Основы социального прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 12:28, реферат

Описание

В эпоху, когда скорость принятия качественных решений является главным фактором успеха, необходимо быть максимально подготовленным к любому развитию ситуации. Так как импровизировано принимать решения имеющие долгоиграющие последствия вряд ли возможно, по крайней мере вряд ли нужно, - возрастает потребность в прогнозировании развития ситуации, а также в планировании необходимых шагов.

Содержание

1. Введение
2. Основы планирования и прогнозирования
3. Прогнозирование финансово-экономических показателей, методы прогнозирование
4. Планирование финансово-экономических показателей, методы планирования
5. Заключение

Работа состоит из  1 файл

основы соц. прогнозирования.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

     Интуитивные методы прогнозирования.

1. Методы  индивидуальных экспертных оценок.

Метод “интервью” позволяет осуществить непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме “вопрос-ответ”, в ходе которого прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта.

     Аналитический метод позволяет осуществить логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации и представить его в виде аналитической записки. Он предполагает самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта.

     Метод написания сценария основан на определении логики развития процесса или явления во времени при различных условиях. Основное назначение сценария – определение генеральной цели развития прогнозируемого объекта, явления и формулирование критериев для оценки верхних уровней “дерева целей”. Сценарий – это картина, отображающая последовательное детальное решение задачи, выявление возможных препятствий, обнаружение серьезных недостатков, с тем чтобы решить вопрос о возможном прекращении начатых или завершении проводимых работ по прогнозируемому объекту.

Метод “дерева целей” используется при анализе систем, объектов, процессов, в которых можно выделить несколько структурных или иерархических уровней. “Дерево целей” строится путем последовательного выделения все более мелких компонентов на понижающихся уровнях.

     В построении “дерева целей” необходимо отметить три условия:

1)исходящие  из одной вершины ветви должны  образовывать замкнутое множество;

2)ветви,  исходящие из одной вершины,  должны быть взаимно исключающими, то есть не должно быть частичного совпадения объектов, представленных двумя различными ветвями, исходящими из одной вершины;

3)“дерево  целей”, используемое при нормативном  прогнозировании, следует считать  совокупностью целей и подцелей.

 Методы коллективных экспертных оценок

     Метод “комиссий” состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным ранее отдельными специалистами. При этом имеется ввиду, что развитие данного объекта не может быть определено другими методами. Содержание данного метода следующее:

-создание  рабочих групп, обеспечивающих  подготовку и проведение опроса, обработку материалов и анализ  результатов экспертной оценки;

-уточнение  основных направлений развития  объекта, определение генеральной цели, подцелей и средств их достижения;

-разработка  вопросов для экспертов, обеспечение  однозначности понимания экспертами  определенных вопросов, а такженезависимости  их суждений;

-назначение  группы экспертов для разработки  прогноза;

-проведение опроса и обработка материалов;

-определение  окончательной оценки опроса, которая  выводится либо как среднее суждение, либо как среднее арифметическое, либо как среднее взвешенное значение оценки.

     Метод “Дельфи” состоит в организации  систематического сбора экспертных оценок, их математико-статистический обработки и последовательной корректировки экспертами своих оценок на основе результатов каждого цикла обработки. Его основные особенности: анонимность экспертов; многотуровая процедура опроса экспертов посредством их анкетирования; обеспечение экспертов информацией, включая и обмен ею между экспертами, после каждого тура опроса при сохранении анонимности оценок; обоснование ответов экспертов по запросу организаторов. Метод предназначен для получения относительно надежной информации в ситуациях ее острой недостаточности, например, в задачах долгосрочного научно-технического комплексного прогнозирования.

     Метод “коллективной генерации идей”  целесообразен для определения  возможных вариантов развития объекта прогнозирования и получения продуктивных результатов за короткий срок путем вовлечения всех экспертов в активный творческий процесс. Сущность этого метода состоит в мобилизации творческого потенциала экспертов во время “мозговой атаки” и генерация идей с последующим деструированием (разрушением, критикой) этих идей и формулированием контридей.

Формализованные методы прогнозирования.

     Эти методы базируются на математической теории, которая обеспечивает повышение достоверности и точности прогнозов, значительно сокращает сроки их выполнения, позволяет обеспечить деятельность по обработке информации и оценке результатов.

     Метод экстраполяции заключается в приложении определенной для базисного периода тенденции развития экономического процесса к прогнозируемому периоду, он основывается на сохранении в будущем сложившихся условий развития процесса. При использовании этого метода необходимо иметь информацию об устойчивости тенденций развития объекта за срок, в 2-3 раза превышающий срок прогнозирования. Длительная тенденция изменения экономических показателей называется трендом. Последовательность действий приэкстраполировании:

-четкое  определение задачи, выдвижение  гипотез о возможном развитии  прогнозируемого объекта, рассмотрение факторов, стимулирующих или препятствующих развитию данного объекта, определение необходимой экстраполяции и ее допустимой дальности;

-выбор  системы параметров, унификация  различных единиц измерения, относящихся к каждому параметру в отдельности;

-сбор  и систематизация данных, проверка их однородности и сопоставимости;

-выявление  тенденций или симптомов изменения  изучаемых величин в ходе статистического анализа и непосредственной экстраполяции данных.

     Моделирование считается достаточно эффективным  средством прогнозирования.

     Экономико-математическое моделирование основывается на принципе аналогии, то есть возможности изучения объекта через рассмотрение другого объекта, подобного ему и более доступного. Таким более доступным объектом является экономико-математическая модель. Она представляет собой систему формализованных уравнений, описывающих основные взаимосвязи элементов, образующих экономическую систему или какой-либо экономической процесс.

Эта модель позволяет довести до полного  исчерпывающего описания процесс получения и обработки исходной информации, а также решить рассматриваемые задачи в достаточно широком классе конкретных случаев.

     Нормативный метод применяется на основе расчета прогнозных показателей. Нормы и нормативы разрабатываются заранее на законодательной или ведомственной основе. Норма – это максимально допустимая величина. Норматив – соотношение элементов производственного процесса (составляющая нормы).

     Нормы и нормативы подразделяются на ресурсные, экономические и социальные. При необходимости они конкретизируются и дифференцируются по отдельным направлениям, объектам, регионам. Например, используются нормативы: социального развития – потребление на душу населения, прожиточный минимум, площадь жилая и др.  

2. Система бюджетного  прогнозирования  и планирования  РФ

     Финансовое планирование на общегосударственном и территориальных уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления.

     В систему финансовых планов входят:

- перспективные  финансовые планы; 

- сводные  финансовые балансы, составляемые  на общегосударственном и территориальных уровнях управления.

     Перспективное финансовое планирование на всех уровнях власти осуществляется в целях:

- обеспечения  координации экономического и  социального развития и финансовой политики;

- прогнозирования  объемов финансовых ресурсов, необходимых  для обеспечения планируемых мероприятий;

- прогнозирования финансовых последствий реформ, программ;

- определения  возможности реализации различных  мер в области финансов.

     Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета. План ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития.

     Сводный финансовый баланс — это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

     Необходимость разработки территориальных сводных  финансовых балансов обусловлена рядом факторов:

1) разработкой  программ, предусматривающих объединение  усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;

2) значительными  финансовыми затратами на осуществление  таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводного финансового баланса;

3) необходимостью  сведения воедино различных видов  финансовых планов: финансовых планов  хозяйственных предприятий и  организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.

     Основная  задача территориального сводного финансового  баланса — определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т. е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).

     Планирование  финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

     Информационной  базой при разработке сводного финансового  баланса региона являются: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.

     Составление территориального сводного финансового  баланса позволяет:

-достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;

-точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;

-сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;

-повысить качество бюджетного планирования;

-скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;

-концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретных период направлениях экономического и социального развития территории;

-изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;

- наиболее  эффективно использовать денежные  средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;

-осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;

Информация о работе Основы социального прогнозирования