Основы социального прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 12:28, реферат

Описание

В эпоху, когда скорость принятия качественных решений является главным фактором успеха, необходимо быть максимально подготовленным к любому развитию ситуации. Так как импровизировано принимать решения имеющие долгоиграющие последствия вряд ли возможно, по крайней мере вряд ли нужно, - возрастает потребность в прогнозировании развития ситуации, а также в планировании необходимых шагов.

Содержание

1. Введение
2. Основы планирования и прогнозирования
3. Прогнозирование финансово-экономических показателей, методы прогнозирование
4. Планирование финансово-экономических показателей, методы планирования
5. Заключение

Работа состоит из  1 файл

основы соц. прогнозирования.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

·        должен иметь резервы для форс-мажорных обстоятельств;

·        может предусматривать меры ответственности  для исполнителей

·        должен отражать интересы всех  структурных подразделений фирмы;

·        оформляется документально в  письменной форме;

·        является внутренним документом фирмы;

·        может использоваться для установления контактов с партнёрами и инвесторами, для чего обычно используется сокращённый вариант плана;

·        утверждается руководством фирмы;

·        должен быть достаточно стабильным по времени 

·        должен иметь возможности корректировок  и адаптации к новым условиям работы

Бюджет- количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определённый период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, т.е. бюджет создаётся до выполнения предпологаемых действий. Это и предпологает роль бюджета как основы для контроля  и оценки эффективности деятельности предприятия.

В практической деятельности по составлению плана  важной вехой является планирование финансово – экономических показателей. Для этого используются следующие методы: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое планирование.

Нормативный метод  планирования заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассматривается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках.

Такими нормативами  являются ставки налогов,  ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др.

В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов федеральные нормативы

нормативы отдельных  субъектов РФ (республиканские, краевые, областные, автономных образований) и местные нормативы

отраслевые нормативы

нормативы хозяйствующего субъекта Единые для всех отраслей и хозяйствующих субъектов РФ

Действуют в  отдельных регионах РФ

Применяются в  масштабах отдельных отраслей или  по группам организационно – правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятия, акционерные общества и др.)

Разрабатываются непосредственно хозяйствующим  субъектом 

Табл. 1. Система  норм и нормативов

Нормативный метод  является наиболее простым. Чаще используется при планировании издержек производства.

Расчётно-аналитический  метод планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаего за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя.

Данный метод  планирования используется при отсутствии технико-экономических нормативов, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямо, а косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит применение экспертной оценки:

Отчётные данные за предплановый период 

Экспертная оценка динамики отчётных данных 

Экспертная оценка перспектив развития 

Расчёт планового  показателя 

   

Рис.3 Этапы применения расчётно-аналитического метода

Расчётно-аналитический  метод применяется при планировании прибыли и доходов, величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный и т.п.

Балансовый метод  планирования финансовых показателей  заключается в том, что путём  построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них.

Используется  прежде всего при планировании распределения  прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды.

Метод оптимизации  плановых решений – сводится к  разработке нескольких вариантов плановых расчётов с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный.

При этом могут  применяться следующие критерии выбора:

·        минимум приведённых затрат;

·        максимум приведённой прибыли;

·        максимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;

·        минимум текущих затрат;

·        минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств;

·        максимум дохода на 1 руб. вложенного капитала;

·        максимум рентабельности капитала (или суммы прибыли на 1 руб. вложенного капитала);

·        максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного рынка).

Экономико-математическое моделирование в планировании финансовых показателей позволяет найти качественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и определяющими их факторами.

 Построение  экономико-математической модели  финансового показателя складывается  из следующих этапов.

1.     Изучение динамики финансового  показателя  за определённый отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление  этой динамики

2.     Расчёт модели функциональной  зависимости финансового показателя  от определяющих факторов.

3.     Разработка различных вариантов  плана финансового показателя.

4.     Анализ и экспертная оценка  перспектив развития плановых  финансовых показателей. 

5.     Принятие планового решения. Выбор  оптимального варианта 

Отчётные данные за предплановый период 

Построение экономико-математических моделей планового показателя 

Прогнозирование показателя на основе экономико-математической модели и разработка различных вариантов планового показателя 

Экспертная оценка перспектив развития 

Принятие планового  решения, выбор одного варианта планового  показателя 

   

Рис. 4. Алгоритм разработки планового показателя

Экономико-математическое моделирование позволяет определять не средние, а оптимальные величины показателей.  

Заключение.

Планирование  и прогнозирование ни в коем случае не является абсолютным инструментом предвидения будущего. Такого инструмента нет и быть не может, если только система не жестко детерминирована, что бывает, пожалуй, лишь в играх и моделях, не реализуемо на сколь ни будь масштабных, значимых жизненных проектах.

Вместе с тем, обладание заранее обдуманной системой ходов, подобранных под разные варианты развития ситуации, всегда большой плюс. Так как возможность действовать обдуманно, строго и чётко  в ситуации, где большинство участников событий подвержено хаосу, -  большое преимущество.

По итогу следует сделать вывод, что наработанная на современном этапе развития науки методология планирования и прогнозирования. Позволяет значительно облегчить жизнь хозяйствующего субъекта, дав возможность подготовиться к грядущим событиям и рационально распорядиться имеющимися ресурсами.  

Список литературы

1.     Владимирова Л.П. Прогнозирование  и планирование в условиях  рынка.- М.: Дашков и Ко, 2004.

2.     Владыка М.В., Гончаренко Т.В. Финансовый  менеджмент.- М.: Кнорус, 2006.

3.     Ковалёв В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 1996.

4.     Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Перспектива, 2006.

 

Содержание 

Введение 

1. Теоретические  основы бюджетного прогнозирования  и планирования 

2. Система бюджетного  прогнозирования и планирования РФ

3. Совершенствование  системы бюджетного планирования  и прогнозирования в РФ

Заключение 

Список литературы  

 

Введение

     Тема  данной работы актуальна для изучения, т.к. бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, поэтому изучение основ порядка составления не только федерального бюджета, но и бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления является важным аспектом изучения бюджетного планирования и прогнозирования в целом.

     Цель  выполнения работы – изучение организации  бюджетного планирования и прогнозирования.

     В соответствии с целью, к задачам  работы относятся:

- рассмотрение  сущности и необходимости планирования и прогнозирования;

- изучение  организации и особенностей процесса  планирования;

- обзор  методов совершенствования процесса  планирования и прогнозирования бюджетов.

     Планирование  относится к числу важных методов  государственного регулирования экономики. Оно осуществляется путем разработки заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. Являясь одной из основных функций управления, планирование обеспечивает не только целенаправленное, но и динамичное и пропорциональное развитие объекта управления.

     Основными методами изучения вопросов работы является изучение и рассмотрение законодательных  актов, специальной литературы и  материалов периодической печати.  

1. Теоретические основы  бюджетного прогнозирования  и планирования 

     Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Социально-экономическое прогнозирование – это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики.

     Прогнозирование имеет две стороны или плоскости  конкретизации: предсказательную (дескриптивную, описательную); предуказательную (предписательную). Предсказание означает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание означает решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности.

     Таким образом, в прогнозировании различают  два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий.

     Экономическое прогнозирование имеет своим  объектом процесс конкретного расширенного воспроизводства во всем его многообразии. Предметом экономического прогнозирования является познание возможных состояний функционирующих экономических объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки экономических прогнозов.

     В основе экономического прогнозирования  лежит предположение о том, что будущее состояние экономики в значительной мере предопределяется ее прошлым и настоящим состояниями. Будущее несет в себе и элементы неопределенности. Это объясняется следующими моментами:

     - наличием не одного, а множества  вариантов возможного развития;

     -действие  экономических законов в будущем  зависит не только от прошлого и настоящего состояний экономики, но и от управленческих решений, которые еще только должны быть приняты и реализованы;

     -неполнота  степени познания экономических  законов, дефицит и недостаточная надежность информации.

     Единство  определенности (детерминированности) и неопределенности будущего – решающая предпосылка экономического прогнозирования. Если бы будущее было полностью определенным, то тогда бы не было потребности в прогнозировании. При неопределенности будущего сама возможность экономического прогнозирования исключается.

Информация о работе Основы социального прогнозирования