Особенности менеджмента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:06, реферат

Описание

В России сейчас применяются как практики западной и восточной теорий менеджмента, так и российские менеджерские технологии, эффективные для местных условий. Несмотря на то, что западные практики активно пропагандируются учителями бизнес-школ, менеджерами иностранных компаний, работающих в России, теория и практика управления в условиях культурных, исторических и экономических различий стран должна быть разной. Соответственно, правомерно говорить о российской теории менеджмента.

Содержание

Введение

1 Особенности развития Российского государства

2 Основные модели национальных культур и Россия

3 Характерные черты национальной модели менеджмента в России

Заключение

Список использованной литературы

Приложение А

Работа состоит из  1 файл

сравнительный менеджмент.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

       Последний параметр подхода Клукона-Стродбека относится к принадлежности пространства. Часть культур открыта и предпочитает работать прилюдно. Противоположный вариант предполагает приватную работу. Много обществ используют смешанный вариант.

       Российская  традиция предполагает использование величины и доступности пространства в первую очередь для демонстрации статуса работника.

       Модель  Герта Хофстеде

       Соотношение индивидуализма и коллективизма

       Индивидуализм – атрибут национальной культуры, описывающий слабо связанные социальные рамки, в которых человек концентрируется только на заботе о себе и своей семье. Деловые культуры делают акцент на самостоятельность и инициативность. Здесь, по удачному выражению братьев Стругацких (повесть «Парень из преисподней»), формируются «боевые единицы, которые действуют сами по себе».

       Коллективизм – атрибут национальной культуры, описывающий тесные социальные рамки, в которых люди надеются на группы, частью которых они являются в части заботы и защиты. Здесь люди рассматривают себя как часть группы) коллектива, организации.

       Исследования  зарубежных ученых показывают, что  Россия и страны СНГ тяготеют к  коллективным ценностям.

       Дистанция власти

       Дистанция власти – атрибут национальной культуры, описывающий пределы, в которых общество приемлет идею неравенства распределения власти в организациях. Этот параметр показывает допустимую степень неравномерности в распределении власти. В одних культурах вмешательство сильной власти рассматривается как ущемление прав индивидуума. В других, напротив, как благо воспринимается «сильная рука», которая «и накажет и поможет».

       Высокая дистанция власти отмечается в России и в странах СНГ.

       Избежание неопределенности

       Избежание неопределенности –  атрибут национальной культуры, описывающий пределы, в которых общество чувствует опасность неопределенной и многозначной ситуации и старается ее избежать.

       В различных деловых культурах  люди по-разному воспринимают наличие  неопределенности в жизни и бизнесе.

       Деловая культура России и стран СНГ обычно тяготеет к высокой степени избежания  неопределенности, хотя исследователи отмечают, что для молодого поколения «новых русских» (20-30 лет) степень избежания неопределенности существенно понижается.

       Соотношение мужественности и женственности

       Количество  против качества жизни (соотношение мужественности и женственности);

       Мужественность – Атрибут национальной культуры, описывающий уровень, с которым социальные ценности характеризуются настойчивостью (уверенностью) и материализмом

       Женственность – Атрибут национальной культуры, описывающий отношение и внимание к другим

       К мужественным культурам тяготеют Россия и страны СНГ. 

       3 Характерные черты национальной модели менеджмента в России 

       Говоря  о философской основе менеджмента в России, можно выделить следующие культурные принципы, нормы и правила поведения:

       Принцип соборности. Предполагает установление и поддержание всеобъемлющей гармонии между интересами и потребностями (материальными, финансовыми, эмоциональными и духовными) всех заинтересованных лиц бизнеса. Соответственно целью бизнеса, в российской теории бизнеса является создание ценности для всех заинтересованных лиц бизнеса  владельцев, наемных работников, клиентов, партнеров, госструктур и общества в целом. Важно, что принцип соборности уравнивает интересы всех заинтересованных лиц бизнеса: и владельцы и наемные работники и представители госструктур одинаково важны для бизнеса.

       Приоритет интуиции над строгим  расчетом. Российская теория менеджмента не оспаривает наличие объективных законов экономической деятельности. В отличие от классической теории менеджмента, она считает, что далеко не всегда и не везде следует стремиться к строгой формализации деятельности, поскольку в ряде случаев интуитивное ощущение, а также принятие и реализация решений не в соответствии с четкой «логикой соответствия» этим законам, а по «интуитивному ощущению» является гораздо более эффективным с точки зрения критерия «риск/доходность». Эта точка зрения объясняется коренным отличием традиционных взглядов православия, в котором во взаимоотношениях между человеком и окружающим миром гораздо большую роль играют интуитивные ощущения и чувственные восприятия, чем четкая логика и точный расчет, от кальвинизма, лежащего в основе западной теории менеджмента.

       Приоритет личности над организованной группой. Российская культура и история определяются яркими, сильными личностями. Запад находится в большей степени под влиянием обезличенных систем, процессов и законов. В российской теории менеджмента деятельность компании в гораздо большей степени определяются личностью ее «первого лица», нежели в западных компаниях. В российской теории менеджмента «первое лицо» компании является в первую очередь духовным лидером и «идеологом» коммерческого предприятия и лишь во вторую – главным менеджером компании. Это значительно повышает и степень свободы и ответственность первого лица компании. Но также требует разработки и реализации процедур внесения изменений в порядок работы компании в случае смены ее «первого лица»: новый руководитель должен обладать собственной харизмой, чтобы сотрудники работали с ним, для него так же эффективно, как и для прежнего лидера.

       Патриотизм, как движущая сила экономического развития. История успешных радикальных рывков в экономическом развитии и «антикризисного менеджмента» на государственном уровне – в России (СССР) 20-х – 30-х и 40-х – 50-х годах 20 столетия, США и Германии в 30-х годах, Японии в 60-х – 70–х, стран Юго-Восточной Азии в 70-х – 80-х годах и Китая в 80-х – 90-х годах убедительно демонстрирует, что именно патриотизм способен активно стимулировать развитие экономики. Поэтому в российской теории менеджмента основополагающей «общей идеологией», объединяющей заинтересованных лиц бизнеса, является именно патриотизм.

       Если в классической теории бизнеса объединяющим лозунгом является фраза «Мы вместе выполняем нашу Миссию», в меркантилизме – «Мы вместе делаем деньги», то в российской теории менеджмента объединяющим лозунгом может быть: «Мы вместе строим великую Россию – каждый на своем месте».

       Для бизнеса этот принцип означает, что  направления деятельности должны выбираться не только с учетом собственных коммерческих, но и долгосрочных государственных  и общественных интересов; бизнес должен участвовать в финансировании фундаментальных  научных, технологических, образовательных и иных образовательных программ (кстати, так поступают и многие западные компании, например, Microsoft и IBM), являющихся принципиально финансово убыточными, но способными осуществить значительные научные и технологические «прорывы» и бизнесу необходимо активно участвовать в формировании долгосрочной государственной экономической, научной и технической политики (прежде всего, с учетом государственных и общественных интересов).

       Принцип динамической неустойчивости: максимальной гибкости и минимальной инерционности бизнеса. Суть принципа (взятого из авиастроения) состоит в том, что, хотя самолет и летит по определенной траектории, траектория эта является «неустойчивой» в том смысле, что в любой момент с помощью специальных аэродинамических и компьютерных систем самолет может резко и почти мгновенно поменять эту траекторию, чтобы, например, уклониться от выпущенной противником ракеты или же, наоборот, неожиданно и результативно атаковать противника с неожиданного и непредсказуемого угла. В бизнесе происходит тоже самое. «Динамически неустойчивые» российские компании имеют в современном быстро меняющемся деловом мире столь же значительное преимущество перед своими западными конкурентами, какое в воздушном бою имеет российский Су–35 перед американским F–15 или французским «Миражом».

       Если  принять во внимание принципы соборности и приоритета личности, компания, в  представлении российской теории менеджмента  представит собой свободное сообщество «заинтересованных лиц», прежде всего, владельцев и наемных работников, сплоченное вокруг харизматичного лидера с целью совместного создания максимального объема комплексной– материальной, финансовой, эмоциональной и духовной ценности.

       Российская  история свидетельствует, что естественным для нашей страны является не плавное, спокойное, последовательное развитие, а резкие, скачкообразные, качественные, революционные скачки. Недаром говорят, что в России «долго запрягают, но быстро ездят».

       Скачкообразный  путь развития сопровождается высокими рисками и, предположительно, высокой доходностью бизнеса. У российских предпринимателей, менеджеров накоплен большой опыт жизни и деятельности в условиях высокого риска. В результате ускоряющихся изменений в окружающем мире, ведение бизнеса становится все более и более рискованным (и одновременно потенциально более доходным). Эта особенность российской деловой культуры и теории менеджмента дают значительное преимущество перед западной деловой культурой и теорией менеджмента.

       По  этой же причине, приоритет интуиции играет гораздо более важную роль в стратегическом и оперативном управлении бизнесом, чем система тщательно обоснованных планов. Система планов должна быть лишь костяком системы управления, но при этом вовсе не являться незыблемыми каменными скрижалями.

       Программы успешных качественных рывков в экономическом  развитии СССР, США, Германии, доказывают преимущество нематериального (эмоционального) стимулирования над материальным —  в российской теории менеджмента  именно нематериальные стимулы составляют основу системы мотивации, к которой добавляются материальные стимулы.

       Работа  в условиях высокой неопределенности, опыт сотрудничества с западными  компаниями, ведущими бизнес в России, сформировала два типа российских менеджеров:

  • собственно управленцев, работающих по западным стандартам менеджмента, на основе стратегии, планов, заранее проанализированных рисков
  • менеджеров–предпринимателей, работающих без стратегии, способных менять направление деятельности при малейших изменениях на рынке, руководствуясь лишь получением прибыли.

       Классические  менеджеры скорее приживаются в  иностранных компаниях, действующих  на территории России, менеджеры–предприниматели с большим удовольствием работают в компаниях с российским капиталом, руководствующихся принципом интуиции и динамической неопределенности. Причем, как первые, так и вторые могут быть успешны в долгосрочной перспективе.

       Российский  менеджер привык работать в условиях, когда при поступлении на работу с ним оговариваются одни должностные  обязанности, а после прохождения испытательного срока, к утвержденному списку добавляется внушительный список дополнительных обязанностей и работ. При этом отечественный менеджер будет искать способы эффективного выполнения всех дел и только в крайнем случае уволится.

       Такому  специалисту важен психологический комфорт на работе. Сотрудники компании проводят на работе большой отрезок жизни, им очень важен психологический комфорт внутри предприятия, социальное единение, и, конечно, возможность быстро и неформально решать какие–то рабочие проблемы.

       Российский  менеджер не будет доносить руководству  об ошибках коллеги за редким исключением, тем паче не будет самостоятельно докладывать и о своих промахах. В западной компании это может  быть сочтено признаками непрофессионализма и нелояльности к компании.

       Если  сравнивать российский менеджмент с  американским и японским, можно определенно  сказать, как тесно переплелись качества американского и японского менеджмента в российских управленческих традициях (Приложение А).

       В целом складывается такой облик русского менеджмента:

    • Индивидуальная ответственность и направленность руководства и  четкое распределение обязанностей;
    • Примат корпоративных (в советские времена – государственных) интересов над личностью;
    • Жесткая структура управления, медленная обратная связь.
 
 
 
 
 

       Заключение 

       У российского менеджмента богатая история успешной реализации разнообразных проектов в таких областях как производство, военно–промышленный комплекс, медицина, сельское хозяйство. Необходимо правильно относиться к этому опыту, изучать его и применять. Важно осознавать и пользоваться национальными особенностями ведения деловой жизни, не копируя слепо западные, либо восточные, пусть даже успешные менеджерские технологии.

Информация о работе Особенности менеджмента в России