Основы стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание

Как академическая дисциплина стратегический менеджмент начал формироваться после выхода книги Ричарда Румелта «Стратегия, структура и результаты» в 1974 году . Следующий важный вклад был сделан Майклом Портером и его книгой «Конкурентная стратегия», которая вышла в 1980 году . Поскольку данная дисциплина молода и охватывает очень сложные процессы современного управления в бизнесе, то не существует однозначного достаточно четкого ее определения. Приведем наиболее распространенные определения.

Содержание

Введение.......................................................................................................
1. Определение стратегии...................................................................
2. Стратегические решения.
3. Принципы и тенденции стратегического управления.
4. основные составляющие стратегического менеджмента.
5. Стратегия и ресурсы.
6. Методы технологии обработки информации.
Заключение
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

тема-Основы стратег. менеджмента.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

    Обладание стратегическими по сути ресурсами  позволяет экономическому субъекту принципиально определить характер их использования во взаимоотношениях с внешней средой предприятия. Выражение «приспособление к новым условиям», которое часто используется для характеристики деятельности успешно развивающихся фирм, представляется не совсем удачным, поскольку он создает впечатление пассивной и направленной преимущественно на внутренние изменения экономической стратегии организации. Бесспорно, приспособляемость к изменяющимся условиям среды может быть основанием для длительного и успешного существования предприятия. Однако стратегия означает не столько следование за изменениями окружения и осуществление стратегических изменений в организации, сколько активное взаимодействие с внешней средой. Стратегически активное предприятие должно направленно воздействовать на среду, изменяя и приспосабливая ее к реализации стратегии, создавая условия для достижения стратегических целей. В определенном смысле можно утверждать, что это и будут стратегические изменения, важнейшая составная часть собственно реализации стратегии.

    Вряд  ли следует доказывать, что воздействие  на внешнюю среду не означает и  не предполагает изменение макроэкономической ситуации в стране. Оно направлено в первую очередь на формирование среды непосредственного окружения предприятия – потребителей, поставщиков, конкурентов, региональные и местные органы власти. Формы и методы этого воздействия могут быть разнообразны – реклама, выбор партнеров по бизнесу и условия сотрудничества с ними, ценовая политика, методы конкурентной борьбы и способы защиты собственных экономических интересов, влияние на органы государственной власти, привлечение средств массовой информации (в том числе создание собственных). Нельзя не отметить здесь некоторые особенности современной российской государственности (коррупция, бесконтрольное использование бюджетных средств), создающие широкие возможности для деловых кругов формировать необходимую среду обитания.

6. Методы и технологии  обработки информации.

    Очевидно, что для использования специфического инструментария при разработке стратегии, прежде всего, необходимо решить проблему информационного обеспечения и  выбора методов обработки информации (таблица 1.1.). Не случайно на долю данных из прейскурантов и анализа ценовой политики конкурентов приходится 56% сведений, полученных путем промышленного шпионажа, на долю сведений о создании новых изделий – 33%, информации о методах производства – 6%, результатов фундаментальных исследований и изучения стратегии компаний - 5%13.

    Таблица 1.1. – Методы и технологии стратегического  менеджмента

Вид работ (операций, действий) Методы, подходы, технологии
Ситуационный  анализ

Макроокружение  организации:

• экономика и политика;

• технология и экология;

• правовое обеспечение;

• демография, общество.

• обзоры, информационные обобщения, проекты, отчеты, библиографические  справки, статистические рефераты;

• кабинетные исследования, разнообразные методы сегментации, сбора данных, анализа и статистической оценки;

• PEST-анализ.

Непосредственное  окружение (внешние  связи, субъекты рынка):

• заказчики;

• посредники;

• конкуренты;

• внешние  влияния;

• общественность;

• поставщики.

• анализ рыночной позиции, отношения к торговой марке и престижа организации;

• анализ конкуренции и прочих влияний (кабинетные исследования и непосредственные наблюдения).

Собственно  организация:

• результаты реализации целей прошлой стратегии;

• оценка состояния маркетинговой совокупности;

• возможности, ресурсы;

• маркетинговая  инфраструктура.

• сравнительный  анализ «цели – план – факт –  оптимизация – отклонения»;

• причинный  анализ, пирамидальная структура;

• анализ, балльная оценка возможностей и способностей;

• информационная служба, бухгалтерский и оперативный учет.

Конфронтационный  анализ (организация  – конкуренция):

идентификация слабых и сильных сторон на основе оценки возможностей с помощью инструментария маркетинговой совокупности.

• анализ SWOT;

• методы сравнительного анализа.

Детальный анализ параметров маркетинговой совокупности:

• анализ позиций стратегических единиц в  области рыночных цен;

• анализ процесса продаж продукции, затрат и  прибыли в течение жизненного цикла изделия;

• анализ доли торговых расходов;

• анализ цикла «продукция – рынок - товарооборот – прибыль – затраты».

• анализ портфеля заказов (по методике Boston Consulting Group, Mc Kinsey, сочетание анализа портфеля и  поступления денежных средств);

• классификация  продукции по П. Дракеру;

• метод  анализа сбыта в течение жизненного цикла изделий;

• АВС-анализ, оптимум Парето.

Синтез:

определение актуальных проблемных областей, узких  мест, ограничений, шансов, опасностей, рисков.

• причинный  анализ;

• анализ SWOT, анализ портфеля заказов.

Прогнозы  и предсказания

• динамика окружения организации;

• динамика параметров рынка;

• динамика параметров организации.

• сценарий развития;

• нормативный  метод;

• анализ временных рядов, экстраполяция  тенденций, анализ критических связей;

• операционные исследования, имитационные модели;

• методы экспертных оценок Дельфи, мозговой атаки  и др.

Планирование  целей

• миссия организации, ее идентификация, путь развития;

• выбор  целевого рынка (сегментов и локальных  рынков);

• профилирование предложений;

• целевые  приоритеты, целевые траектории;

• масштабы целей (технико-экономическая оценка, эффективность с учетом временных  и пространственных параметров).

• портфель заказов (план);

• SWOT (план);

• модели принятия решений, методы оценки вариантов;

• операционные исследования, моделирование;

• анализ риска;

• методы творческого мышления при стоимостном  анализе;

• методы экспертных оценок.

План  стратегических операций

• выделение  стратегических предпринимательских  подразделений;

• типовая  стратегия роста, конкурентная стратегия;

• стратегические операции с помощью инструментария маркетинговой совокупности;

• формулирование стратегических вариантов;

• идентификация  и оценка потенциально узловых проблем  и рисков;

• коррекция  на основе обратной связи.

• портфель заказов (план);

• SWOT (план);

• операционные исследования, моделирование;

• методы теории запасов, теории массового обслуживания (очередей);

• методы сетевого анализа;

• анализ риска;

• метод  мозговой атаки, прочие методы стоимостного анализа;

• методы экспертных оценок.

 

    Следовательно, организации работают с информацией, взятой, прежде всего, из анализов, прогнозов и изучения тенденций. Основу информационного обеспечения составляет глубокое многоуровневое исследование отечественного и иностранного рынков по широкому спектру показателей и величин, влияющих на управление и результаты работы организации. Важную роль при этом играет так называемый анализ параметров маркетинговой совокупности, который посредством информации о цене, продукции, месте ее производства и способе продвижения на рынок в значительной степени воздействует на решения, принимаемые при формировании стратегии организации.

    При определении стратегических целей, а также выборе вида и типа стратегии  применяются разнообразные методы анализа (прогнозирования), подходы и технологии. В таблице приведен перечень основных методов и технологий, которые предъявляют высокие требования к специальной подготовке работников, занимающихся стратегическим менеджментом.

 

    3.  Стратегическое  управление человеческими  ресурсами

    3.1. Происхождение концепции стратегического управления человеческими ресурсами

    В современном производстве особое значение придается стратегическому подходу  к УЧР, который создает возможность  получения синергетического эффекта. Под влиянием третьей промышленной революции зарождается новое общество, основу которого закладывают интеллект, информация и интерес. В этом обществе не труд в своей непосредственной форме, а разум, наука как непосредственная производительная сила становятся главным источником общественных богатств [8].

    Именно  человеческий фактор определяет конкурентоспособность  любого предприятия, эффективность  его деятельности. Не случайно ключевым аспектом стратегии развития предприятий  признается сегодня кадровая стратегия. Принятию решений по поводу развития трудового потенциала предприятий должен предшествовать анализ наиболее значимых, с точки зрения конкретного производства, характеристик трудового потенциала различных категорий работников и степени соответствия указанных характеристик предъявляемым требованиям [10].

    Концепция стратегического УЧР была впервые  предложена Фомбруном и соавторами, которые утверждали, что эффективное функционирование компании опирается на три ключевые момента:

    1. Миссия и стратегия.

    2.  Организационная структура.

    3.  Управление человеческими ресурсами.

    По  определению этих авторов, стратегия, с одной стороны является процессом, в ходе которого формулируется миссия компании и определяются ее цели, а с другой – процессом, посредством которого компания использует свои ресурсы для выполнения поставленных целей.

    Вывод, который был сделан Фомбруном  и соавторами, заключался в том, что  управление системами человеческих ресурсов и организационными структурами  должно быть увязано с бизнес-стратегией. Иными словами, они подчеркивали важность стратегического соответствия [55, 1].

    Согласно  Хендри и Петтинрю, значение стратегического  УЧР определяется четырьмя факторами:

    1.  Использование планирования.

   2.  Целостный подход к выработке  систем управления персоналом  и управления ими, на основе политики в области трудовых отношений и кадровой стратегии, базирующихся, как правило, на миссии компании.

   3.  Согласование деятельности и  направлений политики УЧР с  принятой бизнес-стратегией.

   4.  Отношение к персоналу компании  как к «стратегическому ресурсу» для достижения «конкурентного преимущества» [54, 1].

    Стратегическое  управление человеческими ресурсами  – это устойчивая схема спланированного  использования человеческих ресурсов и действий, направленных на обеспечение выполнение компанией поставленных целей [53, 1].

    Так же стратегическое управление человеческими  ресурсами рассматривается как  подход к принятию решений относительно намерений и планов компании в  области трудовых отношений, а также  при формировании политики и практики в сфере найма, обучения, развития, управления эффективностью, оценки работы персонала и межличностных отношений.

    Стратегическое  УЧР указывает на общее направление  движения компании на пути к достижению своих целей посредством управления людьми. Оно занимается широким кругом организационных вопросов, касающихся изменения культуры и структуры, повышения эффективности и производительности труда, подбора ресурсов для удовлетворения будущих потребностей компании, развития отличительных способностей и управления изменениями. В более широком смысле стратегическое УЧР затрагивает все ключевые кадровые вопросы, которые оказывают влияние или зависят от стратегических планов компании.

    Основной  философией стратегического менеджмента  можно назвать необходимость приспособления к непрерывно изменяющимся условиям окружающей среды, что объективно заставляет уделять значительное внимание ресурсному потенциалу, необходимому для обеспечения успешной деятельности. А поскольку именно люди непосредственно участвуют во всех преобразованиях (разработка, изобретение, внедрение, реализация и т.д.), то именно данный фактор (названный «человеческий ресурс» или «человеческий капитал») является основополагающим для повышения конкурентоспособности организации в целом [7, 5].

    Здесь же необходимо отметить, что обоснованной можно считать лишь ту стратегию, выбор которой был осуществлен на основе достоверной, систематизированной и научно обоснованной информации. Соответственно чем большим объемом данной информации располагает фирма, тем эффективнее окажется процесс стратегического планирования. Объем информации, которую эффективно может обработать и успешно реализовать один человек является весьма ограниченным, что определенным образом указывает на необходимость привлечения к данному процессу возможно максимальное количество квалифицированных сотрудников. 

    3.2.  Цели стратегического  управления человеческими  ресурсами

    Для того чтобы организация могла  разрабатывать эффективные стратегические цели в области персонала ей необходимо ответить на три вопроса:

  • где сейчас находится организация и ее персонал;
  • в каком направлении, по мнению высшего руководства, должен быть задействован персонал в соответствии со стратегией фирмы;
  • как должен развиваться персонал, что бы выполнять задачи фирмы в будущем [8].

    Важность  формирования стратегических целей УЧР обусловлено теми же факторами, что и в стратегическом планировании, т.е. определение приоритетных направлений развития в зависимости от их фактического состояния и имеющегося потенциала. При этом необходимо подчеркнуть, что цели УЧР должны формироваться в развитие корпоративных целей.

    Можно выделить фундаментальную (общую) цель стратегического УЧР, которой является создание стратегической способности компании посредством удовлетворения в квалифицированных, приверженных и высокомотивированных сотрудниках, способных обеспечить устойчивое конкурентное преимущество. Более конкретная цель состоит в формировании направления движения компании в изменчивой среде в целях удовлетворения ее собственных коммерческих потребностей, а также индивидуальных и коллективных потребностей ее членов путем разработки и реализации целостной и действенной кадровой политики в области человеческих ресурсов.

Информация о работе Основы стратегического менеджмента