Особенности налоговых систем западных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:59, курсовая работа

Описание

Реформирование экономики России, нацеленное на рыночные отношения, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому так важно правильное построение и четко функционирование налоговой системы России, в связи с чем обусловлена актуальность тематики курсовой работы.

Содержание

Введение 3
1. Особенности налоговых систем в зарубежных странах 7
1.1 Налоговая система Канады 7
1.2 Налоговая система Дании 15
1.3 Налоговая система Испании 24
1.4 Налоговая система Великобритании 28
1.5 Налоговая система Германии 35
2. Возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы 38
Заключение 53
Список литературы 56

Работа состоит из  1 файл

Введение 3.docx

— 66.90 Кб (Скачать документ)

Цель  одной из них - привлечь детей фермеров к работе в сельском хозяйстве. После  смерти родителей ферма, доля в семейной фермерской корпорации или семейном фермерском партнерстве переходит  к детям без необходимости  пожизненной уплаты налога на прирост  рыночной стоимости активов. Его  оплата откладывается до того момента, когда дети будут располагать  какой-либо другой собственностью помимо данной семейной.

Другая  льгота состоит в праве усреднять  доход за пятилетний период в целях  защиты фермеров и рыбаков от резких колебаний доходов, свойственных данным отраслям.

Третья  льгота связана с методом исчисления дохода для фермеров и рыбаков; дает возможность фермерам регулировать распределение доходов по годам, уменьшать или увеличивать сумму, оставшуюся в их распоряжении после  уплаты налога.

Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса.

К малым  относятся компании с годовыми продажами  от 2 до 20 млн. долл., с годовой прибылью меньше или равной 200 тыс. долл., в которых занято меньше или 100 лиц наемного труда. Доля мелких фирм составляет 97% от числа всех компаний. Основные сферы их деятельности - услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли. После налоговой реформы ко всем компаниям малого бизнеса применяется единая ставка - 12%. Правительство Канады возлагает большие надежды на малый бизнес как на возможность повысить уровень занятости в стране.

В налоговой  системе преобладает прямое налогообложение, в котором основную долю занимает подоходный налог с населения. Наибольшее регулирующее воздействие на экономику  оказывает налог на прибыль компаний.

Последние тенденции в развитии налоговой  системы связаны с расширением  базы налогообложения и снижением  размеров ставок налогов и направлены на сокращение дефицита федерального бюджета при сохранении возможностей воздействовать на экономические процессы.

Налог с продаж. Налог с продаж по своей  природе - это более удобный механизм сбора доходов, чем подоходный налог. Действующий налог с продаж имеет  две характерные черты:

· распространяется только на потребление, освобождая от налогов сам производственный процесс  и тем самым не угрожая внутреннему  производству;

· опирается  на более широкую базу.

До 1991 г. федеральное правительство полагалось на единую ставку федерального налога с продаж - 13,5%. Под этот налог попадали и производственные ресурсы. Эта ставка распространялась на производителей и ее эффективное значение существенно изменялось от продукта к продукту, завися от системы их распределения. Налог облагал внутреннее производство больше, чем импортные товары, примерно на одну треть. Половина доходов от этого налога полностью шла от налогообложения потребляемых в производстве ресурсов, увеличивая стоимость инвестиций в среднем на 4%. В небольшой открытой экономике, которая характерна для Канады, эти факторы стали основными препятствиями к росту.

Столкнувшись  с недостатками федерального налога с продаж, федеральное правительство  в 1987 г. решило основные усилия направить на реформу местного налога с продаж. Этот шаг правительства породил предложение развивать и взимать национальный налог с продаж по европейской модели налога на добавленную стоимость.

Налог на товары и услуги. В 1991 г. был принят налог на товары и услуги. В отличие от европейского налога на добавленную стоимость налог на товары и услуги в Канаде имеет преимущество, которое выражается в установленной единой ставке - 7%. В то же время основные продукты питания, лекарства, медицинские препараты и оборудование налогообложению не подвергаются, освобождаются от налогов услуги здравоохранения и образования.

Налог на товары и услуги приносит стране значительный доход. В 1994 г. он составил 21087 млн. долл., или 7,7% от общего поступления всех налогов. Более широкая экономическая база и низкая ставка позволяют уменьшить искажающее воздействие на рынок и достигнуть наиболее эффективного распределения ресурсов.

Само  по себе введение этого налога означало существенное улучшение налоговой  системы Канады, однако оно привело  и к дополнительным сложностям. Дело в том, что налог взимается  одновременно с провинциальными  налогами с розничных продаж. Два  налога существуют в сфере розничной  торговли параллельно, принося массу  неудобств продавцам, вынужденным  калькулировать два налога с разными  базами и приспосабливать к ним  систему бухгалтерского учета. С  другой стороны, это является стимулом к унификации системы провинциальных налогов и ее гармонизации с федеральным  налогом.

За исключением  провинции Альберта и двух территорий, все провинции взимают местные  налоги с продаж.

С 1 апреля 1997 г. Нью Брансуик, Новая Шотландия Ньюфаундленд объединяют свои местные налоги с продаж с федеральным налогом на товары и услуги («GST»). Комбинированная ставка равна 15% (7% - федеральная ставка и 8% - провинциальная). Объединенный налог включается в розничные цены, но вся сумма уплаченного налога отражается в чеке.

С 1 сентября 1996 г. в регионах Канады действуют следующие ставки налогов с розничных продаж:

· Ньюфаундленд - 12%;

· Новая  Шотландия - 11%;

· о. Принца Эдуарда - 10%;

· Нью  Брансуик - 11%;

· Квебек - 6,5% (в Квебеке взимается объединенный налог: провинциальный и федеральный);

· Онтарио - 8%;

· Манитоба - 7%;

· Саскачеван - 9%;

· Британская Колумбия - 7%, называется «налог на социальные услуги», им облагается потребление  товаров и определенных видов  услуг.

К определенным видам товаров и услуг могут  применяться другие ставки данного  налога. Например, в провинции Онтарио - стандартная ставка налога - 8%, но для  алкогольных напитков, продаваемых  в специализированных магазинах, ставка увеличена до 12%.

Влияние налоговой системы на экономические  процессы в стране. Налоговая система  Канады оказывает серьезное воздействие  на экономические процессы страны. В середине 1990-х годов налоговое  регулирование было направлено на стимулирование совокупного спроса, но первостепенное внимание все же уделялось государственным  расходам. В результате федеральное  правительство и правительства  провинций требовали причитающиеся  части важнейших налогов. Доля подоходных налогов в 1994 г. составляла около 45% всех налоговых поступлений (37% приходится на подоходный налог с физических лиц, 8% - на налог с корпораций); налоги на потребление - примерно 30%. Доля налогов, собранных в провинциях, относительно значительна (и в сборах подоходных налогов, и в налогах на потребление). Бюджет провинции пополняется более, чем на 100 млрд. долл. ежегодно (из них 40% приходится на долю подоходных налогов и почти половина на налоги на потребление).

Координация налогов. Большую роль в экономическом  регулировании играет координация  налогов, которая призвана способствовать:

· изменению  роли провинций в федерации;

· обеспечению  политических компромиссов между уровнями правительства;

· увеличению интереса всех правительств к системе  налога на доход как к инструменту  политики увеличения поступлений;

· улучшению  системы распределения дохода между  индивидуалами с целью продвижения  экономического и социального развития.

Механизм  координации налогов на доход  сохраняет для провинций два  важнейших ограничения.

Первое - отсутствие структуры ставок. Налоговые  надбавки и скидки по сути своей  ограничены во влиянии на распределение  дохода, так как они затрагивают  лишь два полюса доходной шкалы, оставляя нетронутыми многочисленные промежуточные ставки. Также провинции взимают и основной федеральный налог, что означает принятие федеральной налоговой структуры и последствий распределения дохода. Если бы провинции могли устанавливать отдельные налоговые ставки и доходные уровни, у них было бы гораздо больше средств достижения желаемой степени прогрессивности. Однако это снижало бы согласованность и усложняло налоговую систему в целом.

Второе - хотя изначально провинции имеют  возможность увеличивать налоговые  поступления, требование наложения  провинциального налога на федеральный  ограничивает маневренность провинций  до сравнительно узкой базы, снижая тем самым ценность каждого налогового пункта и требуя очень высоких  налоговых ставок.

Как мы видим, ограничения достаточно существенны. Тем не менее, в такой крупной  стране, как Канада, децентрализация  помогает адаптировать социальную политику к местным нуждам, в то же время  обеспечивая правительствам провинций  доходы, достаточные для поддержания  единых стандартов общественных услуг  при равных уровнях налогообложения. [27]

1.3 Налоговая  система Испании

Налоговая система Испании - одна из самых молодых  в Европе. Но настоящему она стала  создаваться лишь в постфранкистский период и в дальнейшем видоизменялась в соответствии с требованиями Европейского Союза.

Испанская налоговая служба была реорганизована в 1992 г., создан единый налоговый орган - Государственное налоговое агентство, объединившее ряд разрозненных налоговых подразделений. Агентство приобрело статус юридического лица и право оставлять себе 18% от суммы собранных налогов. Налогообложение в Испании, как и в Российской Федерации, осуществляется на трех уровнях: государственном, региональном и местном, что свидетельствует о возможности сочетания государственных интересов с интересами автономных областей и даже провинций. На федеральном уровне, как в России, так и в Испании, взимаются прямые налоги на доходы физических лиц (подоходный на прибыль) и юридических лиц (налог на прибыль). Испанцы исчисляют подоходный налог на основании заполняемых всеми деклараций о доходах, в которые вносятся данные о всех видах доходов. Минимальный налог (13%) взимается с суммы индивидуального годного дохода более 2 млн. песет; максимальный (56%) - с доходов, превышающих 10 млн. песет в год. С фиксированной заработной платы, получаемой испанцем по месту работы, налоги взимаются автоматически на предприятии также, как и в России. Со всех остальных видов дохода, включенных в декларацию (частная практика, поступления от недвижимости, акций, сдачи в аренду жилья, наследства, торговых сделок) испанец платит непосредственно в налоговое управление Министерства финансов. В декларацию заносятся не только поступления, но и различные социальные пособия и выплаты, положенные ему, например, на детей, на уход за престарелыми и инвалидами. Если налогоплательщик занимается частной практикой, то из получаемых им доходов вычитается оплата аренды снимаемого помещения и оборудования. Если испанец взял в банке кредит на приобретение жилья, государство выплачивает ему определенную сумму, вычитаемую из суммы дохода. Таким образом, налог взимается с общей суммы доходов за вычетом суммы постоянного жалования и различных льгот. Если остаток получается отрицательным, государство возмещает эту сумму. Законодательством установлены строгие сроки предоставления налоговой декларации: Испания - 20 июня, Российская Федерация - 30 апреля каждого года. Если же последний срок предоставления падает на выходной день, срок переносится на первый следующий за ней рабочий день, (ст. 66 Налогового кодекса РФ). Просрочка карается штрафными санкциями - определенный процент за каждый день. Налог можно выплачивать сразу, либо двумя частями: 60% и 40% в течение 6 месяцев с момента подачи декларации. В Российской Федерации налогоплательщики вносят авансовые платежи по 1/3 годовой суммы налога, а плательщики, впервые привлекаемые к уплате налога, по 1/3 начисленного налога с предполагаемого дохода на текущий год. Налог на прибыль взимается на основе бухгалтерских документов предприятий. Ставка налога с юридических лиц в Испании составляет 35% в отличие от Российской Федерации, где ставка - 30%. С 1992 г. для усиления контроля за сбором налогов с мелких предпринимателей, владельцев мелких лавочек, составляющих основу экономики Испании, введен твердый налог, являющийся разновидностью подоходного. В соответствии с ним Государственное итоговое агентство устанавливает среднюю оценочную прибыль по видам деятельности (пекарни, ремонтные мастерские) в зависимости от которой рассчитывается фиксированная базовая налоговая ставка. Определяется ряд объективных показателей, характеризующих предприятие (площадь помещения, количество наемных лиц). В результате умножения налоговой ставки на эти показатели выводится фиксированный налог для конкретного предприятия.

В соответствии с требованиями Европейского Союза  в Испании введен налог на добавленную  стоимость (испанская аббревиатура - IVА). Существует три вида налога: льготный - 3% (электроэнергия, транспорт медикаменты), средний - 6% и максимальный - 16%. Его  выплачивают все без исключения граждане Испании и проживающие  на ее территории иностранцы и туристы, поскольку налог входит в стоимость  всех промышленных и продовольственных  товаров, различных видов услуг, транспортных билетов. Ряд прямых налогов  передан автономиям, в частности  «налог на капитал» - наследство и собственность (независимо от местонахождения имущества - в Испании или за рубежом). В  Российской Федерации, помимо налога на имущество физических лиц и налога на наследование или дарение к  местным налогам и сборам также  относится земельный налог, налог  на рекламу и местные лицензионные сборы. В Испании же к ведению  местных властей относятся налоги на автотранспортные средства, а также  на строительные и инженерные работы. Автономные власти собирают налоги и  на первом этапе оставляют их у  себя. Затем эти средства и государственные  отчисления распределяются между автономией, мэрией и муниципалитетами в зависимости  от уровня их развития и потребностей в финансировании. Налог на недвижимость устанавливается в зависимости  от кадастровой стоимости, определяемой на государственном уровне. Мэрии  и муниципалитеты самостоятельно устанавливают  ставки налогов в рамках существующих лимитов - от 0,4% до 1% (в Мадриде ставка составляет 0,4% кадастровой стоимости  недвижимости; в Барселоне - 0,9%). В  большинстве стран мира уклонение  от налогов - основная проблема, с которой  приходится бороться государству. Повысить собираемость налогов в Испании  удалось с помощью ряда мер. Во-первых, проводилась постоянная разъяснительная работа, цель которой - убедить население в необходимости выплаты итогов и демонстрация выгодности уплаты налогов, значительная чисть которых идет на нужды образования. В сознание граждан постепенно внедряется мысль, что налоги являются важным условием финансово-экономической стабильности в стране в целом и способствуют развитию экономики.

В России уже осознали важность влияния на сознание налогоплательщиков, однако кампании, «рекламирующие» выгоды, к которым приводит своевременная  уплата налогов, организуются в средствах  массовой информации лишь один раз  в году за два месяца до последнего срока подачи налоговой декларации. Во-вторых, в Испании введено обязательное предоставление налоговых деклараций, фиксирующих все доходы, получаемые гражданами. В-третьих, установлен жесткий  контроль за сбором налогов, осуществляемый инспекционной службой, организационно входящей в Государственное налоговое  агентство. В Российской Федерации  такой контроль осуществляется налоговой  инспекцией. Используются два основных метода проверки правильности уплаты налогов: общий контроль (на основе компьютерной обработки данных) и  перекрестный (сопоставлением различных  данных инспекциями на местах). Заполняемые  декларации, как в России, так  и в Испании, хранятся не менее  четырех лет, в течение которых  налоговый инспектор вправе потребовать  ее у любого гражданина в любой  момент для проверки. Все предприниматели, в первую очередь владельцы мелких мастерских, баров, магазинчиков, в  Испании и в России обязан вести  строгий учет своей финансовой деятельности с помощью кассовых аппаратов, оформляя любую услугу или покупку чеком, который вручается клиенту. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, число граждан не желающих платить  налоги достаточно велико. Механизм утаивания  доходов и уклонения от уплаты налогов достаточно прост и одинаков в обеих странах. Предприниматели  просто не фиксируют поступающую  прибыль или переводят ее на счета  подставных фирм. Многие прибегают  к услугам адвокатов, помогающих найти пробел в законодательстве. В этом случае на помощь государству  приходят налоговая полиция и  суд, возвращающие в государственную  казну миллионы, укрытые от налогообложения.

Информация о работе Особенности налоговых систем западных стран