Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 14:58, курсовая работа
Анализ современного состояния системы управления позволяет констатировать, что в региональном агропромышленном комплексе как объекте управления произошли существенные изменения. Во-первых, существенно деформировалась организационная структура АПК. Сложившаяся в дореформенный период интегрированная система (сельское, лесное, рыбное и водное хозяйство, агросервисное обслуживание, сельское строительство и другие отрасли народного хозяйства) утратила свою целостность. Во-вторых, произошло рассогласование производственно-экономических интересов не только за пределами, но и внутри АПК. Речь идет, прежде всего, об интересах сельских товаропроизводителей, с одной стороны, и переработчиков их продукции и агросервисных структур, с другой. В ходе приватизации во многих случаях контрольный пакет акций перешел к перерабатывающим и агросервисным предприятиям, которые диктуют сельскохозяйственным товаропроизводителям свои условия. В-третьих, происходит ускоренное разгосударствление ряда крупных структур, в продукции и услугах которых нуждаются федеральный и региональные рынки.
Введение
Анализ
современного состояния системы
управления позволяет констатировать,
что в региональном агропромышленном
комплексе как объекте управления произошли
существенные изменения. Во-первых, существенно
деформировалась организационная структура
АПК. Сложившаяся в дореформенный период
интегрированная система (сельское, лесное,
рыбное и водное хозяйство, агросервисное
обслуживание, сельское строительство
и другие отрасли народного хозяйства)
утратила свою целостность. Во-вторых,
произошло рассогласование производственно-экономических
интересов не только за пределами, но и
внутри АПК. Речь идет, прежде всего, об
интересах сельских товаропроизводителей,
с одной стороны, и переработчиков их продукции
и агросервисных структур, с другой. В
ходе приватизации во многих случаях контрольный
пакет акций перешел к перерабатывающим
и агросервисным предприятиям, которые
диктуют сельскохозяйственным товаропроизводителям
свои условия. В-третьих, происходит ускоренное
разгосударствление ряда крупных структур,
в продукции и услугах которых нуждаются
федеральный и региональные рынки.
Современное
состояние системы управления
АПК
Анализу современного состояния системы управления АПК посвящены работы ряда экономистов-аграрников. Основной вывод, который делают исследователи, сводится к тому, что к началу 1990-х годов начался процесс
потери управляемости АПК [1, 2, 3, 4, 7]. Этим во многом объясняются кризисные явления в агропромышленном производстве. Органы государственного управления существенно ослабили свое регулирующее воздействие, в результате стали развиваться негативные тенденции.
Для усиления
роли государства в регулировании
экономических процессов
– устранение государства от функций регулирования, особенно от воздействия на межотраслевые отношения и эквивалентность обмена между сельским хозяйством и промышленностью;
– неадекватность фактически сложившейся системы управления требованиям рыночной экономики и региональной специфики;
– отсутствие
этапности в осуществлении
Как известно, основная цель АПК – производство с наименьшими издержками конечной продукции в объеме и ассортименте, необходимом для удовлетворения потребностей населения региона.
В соответствии
с этим основными функциями
- индикативное планирование;
- разработка и реализация специальных программ развития комплекса;
- координация научных исследований в системе АПК, подготовка и повышение квалификации специалистов;
- организация и координация деятельности государственных служб и органов управления;
- экономическое регулирование производственных и социальных процессов через цены, кредитно-финансовый механизм, налоги, таможенные пошлины;
- поддержка новых форм индивидуального и коллективного хозяйства, сельскохозяйственных кооперативов;
- привлечение иностранных инвестиций для осуществления федеральных программ;
- проведение земельной реформы и рационализация землеустройства, создание земельного кадастра;
- регулирование процессов экологии, санэпиднадзора;
- осуществление информационно-консультативной деятельности и аудита в АПК.
На региональном уровне эти функции имеют свое продолжение, но в условиях разделения полномочий центра и субъектов Российской Федерации они приобретают относительно самостоятельное значение, «корректируя» общую систему государственного управления АПК с учетом местных условий и особенностей.
Функции на региональном уровне сосредотачиваются в одном управленческом органе субъекта Российской Федерации и далее реализуются в управлениях сельского хозяйства районных АПК. Причем многие принципиальные управленческие решения осуществляются через постановления глав областных (краевых) и районных администраций.
В системе управления на региональном уровне происходит более предметное разграничение функций государственного и хозяйственного управления, причем органы последнего отличаются большим многообразием.
Особенно это относится к разного рода ассоциациям, союзам, акционерным обществам, создаваемым на добровольных началах по инициативе самих товаропроизводителей. Соответствующие управленческие структуры выполняют функции как отраслевого, так и межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов.
В региональной системе управления АПК происходит конкретизация целевых программ развития отраслевого и межотраслевого характера, в формировании и реализации которых обычно сочетаются функции хозяйственного и государственного управления, хозяйственной инициативы, государственного регулирования и поддержки за счет финансовых ресурсов региона.
Особое значение в связи с этим приобретает разработка и реализация региональных моделей реформирования и функционирования АПК с адекватной управленческой системой. К числу таких моделей можно отнести области с теми или иными подходами к реформированию сельского хозяйства, применению новых решений в регулировании и стимулировании производства, разного рода интегрированные аграрные компании, корпорации, финансово-промышленные группы, внебюджетные фонды.
В каждой
области разрабатываются
Вся система управления региональным АПК «узаконивается» соответствующими органами федеральной государственной власти и в принципиальных вопросах ее элементы не должны противоречить федеральному законодательству.
В своих работах ученые разграничивают понятия «государственное управление» и «государственное регулирование» [6]. Управление как экономическая категория может выступать в двух формах: прямое и косвенное (рисунок 1). Прямое не может простираться дальше рамок государственной собственности. Косвенное же государственное управление укладывается в понятие «государственное регулирование» и предполагает воздействие на социально-экономические процессы экономическими методами.
Однако
в рыночных условиях, уже в переходный
период, начинает действовать принцип
разграничения и тесного
Цели, принципы
и функции государственного регулирования
подробно излагаются в Федеральном
законе «О государственном регулировании
агропромышленного производства». На
региональном уровне требуется практическое
разделение функций государственного
регулирования на административные и
экономические (рисунок 2).
Пути
совершенствования
системы управления
АПК
Как показывает анализ структур управления региональным АПК, особое внимание должно быть обращено на необходимость усиления использования экономических методов и рычагов, лучшей координации работы органов государственного и хозяйственного управления. Наряду с сохранением существовавших в то время специализированных органов управления сельским хозяйством и отраслями перерабатывающей промышленности, целесообразно создать новые управленческие формирования, охватывающие деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимательства и рыночных структур, маркетинга.
Необходима
общая ориентация системы управления
на более эффективное
По мере развития рынка на уровне регионального АПК, совершенствования и укрепления государственного управления важно в полной мере реализовать функции хозяйственного управления, его ориентацию на принятие решений, которые бы способствовали рационализации использования имеющихся ресурсов, учитывая их общую ограниченность, особенно в условиях нынешнего переходного периода. Решающее значение здесь имеет экономическая свобода, предприимчивость при жестко корректирующей роли государства.
В связи
с этим одна из задач управления
в регионе и тем более
В аграрном
секторе особенно важно реализовать
принцип функционального
большей эффективностью по сравнению с линейной. «Функциональная администрация состоит в таком распределении работ по управлению, чтобы каждый служащий, от помощника директора до низших должностей, исполнял возможно меньшее количество функций» [5].
Одной из принципиальных особенностей подхода к управлению является изменение психологии руководителя и работника. Если при линейном типе администрирования руководитель требовал выполнить работу, а рабочий исполнял ее для руководства, то при функциональном подходе рабочий работает для себя, а руководитель помогает ему. В данном случае каждый несет только одну функцию, которой он обучен, за которую отвечает.
Целым рядом преобразований удалось добиться приведения к функциональной структуре основных органов управления сельским хозяйством в ведущих странах Запада. В России же функциональный принцип организации управления АПК еще не в достаточной степени принимается во внимание. Все это требует пересмотра существующей системы и структуры управления региональным АПК и построения ее по функциональному и программно-целевому принципам, которые во взаимодействии отвечают адаптивному подходу к управлению.
Проведенный структурный анализ взаимоотношений отдельного агропредприятия с отделами управляющей структуры свидетельствует о значительном несовершенстве взаимоотношений. Причины этого кроются в многолетнем противопоставлении управления как только контролирующей структуры и конкретного предприятия, которое психологически не готово сотрудничать с управляющими органами, не видит в них помощников. Задачи перестройки менталитета как управленцев, так и руководителей агропредприятий также являются актуальными в данный период.
Анализируя практику государственного и хозяйственного управления АПК на региональном и районном уровнях, приходится констатировать, что именно из-за несовершенства экономического механизма, ценового диспаритета, перекосов в кредитно-финансовой и налоговой системах наблюдается подмена органами этого управления функций хозяйственного управления и самоуправления. Главам соответствующих администраций приходится принимать множество постановлений, в которых или преобладают распорядительные методы, или в определенной степени сочетаются административные и экономические методы, то есть вынужденно совмещаются функции хозяйственного и государственного управления, часто при явном преобладании последнего.
Информация о работе Особенности функционирования системы управления в АПК