Особенности бизнес-планирования малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 03:27, контрольная работа

Описание

Проблема повсеместного использования бизнес-планирования, в качестве основного инструмента управления малыми и средними предприятиями, осложнена недостаточным методическим обеспечением этой важной функции управления и неготовностью большинства менеджеров к ее осуществлению на своем предприятии. В данном контексте представляется актуальным рассмотрение методических вопросов бизнес-планирования в рамках малых и средних предприятий.

Работа состоит из  1 файл

Особенности бизнес - планирования малого предприятия контр.1.docx

— 49.54 Кб (Скачать документ)

Общий план компании включает в себя основные элементы краткосрочного стратегического планирования, то есть предусматривает основные его процедуры: анализ и целеполагание. План, как модель деятельности предприятия, строится в зависимости от возможностей внешней и потенциала внутренней среды. Поэтому первым шагом при подготовке бизнес-плана, является определение текущего положения предприятия.

Оценив текущее состояние  и потенциал предприятия, можно  приступить к формулированию общих целей компании на планируемый период. В рамках управленческого бизнес-плана, цели могут рассматриваться, как обязательства управленческого персонала добиться определенных результатов в планируемом периоде. На основе общей цели предприятия определяются частные цели структурных подразделений, которые конкретизируют их задачи. Основным моментом здесь является смещение внимания с автономно работающего подразделения на понимание общей цели предприятия. В малых предприятиях это достигается гораздо легче, чем в крупных предприятиях. Постановка целей подразделениям заканчивается их сводным представлением в финансовый отдел, задача которого - выразить в денежном измерении выполнение всех поставленных в плане целей.

 Определив текущее  положение предприятия и то, что  должно быть (цели предприятия  и его подразделений), необходимо выяснить разрыв между желаемым и текущим положением. Этому предшествует анализ разрывов, который целесообразно проводить в рамках каждого подразделения и он должен включать:

  1. Определение величины разрывов.
  2. Диагностика причин этого разрыва.
  3. Составление корректирующих действий

Главная задача составляемого  бизнес-плана, это "строительство  моста" по преодолению возникающих  разрывов. Устранение выявленных разрывов становится основной задачей в планах подразделений.

 

Маркетинговый план - это  второй шаг в составлении управленческого  бизнес-плана. В рамках этого плана  создается детальный проект, который  наглядно показывает, как предприятие  собирается выполнить свой план по продажам. Маркетинговый план определяет ту стратегию, которой предприятие должно придерживаться в плановом периоде и которая поможет персоналу, занимающемуся продажами, создать необходимый спрос на продукт. Маркетинговый план должен включать тематические области с определенным набором доступных маркетинговых инструментов, которые должны помочь как в решении целей продаж, так и в решении общих целей предприятия.

План основных закупок предполагает приобретение предприятием основных активов. Основная задача плана - определить эти активы, их стоимость и время покупки. Кроме этого, в плане необходимо провести обоснование выгодности приобретения именно этого актива и показать, как он будет интегрирован в общий план предприятия и повлияет на достижение поставленной общей цели.

Основные вопросы, связанные  с персоналом, рассматриваются в  планах подразделений. В данный план могут быть включены вопросы затрагивающие  общие для предприятия изменения: планирование повышения заработной платы, планирование временной занятости, планирование консультационных затрат и т.п.

Создание финансового  плана является завершающим этапом разработки управленческого бизнес-плана. Его основная цель - определить количественные показатели финансовых результатов  и успехов каждого подразделения. В финансовом плане происходит совмещение планов подразделений и их интегрирование в конкретные финансовые показатели. Содержание финансового плана традиционно  включает разработку трех основных финансовых документов: отчет о прибылях и  убытках, балансовый отчет, план движения денежной наличности.

Контроль выполнения бизнес-плана  позволяет ответить на главный вопрос реализации планирования, как функции  управления - когда необходимо произвести корректировку действий менеджмента  и внести изменения в бизнес-план. Основной критерий необходимости корректировки - это существенная разница между реальными достижениями компании и контрольными цифрами в плане. Наибольшей корректировке бизнес-план подвергается в случае возникновения необходимости изменения основных предположений, то есть общей цели предприятия на планируемый период. Более частой причиной корректировки плана являются изменения условий бизнес-среды. В этом случае, общие цели предприятия остаются неизменными, но цели отдельных его подразделений должны подвергнуться корректировке. Помимо внешних изменений условий бизнеса, могут происходить и внутренние изменения, требующие соответствующей корректировки плана. Корректировка бизнес-плана по условиям внешних и внутренних изменений позволяет сохранить его реальность и выполнимость. Многие планы проваливаются потому, что они не отражают реально складывающуюся ситуацию в бизнесе и в самом предприятии. Если это происходит, то бизнес-план не выполняет своей главной функции - способствовать прогрессу предприятия в сторону его целей и контроля за этим процессом.

  1. Бизнес-план проекта. Одним из ключевых факторов успеха малых предприятий является непрерывный поиск все новых и новых идей, превращение их в проекты и реализация этих проектов. В этой связи можно выделить следующие базовые составляющие достижения успеха предприятия:
  2. Поиск конкурентной идеи.
  3. Тщательная разработка идеи.
  4. Поиск необходимых ресурсов.
  5. Практическая реализация проекта.

Бизнес-план проекта является воплощением всех составляющих достижения успеха предприятия. Он позволяет сформулировать бизнес-идею, разработать и донести  план реализации этой идеи до всех заинтересованных лиц. Очень часто бизнес-план является базовым и единственным основанием для появления третьей составляющей - финансовых средств. Реализация проекта  требует создания системы управления проектами, важной частью которой также  является бизнес-план.

В самом общем виде бизнес-идея - форма отражения в мыслях явлений объективной действительности, которая включает в себя обобщение опыта предшествующего развития и осознания цели дальнейшего преобразования бизнеса. Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатков или возможностей улучшения удовлетворения существующих и еще не осознанных потребностей слоев населения и сфер деятельности. Под перспективную идею получают кредиты, ресурсы, она является "технологическим толчком" инновационного процесса. Сама идея может быть собственной, то есть разработанной в самом предприятии, или заимствованной. Многие прибыльные предприятия имеют успех потому, что умеют генерировать чужие идеи.

Разработка идеи и ее реализация осуществляется в рамках проекта. В самом общем смысле, проект - это изменение исходного состояния системы, связанное с затратой времени и средств. В основе рассмотрения содержания проекта по процессу его формирования и реализации лежит концепция жизненного цикла проекта, которая исходит из того, что проект есть процесс, происходящий в течение конечного промежутка времени.

Разработка проекта – это процесс поиска решений по достижению конечной цели проекта и формирования взаимоувязанного по времени, ресурсам и исполнителям комплекса заданий по реализации проекта. На этом этапе осуществляется сравнительный анализ различных вариантов достижения целей проекта и выбор наиболее жизнеспособного (эффективного) для реализации. Наиболее удобной и общепринятой формой представления результатов проекта является бизнес-план проекта. Это компактный документ, включающий предпосылки, условия, конкретную программу действий и определяющий финансово-экономические условия и возможные результаты проекта. Реализация проекта связана с проблемой управления. Управление проектами становится отдельным направлением в развитии современного практического менеджмента ("проект - менеджмент"), который представляет собой систему управления не постоянными, а временными объектами управления, то есть проектами. Суть методологии управления проектами (Project Management) заключается в том, что руководитель проекта (иногда группа менеджеров) наделяется соответствующими правами  и берет на себя ответственность за достижение желаемого результата в срок и в рамках выделенных средств. Основная задача менеджера проекта - преодолеть все проблемы и неопределенности, возникающие на протяжении проекта. Эффективность управления возрастает, если менеджер проекта будет управлять им с помощью специальных методик и инструментов, но только в рамках бизнес-плана проекта, разработанного в тесной взаимосвязи с общим управленческим бизнес-планом. Наиболее распространенные причины неудач в реализации проекта во много связаны с недостаточным вниманием к процессу планирования или игнорирования вообще этого процесса. Провал проектов происходит из-за недостатка ресурсов, нереальных сроков, ошибочно сформулированной цели или ее изменения в ходе проекта, недостаточно детального планирования, разобщенности проектной команды, а также возникающих конфликтов между целями проекта и интересами подразделений предприятия. Последнее подтверждает актуальность связи бизнес-плана проекта с общим управленческим бизнес-планом.

Многообразие возможных  целей, решаемых на основе проекта, предопределяют широкий диапазон видов проектов. Они могут различаться сферой приложения (технический, организационный, экономический и т.п.), масштабом (мелкие, средние и крупные), длительностью (кратко-среднесрочные, долгосрочные), составом участников, сложностью и другими факторами.

  С точки зрения методических особенностей составления бизнес-планов проектов можно выделить понятие инвестиционные проекты. К инвестиционным проектам обычно относят проекты, в которых главной целью является вложение средств в различные сферы деятельности с целью получения прибыли. В этой группе проектов выделяют "инновационные проекты", обеспечивающие эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы) приводящей к инновации. Для выделения методических особенностей составления бизнес-планов различных инвестиционных проектов целесообразно разделить последние на две большие группы.

Первую группу составляют бизнес-планы крупных инвестиционных проектов, ориентированных на поиск  внешних источников финансирования как на отечественном рынке капитала так и на зарубежном. Методика и структура такого типа бизнес-плана наиболее формализована и основана на общепризнанных методических положениях.

Вторую группу составляют бизнес-планы локальных инвестиционных проектов, ориентированных на решение конкретной задачи в составе общего управленческого плана предприятия.

Основная задача таких  бизнес-планов - изложить конкретный план реализации проекта и дать экономическую  оценку эффективности инвестирования в данный проект.

  1. Целевые (разовые) бизнес-планы. В процессе управления бизнесом менеджменту приходится принимать решения, определяющие жизненно важные моменты в функционировании предприятия. Принятие таких решений возможно только на основе специально подготовленного для этих целей бизнес-плана. Написание такого бизнес-плана является наиболее творческой задачей, так как требует от разработчика знания общих методических принципов бизнес-планирования. Анализ практики применения данных видов бизнес-планов позволяет выделить следующие направления их использования для принятия конкретных управленческих решений:

- антикризисное планирование - бизнес-планы предупреждения банкротства и выхода их кризисных ситуаций, выбора и обоснования варианта санации предприятия-банкрота;

- планирование совместной деятельности - бизнес-планы организационно-финансового обоснования необходимости создания совместных производств, в том числе на условиях франчайзинга. Бизнес-план активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовать совместное планирование развития фирм, связанных кооперированием и изготовлением одного или взаимодополняющих продуктов;

- планирование структурных преобразований - бизнес-планы для принятии решений при слиянии (поглощении) с другими предприятиями, при выделении (образовании) стратегических бизнес-единиц и т.п.;

- планирование разовых финансовых операций и коммерческих сделок - бизнес-планы купли-продажи предприятия (части предприятия), осуществления крупнооптовых поставок, осуществления эмиссии ценных бумаг и т.п.;

- принятие других управленческих решений - заключение солидных соглашений и договоров, приглашение известного специалиста для работы на предприятии и т.п.

  Наиболее сложной задачей написания данных типов бизнес-планов является определение оптимальной структуры и логики изложения материала. Главным критерием здесь является решение целевой задачи управления в рамках данного бизнес-плана. Структура бизнес-плана  может включать три основных аспекта: полное деловое резюме, оценка текущей ситуации, предстоящие задачи компании.

  В деловом резюме целесообразно описать общую концепцию деятельности компании. Излагается история компании, формулируются основные положения той концепции и целей, которых придерживалась компания в своей сфере бизнеса, представляется руководство, отмечаются принципиальные положения маркетинговой стратегии компании, приводятся достигнутые финансовые результаты. Для оценки текущего положения компании необходимо привести характеристику услуг, состав (список) клиентов, других сторон деятельности компании. Для характеристики будущего компании необходимо дать перечень целей и задач, которые ставит компания на ближайшую перспективу. Бизнес-план заканчивается краткими выводами по сути предложения, изложенном в плане.

Исходя  из вышеизложенного, можно выделить основные цели, преследуемые при разработке бизнес-плана:

- это инструмент для привлечения внешнего капитала, необходимого для  реализации проекта;

- на начальной стадии реализации проекта, бизнес-план служит основным инструментом коммуникации между предпринимателем и будущими поставщиками, продавцами и работниками;

- бизнес-план – это способ моделирования системы управления будущим бизнесом. Практика свидетельствует, что успех предпринимательской деятельности определяют три фактора: правильное понимание реальной ситуации в данный момент; четкая постановка целей, которых желает достигнуть предприниматель; качественное планирование переходов из одного состояния в другое. Бизнес-план позволяет решить все эти проблемы:

-    план с его конкретными коммерческими  целями направляет продвижение бизнеса к успеху;

Информация о работе Особенности бизнес-планирования малого предприятия