Особенности конкурентных преимуществ в сфере услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:02, контрольная работа

Описание

Сфера услуг относится к важнейшим видам деятельности, связанным с функционированием и развитием всех отраслей экономики, удовлетворением жизненно важных потребностей человека. Оценка современного состояния сферы услуг свидетельствует о ее недостаточном развитии относительно потребностей национальной экономики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Конкурентное преимущество 6
§1. Понятие конкурентное преимущество 6
§2. Виды конкурентного преимущества 9
Глава 2. Формирование конкурентных преимуществ в сфере услуг 14
§ 1. Базовые стратегии конкуренции и конкурентные преимущества 14
§2. Особенности конкурентных преимуществ в сфере услуг 18
Заключение 21

Работа состоит из  1 файл

менеджмент в сфере услуг.docx

— 51.35 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Конкурентное преимущество 6

§1. Понятие конкурентное преимущество 6

§2. Виды конкурентного  преимущества 9

Глава 2. Формирование конкурентных преимуществ в сфере услуг 14

§ 1. Базовые стратегии конкуренции и конкурентные преимущества 14

§2. Особенности  конкурентных преимуществ в сфере услуг 18

Заключение 21

 

Введение.

Сфера услуг относится  к важнейшим видам деятельности, связанным с функционированием  и развитием всех отраслей экономики, удовлетворением жизненно важных потребностей человека. Оценка современного состояния сферы услуг свидетельствует о ее недостаточном развитии относительно потребностей национальной экономики.

Для того, чтобы организации сферы услуг обладали значительной степенью конкурентоспособности, реализовывали свои цели и задачи, развивались и имели возможность увеличивать рыночные доли на рынке услуг, им необходимо все свои стратегические цели и оперативные решения направлять на формирование и наращивание конкурентных преимуществ.

При сохранении нынешнего  состояния экономической среды  заметные сдвиги в повышении национальной конкурентоспособности маловероятны. Поэтому императивом для законодательной  и исполнительной власти на ближайшую  перспективу должны стать последовательные действия, направленные на формирование условий хозяйственной деятельности, благоприятствующих росту совокупного спроса и инвестиционной активности, на сохранение ресурсного потенциала. При этом необходимое условие формирования нормальной рыночной среды - обеспечение правоохранительными органами защиты собственности, исполнения хозяйственного законодательства и контрактных обязательств.

В условиях глобализации мировой  экономики социально-экономическое  развитие России может происходить  в двух вариантах: в варианте, при котором экономическая политика будет ориентирована на повышение национальной конкурентоспособности, и в инерционном варианте, когда экономическая политика будет повторять ошибки и просчеты прежних лет. При этом в будущем императивом для России становятся использование конкурентных преимуществ в сфере высоких технологий, а также рациональное включение в систему трансграничных перемещений капитала, что позволит изменить роль России в системе международного разделения труда и внешнеэкономическую специализацию, с помощью которой можно соответствовать уровню мирового развития.

Только с учетом возможности существования аналогичной продукции или инвестирования в создание и развитие новых предприятий сферы услуг или новых подразделений действующих приватизированных предприятий и должна формироваться конкурентная политика.

Для формирования конкурентной среды на рынке услуг необходимо соблюдать ряд условий: наличие  большого количества независимых поставщиков одинаковой по назначению или взаимозаменяемой продукции (услуг); отсутствие необоснованных административных ограничений для возникновения новых производителей; процесс ценообразования, базирующийся на соотношении спроса и предложения на товары и услуги. В период трансформации российской экономики с учетом российской специфики развитие конкурентных отношений возможно не во всех сферах деятельности. В отсутствие конкуренции, регулирующей цены, эта роль должна быть воспринята государством с установлением государственного контроля роста цен на период отсутствия конкуренции, а также необходимо осуществить меры по контролю и регулированию цен.

Следующее условие формирования конкурентной среды на рынке услуг - надежная правовая обеспеченность функционирования. В отсутствии соответствующих законов и механизма их реализации «цивилизованный» рынок невозможен. Потребители должны быть надежно защищены от произвола производителей, ущемляющих их законные интересы и права. Вместе с тем должны быть защищены и производители услуг от произвола чиновников.

Понятия «конкурентоспособность в сфере услуг», которое можно считать разносторонним и распространяющимся на такие составляющие деятельности предприятия, как услуга, а также основные его характеристики. При этом новый уровень конкурентоспособности придаст определенный образ деятельности организации сферы услуг, а также организации управления, выстроенной на принципах самоорганизации.

 «Конкуренция» в сфере услуг – это форма взаимного соперничества хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики, представленная в виде модели субъектно-объектных отношений. Вместе с тем обобщая теоретические основы конкуренции, а также существующие концепции и основные принципы обеспечения конкурентоспособности в экономике, в диссертации предложена структурная схема обеспечения конкурентоспособности в сфере услуг.

Конкурентное преимущество является как базисом, на котором строится успешный бизнес, так и главным критерием отбора проектов успешными инвесторами.

Конкурентное преимущество - это  выгода применения некоторой уникальной, создающей потребительскую ценность, стратегии, основанной на уникальной комбинации внутрифирменных ресурсов и способностей, которые не могут быть скопированы твоими конкурентами.

Важность и актуальность проблемы формирования конкурентных преимуществ и как следствие конкурентоспособности компании обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы.

Использование различных форм и механизмов государственного участия в финансировании создания новых и совершенствования действующих организаций сферы услуг, в том числе участие в инвестировании капиталоемких объектов инфраструктуры. Финансовую поддержку организаций сферы услуг следует осуществлять в виде кредитов, в том числе льготных, ссуд и гарантий по кредитам банков. 

Глава 1. Конкурентное преимущество. 

Понятие «Конкурентоспособность» в процессе развития мировой экономики, затоваривания рынка и усиления конкуренции между производителями товаров и услуг, стало ключевым словом наряду с понятием «эффективность», а проблема достижения конкурентных преимуществ - одной из главных в деловой, управленческой, экономической и политической жизни. Конкурентная борьба в настоящее время проявлена как в профессиональной жизни каждого отдельного человека (при строительстве деловой карьеры), так и в жизни любой организации (при реализации своей общественной, политической или коммерческой деятельности), достигая уровня острейшей борьбы обще-планетарных масштабов при достижении каждой страной геополитических преимуществ.

§1. Понятие конкурентное преимущество

Понятие «конкурентное преимущество» занимает основополагающее и центральное место в теории маркетинга, так как, во-первых, его формирование и развитие возможно только лишь в среде конкуренции, а, во-вторых, оно являются целью конкурентной стратегии и выступают ключевым фактором как конкурентоспособности производителя услуг, так и его конкурентной рациональности. Успех же в конкурентной борьбе достигается теми организациями, которые имеют достаточную степень конкурентоспособности и гибко реагируют на изменения внешней среды.

Существует множество источников конкурентного преимущества: производство продукции самого высокого качества, предоставление покупателям лучших услуг, достижение минимального по сравнению с конкурентом, уровня издержек, выгодное географическое расположение, разработка изделия, которое выполняет определенные функции лучше конкурирующих аналогов, изготовление более надежной и долговечной продукции и предоставление покупателям большей ценности за те же деньги (комбинация хорошего качества услуг и приемлемых цен). Все это означает старание фирмы предоставить потребителям то, что они считают наилучшей ценностью, будь то наилучшее качество, низкая цена или наилучшая ценность превосходного товара, за который стоит заплатить подороже. Фундаментальной причиной успеха одних или неуспеха других фирм является наличие или отсутствие у фирмы конкурентного преимущества.

На сегодняшний день не существует однозначного толкования для понятия конкурентное преимущество. Все зависит от того к какому явлению или объекту оно относится. Так, в экономическом словаре отмечено, что конкурентное преимущество - это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенные превосходства над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики могут быть самыми различными и относиться как к самому товару, так и к дополнительным услугам.

С методологической точки  зрения «конкурентоспособность» –  понятие сложное, синтетическое. Анализ показывает, что его составляющими являются множества групп факторов, влияющих на состояние и развитие производственной системы:

- технология основного и вспомогательного производства объекта управления;

- технология системы управления объектом;

- Характер экономического и политического влияния внешней среды на производственную систему;

- уровень технической и экономической подготовки персонала;

- уровень развития науки и техники в конкретной и смежных видах деятельности общества;

- насыщенность интересов в каждом конкретном виде деятельности;

- экономический потенциал, привлекаемый в систему (экономическая привлекательность, капитал, ресурсы).

Методологические основы конкурентоспособности как категории  заложили такие основоположники экономической науки как: А. Смит, К. Маркс, Ф. Энгельс, Дж. Кейнс и другие. Поведенческий подход стал первым подходом к определению конкуренции. В частности, А. Смит отождествлял конкуренцию с «честным соперничеством между продавцами за более выгодные условия продажи своих товаров». Неоклассическая теория, развивая теорию поведенческого подхода, определяет содержание конкуренции как борьбу за редкие экономические блага. Так, по мнению американского экономиста П. Хайне, «конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам». Структурный подход определяет содержание конкуренции типом рынка и тех условий, которые господствуют на нем, а функциональный подход смещает рассмотрение экономической сущности конкуренции в сторону изучения ее роли в экономическом развитии.

Далее, по мере развития экономической  науки, в трактовку данного понятия периодически вносились изменения, дополнения и уточнения. Например, президентская комиссия США по конкурентоспособности в промышленности в начале 90-х годов прошлого века вынесла такое определение этому понятию: «Конкурентоспособность - это способность производить товары и услуги, которые реализуются на международных рынках при одновременном поддержании или повышении жизненных стандартов равных или более высоких, чем у конкурентов».

Углубили понимание конкурентоспособности  и расширили о ней представление Т. Питерс и Р. Уотермен, которые старательно изучали опыт работы многих образцовых компаний, однако мир меняется так быстро, что данное понятие эволюционирует вместе с развитием форм и видов современного бизнеса также с высокой скоростью. Развитию теоретических основ конкурентоспособности посвящены также работы Дж.Грейсона и К.О'Делла(«Американский менеджмент на пороге ХХ века»). В настоящее время зарубежных работ по данной теме великое множество, но все они, так или иначе, основываются на методологии, заложенной вышеупомянутыми авторами.

В современном мире конкурентоспособность  стала одним из ключевых понятий, определяющих успешность хозяйствующего субъекта на внешнем рынке, однако современная  мировая экономическая наука  до сих пор не дала как единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», так и единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования.

Конкурентное преимущество по В.Д. Марковой — это положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей.

Конкурентное преимущество по М.И.Кнышу - это умение фирмы лучше своих соперников преодолевать силы конкуренции и выполнять работу по привлечению покупателей.

Конкурентное преимущество в понимании Р.А. Фатхутдинова — это те характеристики и свойства товара или марки, а также специфичные формы организации бизнеса, которые обеспечивают предприятию определенное превосходство над своими конкурентами. В дальнейшем по ходу данной работы, предлагаем придерживаться определения конкурентных преимуществ, сформулированного Р.А. Фатхутдиновым.

Таким образом, конкурентное преимущество - преимущество, приобретаемое компанией над конкурентами, посредством предложения потребителям большей ценности, или за счет предложения товаров и услуг по более низким по сравнению с конкурентами ценам, или за счет предоставления потребителям больших выгод, которые в достаточной мере компенсируют более высокие цены на товары и услуги.

§2. Виды конкурентного  преимущества

Особенности конкурентных преимуществ  заключаются в следующем.

Во-первых, конкурентные преимущества может иметь сам продукт. Один вид конкурентных преимуществ продукта - это его ценовая характеристика. Очень часто покупатель приобретает товар только потому, что он дешевле других товаров, обладающих аналогичными потребительскими свойствами. Иногда продукт покупается только потому, что он очень дешевый. Такие покупки могут происходить, даже если продукт не имеет потребительской полезности для покупателя.

Информация о работе Особенности конкурентных преимуществ в сфере услуг