возглавляют в организации
крупные подразделения и
Менеджеры
высшего звена отвечают за принятие
важнейших решений для
Профессионализм менеджера заключается во владении им специальными знаниями и навыками в области управления, организации производства (коммерции), в способности работать с людьми в различных сферах.
Причем раньше считалось, что для управления организацией совершенно не требуется быть специалистом в данной отрасли, достаточно знать лишь технологию и технику управления, уметь работать с людьми.
В настоящее время в результате развития общественного производства такой подход подвергается критике, так как наемные менеджеры не идентифицируют себя с производством, цели фирмы не становятся их собственными целями. К тому же их подготовка в школах бизнеса часто не соответствует потребностям производства, а выпускники школ плохо адаптируются к его условиям. Поэтому в европейских и японских компаниях практикуется, как правило, не приглашать управляющих со стороны, а "выращивать" их в самих фирмах. Тем не менее в компаниях ряда государств, особенно США., еще распространена практика найма профессиональных управляющих.
В нашей стране в предыдущие десятилетия имел место и другой уклон в подготовке специалистов средней и высшей квалификации, когда весьма глубоко изучалась технология отрасли, но практически не осуществлялась управленческая подготовка.
По данным исследований, современный руководитель лишь на 15-20% должен быть специалистом в своей отрасли, прежде всего он должен быть организатором, психологом, социологом. Современные предприятия в большей степени нуждаются в специалистах по социотехническим системам, где человек стоит в центре внимания.
К менеджеру любого уровня предъявляется целый ряд требований. Он должен обладать следующими основными качествами:
наличие знаний и опыта в области управления современной организацией;
компетентность в вопросах состояния и развития той отрасли, к которой относится организация по виду и характеру деятельности (состояние исследований, техника, технология, конкуренция, динамика спроса на продукцию);
владение навыками предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках;
умение обосновывать и принимать компетентные решения в условиях высокой динамичности и неопределенности на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками, распределять участие их в реализации принятых решений;
наличие практического опыта и знаний в области анализа ситуации на определенных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;
высокая культура, честность, способность быть образцом во всем;
умение анализировать деятельность и действия фирм- конкурентов;
способность и умение управлять ресурсами организации;
умение прогнозировать и планировать работу организации;
владение
способами повышения
владение современными информационными технологиями, средствами коммуникации и связи;
умение управлять самим собой, своими эмоциями в стрессовых ситуациях и временем;
хорошая риторика, выразительность, быстрая словесная реакция;
убедительность, высокий интеллект, чувство юмора, уверенность в себе;
уверенность в суждениях, оригинальность, творческий подход;
инициативность, целеустремленность;
высокая работоспособность, жизненная активность, выносливость;
обаяние, популярность, привлекательность;
готовность взять на себя ответственность;
решительность, энергичность, динамичность в решении вопросов;
знания и проницательность (знание конкретных условий в организации, умение в них ориентироваться, быть проницательным и находчивым);
умение оказывать самопомощь (помощь самому себе), поддерживать себя за счет развития навыков управления в определенных условиях организации;
умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.
Менеджеры должны обладать организаторскими способностями, под которыми понимаются индивидуально-психологические особенности личности, позволяющими человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовать. К организаторским способностям обычно относятся:
адаптационная мобильность, т. е. склонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, нетерпимость к консерватизму, готовность к обоснованному риску, стремление к нововведениям, самообладание, предприимчивость и др.;
контактность, т. е. общительность, способность располагать к себе людей, умение выслушивать, понимать и убеждать людей, а также способность взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника;
стрессоустойчивость,
т. е. интеллектуальная и эмоциональная
защищенность в проблемных ситуациях,
самообладание и трезвость
доминантность, т. е. властность, честолюбие, стремление к личной независимости, лидерству, самоуважение, волевой характер.
Считаем целесообразным относить к организаторским способностям также следующие: