Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа
Целью настоящей работы является выявление особенностей и характерных черт в процессе анализа и сравнительной характеристики американского и японского стилей управления организацией. Выявление наиболее эффективных методов управления позволит при необходимости в дальнейшем рассмотреть их использование в менеджменте России. А также моей целью является выработка дальнейшего направления развития двух моделей менеджмента.
Введение..................................................................................................................................3
I. Теоретическая часть
1. Становление и развитие менеджмента в США
1.1. Формирование модели американского менеджмента……………................4
1.2. Современный американский менеджмент………………………………….10
2. Особенности и основные черты японского менеджмента
2.1. Философия японского менеджмента……………………………….............12
2.2. Принципы управления японского менеджмента………………………….12
Выводы к главе………………………………………………………………….............18
II. Аналитическая часть
1. Сравнительный анализ современной американской и японской моделей управле-ния………………………………………………………………………...…………………..19
Выводы к главе…………………………………………………………………………..24
III. Практическая часть
1.Применение японской модели управления………………………………………………25
2.1. Анализ применения американской модели менеджмента в России на примере ООО «Партеникус»…………………………………………………………………………26
2.2 Предложения по оптимизации структуры управления ООО "Партеникус"..28
3. Проблема выбора модели управления…………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………..................30
Список используемой литературы
Партисипативное управление предполагает расширение привлечения работников к управлению по следующим направлениям:
• предоставление работникам права самостоятельного принятия решений;
• привлечение работников к процессу принятия решений (сбор необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов выполнения принятого решения, организация работ и т. п.);
• предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы;
• участие работников в совершенствовании деятельности, как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений;
• предоставление работникам права создавать рабочие группы по интересам, привязанностям и пр. с целью более эффективного выполнения решений.
В настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:
1. Участие рабочих
в управлении трудом и
2. Создание рабочих
советов (совместных комитетов)
3. Разработка систем участия в прибыли.
4. Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.
В 60-е гг. в США получили широкое распространение бригадные методы организации труда и кружки контроля качества, идея создания которых принадлежит американским специалистам по прикладной статистике У. Демингу и Дж. Джурану. Однако впервые кружки контроля качества стали широко применяться в Японии. И только во второй половине 70-х гг. они получили распространение в американских корпорациях.
Привлечение рабочих к участию в высших органах управления корпорацией — советах директоров — на практике встречается крайне редко.
Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества трудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.
Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Так, Э. Петерсон и Э. Плоумен, авторы известной книги «Организация бизнеса и менеджмент» выделяют шесть основных видов менеджмента:
1. Правительство(его деятельность соответствует общему понятию менеджмента, хотя слово «менеджмент» не применяется к деятельности правительства).
2. Государственный менеджмент.
3. Военный менеджмент (особый вид государственного менеджмента).
4. Ассоциационный (клубный) менеджмент.
5. Бизнес-менеджмент (особый вид менеджмента, отличающийся от правительственного и государственного).
6. Менеджмент
в государственной
Развивая теорию управления, Петерсон и Плоумен дают определение понятию менеджмент «как психологический процесс осуществления руководства подчиненными, посредством которого удовлетворяются главные человеческие стремления». Видный представитель американского менеджмента Питер Ф. Друкер выступает против расширительного толкования понятия менеджмент, считая, что его следует относить только к предприятию, выпускающему продукцию или оказывающему различные виды услуг. Друкер сформулировал основные принципы современного менеджмента:
1. Содержание менеджмента в целом аналогично в разных странах, но методы его различны. Национальный менеджмент должен учитывать свои собственные традиции, культуру, историю.
2. В центре
внимания менеджмента
3. Задачей менеджмента является направление действий всех работников на выполнение общих целей предприятия.
4. Задачей менеджмента является постоянное развитие способностей, потребностей всех работников предприятия и возможностей их удовлетворения.
5. Каждый работник должен нести ответственность за порученную ему работу. Связь между работниками осуществляется посредством коммуникаций.
6. В конечном счете, деятельность предприятия оценивается большим количеством разнообразных способов и средств.
7. Оценка и результаты деятельности предприятия находят свое выражение не внутри предприятия, а вне его.
Друкер сформулировал ряд общих, обязательных функций, которые присущи труду любого менеджера:
• определение целей предприятия и путей их достижения;
• организация работы персонала предприятия (определение объема работ и распределение его между работниками, создание организационной структуры и т.д.);
• создание
системы мотивации и
• анализ деятельности организации и контроль за работой персонала;
• обеспечение роста людей в организации. Менеджер не может быть «универсальным гением».
Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.
Американский
менеджмент внес значительный вклад
в разработку менеджмента как
учебной дисциплины. Впервые научный
курс управления был разработан в 1881
г. американским ученым Джозефом Вартоном.
Через 100 лет Г. Кунц и С.О'Доннел опубликовали
свой труд «Управление: системный и ситуационный
анализ управленческих функций», который
был переведен с английского и вышел в
свет в нашей стране в 1981 г.1
1.2. Современное
состояние американского
менеджмента
Современная
американская модель
Современный американский
1. Наличие рынка.
2. Индустриальный способ организации производства.
3. Корпорация
как основная форма
Американский
экономист Роберт Хейлбронер
указал на три основных
Американские
ученые продолжают ставить и
разрабатывать реальные
Если
говорить о 2000-х годах, то
здесь просматриваются три
Однако параллельно с этим
наблюдается и вторая
Этим
американский менеджмент
Уже общепризнано
- и в Европе, и в Японии, и
в США - что за демократизированными,
«партисипативньми» формами
Наконец,
третья особенность
2.Особенности
и основные черты японского
менеджмента
2.1.
Философия японского
менеджмента
Буквально все стороны жизни японского общества своеобразны и неповторимы: философские взгляды, религия, длительная изолированность от всего мира, высокая эстетическая культура, симбиоз средневекового рыцарства с современной деловитостью, удивительное трудолюбие и хорошо организованный отдых, верность семейным традициям, глубокая любовь к родине.
Японцам есть чем гордиться: занимая всего 0,2% земной территории с населением, составляющим только 2% всего населения планеты, имея весьма ограниченные природные и энергетические ресурсы, страна производит около шестой части мирового национального продукта и вышла на первые места в мире во многих отраслях промышленного производства.
Эти успехи достигнуты в результате движения к прогрессу по собственному, оригинальному пути. Это национальное своеобразие нашло отражение и в организации управления производством, в тонком искусстве воздействия на коллектив и личность.
Японская
философия и культура управления во
многом опираются на традиционное национальное
мировоззрение, сложившееся много веков
назад, и на достижения американского
менеджмента. Прихотливое, но гармоничное
переплетение трех культур: китайской,
ориентированной на групповую связь людей,
индийской, обращенной к духовному абсолюту,
и американской, основанной на свободной
воле личности, — лежит в основе организационных
устоев японского общества. В японцах
не угасает глубокое уважение к «самурайскому
духу», обязывающему добиваться победы
упорством, силой воли в любых, самых тяжелых
ситуациях. Какие принципы управления
лежат в основе японского менеджмента?
В чем его своеобразие и секрет высокой
эффективности? Какие методы искусства
управления применяют японские руководители?2
2.2.
Принципы управления
японского менеджмента
Принцип «человеческого потенциала». Японские методы управления стали формироваться в условиях послевоенной разрухи, когда американская военная администрация произвела «чистку ведущих предпринимателей военных лет» (так деликатно говорят об этом японские авторы) и страна осталась без опытных специалистов высшего управленческого уровня. Но японцы были прилежными и трудолюбивыми учениками, глубоко изучили передовые достижения американской управленческой мысли, и их творческий поиск завершился созданием собственной концепции теории и искусства управления.
Информация о работе Особенности и основные черты японского менеджмента