Особенности функционирования системы управления в АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 14:58, курсовая работа

Описание

Анализ современного состояния системы управления позволяет констатировать, что в региональном агропромышленном комплексе как объекте управления произошли существенные изменения. Во-первых, существенно деформировалась организационная структура АПК. Сложившаяся в дореформенный период интегрированная система (сельское, лесное, рыбное и водное хозяйство, агросервисное обслуживание, сельское строительство и другие отрасли народного хозяйства) утратила свою целостность. Во-вторых, произошло рассогласование производственно-экономических интересов не только за пределами, но и внутри АПК. Речь идет, прежде всего, об интересах сельских товаропроизводителей, с одной стороны, и переработчиков их продукции и агросервисных структур, с другой. В ходе приватизации во многих случаях контрольный пакет акций перешел к перерабатывающим и агросервисным предприятиям, которые диктуют сельскохозяйственным товаропроизводителям свои условия. В-третьих, происходит ускоренное разгосударствление ряда крупных структур, в продукции и услугах которых нуждаются федеральный и региональные рынки.

Работа состоит из  1 файл

контр.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

Введение

Анализ  современного состояния системы  управления позволяет  констатировать, что в региональном агропромышленном комплексе как объекте управления произошли существенные изменения. Во-первых, существенно деформировалась организационная структура АПК. Сложившаяся в дореформенный период интегрированная система (сельское, лесное, рыбное и водное хозяйство, агросервисное обслуживание, сельское строительство и другие отрасли народного хозяйства) утратила свою целостность. Во-вторых, произошло рассогласование производственно-экономических интересов не только за пределами, но и внутри АПК. Речь идет, прежде всего, об интересах сельских товаропроизводителей, с одной стороны, и переработчиков их продукции и агросервисных структур, с другой. В ходе приватизации во многих случаях контрольный пакет акций перешел к перерабатывающим и агросервисным предприятиям, которые диктуют сельскохозяйственным товаропроизводителям свои условия. В-третьих, происходит ускоренное разгосударствление ряда крупных структур, в продукции и услугах которых нуждаются федеральный и региональные рынки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Современное состояние системы управления АПК  

Анализу современного состояния системы  управления АПК посвящены работы ряда экономистов-аграрников. Основной вывод, который делают исследователи, сводится к тому, что к началу 1990-х годов начался процесс

потери  управляемости АПК [1, 2, 3, 4, 7]. Этим во многом объясняются кризисные явления  в агропромышленном производстве. Органы государственного управления существенно  ослабили свое регулирующее воздействие, в результате стали развиваться негативные тенденции.

Для усиления роли государства в регулировании  экономических процессов необходимо выделение АПК в единый объект управления. Ныне основными причинами  слабой управляемости экономическими процессами в АПК являются:

– устранение государства от функций регулирования, особенно от воздействия на межотраслевые  отношения и эквивалентность  обмена между сельским хозяйством и  промышленностью;

– неадекватность фактически сложившейся системы управления требованиям рыночной экономики и региональной специфики;

– отсутствие этапности в осуществлении преобразований в аграрном секторе, недооценка социальных факторов.

Как известно, основная цель АПК – производство с наименьшими издержками конечной продукции в объеме и ассортименте, необходимом для удовлетворения потребностей населения региона.

В соответствии с этим основными функциями государственного управления АПК как на федеральном, так и на региональном уровне являются: реализация общих принципов проводимой аграрной политики; прогнозирование и выработка общей стратегии развития АПК; регулирование производства и сбыта сельскохозяйственной продукции; создание необходимого ресурсного потенциала; обеспечение соответствующей финансовой поддержки товаропроизводителей; внешнеэкономическая деятельность. К числу других функций относятся:

- индикативное планирование;

- разработка и реализация специальных программ развития комплекса;

- координация научных исследований в системе АПК, подготовка и повышение квалификации специалистов;

- организация и координация деятельности государственных служб и органов управления;

- экономическое регулирование производственных и социальных процессов через цены, кредитно-финансовый механизм, налоги, таможенные пошлины;

- поддержка новых форм индивидуального и коллективного хозяйства, сельскохозяйственных кооперативов;

- привлечение иностранных инвестиций для осуществления федеральных программ;

- проведение земельной реформы и рационализация землеустройства, создание земельного кадастра;

- регулирование процессов экологии, санэпиднадзора;

- осуществление информационно-консультативной деятельности и аудита в АПК.

На региональном уровне эти функции имеют свое продолжение, но в условиях разделения полномочий центра и субъектов Российской Федерации они приобретают относительно самостоятельное значение, «корректируя» общую систему государственного управления АПК с учетом местных условий и особенностей.

Функции на региональном уровне сосредотачиваются  в одном управленческом органе субъекта Российской Федерации и далее реализуются в управлениях сельского хозяйства районных АПК. Причем многие принципиальные управленческие решения осуществляются через постановления глав областных (краевых) и районных администраций.

В системе управления на региональном уровне происходит более предметное разграничение функций государственного и хозяйственного управления, причем органы последнего отличаются большим многообразием.

Особенно  это относится к разного рода ассоциациям, союзам, акционерным обществам, создаваемым на добровольных началах по инициативе самих товаропроизводителей. Соответствующие управленческие структуры выполняют функции как отраслевого, так и межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов.

В региональной системе управления АПК происходит конкретизация целевых программ развития отраслевого и межотраслевого характера, в формировании и реализации которых обычно сочетаются функции хозяйственного и государственного управления, хозяйственной инициативы, государственного регулирования и поддержки за счет финансовых ресурсов региона.

Особое  значение в связи с этим приобретает  разработка и реализация региональных моделей реформирования и функционирования АПК с адекватной управленческой системой. К числу таких моделей можно отнести области с теми или иными подходами к реформированию сельского хозяйства, применению новых решений в регулировании и стимулировании производства, разного рода интегрированные аграрные компании, корпорации, финансово-промышленные группы, внебюджетные фонды.

В каждой области разрабатываются системы  ведения агропромышленного производства, которые включают организационно-экономические, технологические, технические, экологические и социальные мероприятия.

Вся система  управления региональным АПК «узаконивается» соответствующими органами федеральной государственной власти и в принципиальных вопросах ее элементы не должны противоречить федеральному законодательству.

В своих  работах ученые разграничивают понятия  «государственное управление» и  «государственное регулирование» [6]. Управление как экономическая категория может выступать в двух формах: прямое и косвенное (рисунок 1). Прямое не может простираться дальше рамок государственной собственности. Косвенное же государственное управление укладывается в понятие «государственное регулирование» и предполагает воздействие на социально-экономические процессы экономическими методами.

Однако  в рыночных условиях, уже в переходный период, начинает действовать принцип  разграничения и тесного взаимодействия хозяйственного и государственного управления. По мере развития рынка должен усиливаться приоритет хозяйственно-экономического управления, разумеется, в сочетании с экономическими методами государственного управления. При этом различия между понятиями «государственное регулирование» и «государственное управление» практически нивелируются, если последнее осуществляется преимущественно экономическими методами.

Цели, принципы и функции государственного регулирования  подробно излагаются в Федеральном  законе «О государственном регулировании агропромышленного производства». На региональном уровне требуется практическое разделение функций государственного регулирования на административные и экономические (рисунок 2).  

 
 
 

Пути совершенствования системы управления АПК 

Как показывает анализ структур управления региональным АПК, особое внимание должно быть обращено на необходимость усиления использования экономических методов и рычагов, лучшей координации работы органов государственного и хозяйственного управления. Наряду с сохранением существовавших в то время специализированных органов управления сельским хозяйством и отраслями перерабатывающей промышленности, целесообразно создать новые управленческие формирования, охватывающие деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимательства и рыночных структур, маркетинга.

Необходима  общая ориентация системы управления на более эффективное хозяйствование и решение социальных проблем. Важно  создание единой системы государственного и хозяйственного управления региональным агропромышленным комплексом с полным циклом производства, переработки и реализации продукции.

По мере развития рынка на уровне регионального  АПК, совершенствования и укрепления государственного управления важно  в полной мере реализовать функции  хозяйственного управления, его ориентацию на принятие решений, которые бы способствовали рационализации использования имеющихся ресурсов, учитывая их общую ограниченность, особенно в условиях нынешнего переходного периода. Решающее значение здесь имеет экономическая свобода, предприимчивость при жестко корректирующей роли государства.

В связи  с этим одна из задач управления в регионе и тем более непосредственно  в хозяйствующих субъектах состоит  в активизации предприимчивости путем вовлечения в управление самих субъектов, особенно, если речь идет о крупных сельскохозяйственных предприятиях. В индивидуальном частном предпринимательстве такая активизация обусловлена самой природой хозяйства: фермер одновременно и производитель, и управленец, что позволяет в полной мере реализовать экономическую свободу в целях достижения наибольших производственных результатов, но при прочих равных условиях.

В аграрном секторе особенно важно реализовать  принцип функционального управления. Функциональная организация отличается

большей эффективностью по сравнению с линейной. «Функциональная администрация состоит в таком распределении работ по управлению, чтобы каждый служащий, от помощника директора до низших должностей, исполнял возможно меньшее количество функций» [5].

Одной из принципиальных особенностей подхода к управлению является изменение психологии руководителя и работника. Если при линейном типе администрирования руководитель требовал выполнить работу, а рабочий исполнял ее для руководства, то при функциональном подходе рабочий работает для себя, а руководитель помогает ему. В данном случае каждый несет только одну функцию, которой он обучен, за которую отвечает.

Целым рядом преобразований удалось добиться приведения к функциональной структуре  основных органов управления сельским хозяйством в ведущих странах Запада. В России же функциональный принцип организации управления АПК еще не в достаточной степени принимается во внимание. Все это требует пересмотра существующей системы и структуры управления региональным АПК и построения ее по функциональному и программно-целевому принципам, которые во взаимодействии отвечают адаптивному подходу к управлению.

Проведенный структурный анализ взаимоотношений  отдельного агропредприятия с отделами управляющей структуры свидетельствует о значительном несовершенстве взаимоотношений. Причины этого кроются в многолетнем противопоставлении управления как только контролирующей структуры и конкретного предприятия, которое психологически не готово сотрудничать с управляющими органами, не видит в них помощников. Задачи перестройки менталитета как управленцев, так и руководителей агропредприятий также являются актуальными в данный период.

Анализируя  практику государственного и хозяйственного управления АПК на региональном и районном уровнях, приходится констатировать, что именно из-за несовершенства экономического механизма, ценового диспаритета, перекосов в кредитно-финансовой и налоговой системах наблюдается подмена органами этого управления функций хозяйственного управления и самоуправления. Главам соответствующих администраций приходится принимать множество постановлений, в которых или преобладают распорядительные методы, или в определенной степени сочетаются административные и экономические методы, то есть вынужденно совмещаются функции хозяйственного и государственного управления, часто при явном преобладании последнего.

Информация о работе Особенности функционирования системы управления в АПК