Особенности организации и прохождения военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 11:49, контрольная работа

Описание

До последнего времени армия оставалась в некоторой изоляции от происходивших в стране преобразований, что привело к явным противоречиям в отношениях с другими общественными институтами. Такое положение вещей грозит России новыми потрясениями в социальной сфере, принимая во внимание тот факт, что военнослужащие вместе с работниками военно - промышленного комплекса составляют огромный процент населения нашего государства.

Содержание

Введение
1. Исторический и правовой аспект организации военной службы в РФ
1.1 Организация военной службы в РФ
1.2 Сущность и правовой аспект государственной службы
1.3 Особенности военной службы в РФ
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

военная служба.doc

— 200.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

1. Исторический и правовой  аспект организации военной службы  в РФ

1.1 Организация военной  службы в РФ

1.2 Сущность и правовой аспект  государственной службы

1.3 Особенности военной службы  в РФ

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

Введение

До последнего времени  армия оставалась в некоторой  изоляции от происходивших в стране преобразований, что привело к  явным противоречиям в отношениях с другими общественными институтами. Такое положение вещей грозит России новыми потрясениями в социальной сфере, принимая во внимание тот факт, что военнослужащие вместе с работниками военно - промышленного комплекса составляют огромный процент населения нашего государства. Возникла острая необходимость приведения армии в соответствие с реалиями сегодняшнего исторического момента. Единственным возможным решением вышеобозначенной проблемы является проведение широкомасштабной военной реформы, которая включает в себя комплекс политических, экономических, правовых, военно - технических и социальных мер.

Правовой аспект реформирования является в некотором роде фундаментом  для дальнейших преобразований в  армии, так как определяет всю  сферу взаимоотношений как внутри самой системы, так и при ее взаимодействии с другими системами. Важно подчеркнуть, что обсуждение и принятие военного законодательства происходит открыто и гласно - это является важнейшей чертой зарождающегося гражданского общества.

Военная служба - особый вид федеральной государственной  службы, представляющий собой деятельность граждан, которым присваиваются воинские звания, на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, входящих в состав военной организации государства.

Посредством исполнения военной службы реализуются функции отдельных государственных органов и организаций. В то же время особенность военной службы заключается в том, что заранее определить алгоритм действий военнослужащих не всегда представляется возможным из-за специфики их деятельности, имеющей подчас исключительно динамичный характер, что особенно характерно при ведении боевых действий. Однако ведение боевых действий подчиняется определенным законам, выяснить которые и формализовать в виде боевых уставов и других актов военного управления является задачей не правовой науки, а военной науки. В то же время формализованные в виде актов военного управления, они приобретают свойство правового акта соответствующего органа военного управления, который имеет следующие характерные черты: подзаконность, правовой характер, авторитарность, императивность.

Сохранение государственного суверенитета и целостности Российской Федерации достигается различными средствами, в том числе и установлением  конституционной обязанности граждан  по защите Отечества. Конституцией Российской Федерации провозглашено: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" (п. 1 ст. 59). Граждане могут исполнять свою обязанность по защите Отечества путем предоставления материальных средств, необходимых для организации обороны страны (уплата общих и специальных налогов, автотранспортная, гужевая, судовая, квартирная повинности), работая на строительстве оборонных сооружений, на оборонных предприятиях и т.д. Однако основными формами защиты Отечества в мирное время являются воинская обязанность граждан, которая предполагает, в частности, прохождение военной службы по призыву, и исполнение конституционного долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.

Таким образом, целью данной работы будет рассмотрение и изучение особенностей правого регулирования военной службы и порядка ее прохождения.

 

 

Глава 1. Исторический и  правовой аспект организации военной  службы в РФ

1.1 Организация военной службы в РФ

Уже в XVIII в. встал вопрос о формировании вооруженных сил на совершенно новых принципах. Одним из первых в Европе, а по ряду характеристик - первым среди монархов Европы эту проблему осознал и осуществил достаточно успешную попытку реализовать новые принципы Петр I.

Военная реформа рассматривалась Петром I как составная и определяющая часть развития Российского государства. При этом военная реформа предопределяла создание промышленного машинного производства, в первую очередь военных заводов. Данный факт истолковывается некоторыми западными теоретиками как зарождение традиции милитаризации Российского государства, к этому мнению присоединяются и некоторые российские историки и обществоведы, которые трактовали и трактуют отдельные факты деятельности Петра I как непонимание необходимости широких реформ, охватывающих всю совокупность социально-экономических отношений. Высказывается, в частности, мнение, что Петр недооценил роль финансовой реформы.

В России реформы Петра I, направленные, вне всякого сомнения, на повышение военной мощи государства, затронули все важнейшие сферы государственного регулирования. Знаменательно, что именно в результате создания передовой для своего времени системы подготовки военных кадров в России были заложены основы юридического образования, поскольку именно в военных учебных заведениях впервые преподавались основы права.

Начинается внедрение  правовых начал во все основные сферы  жизнедеятельности государства  и его основного института - армии. В 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. 26 апреля 1715 г. был подписан Артикул воинский - Воинский устав, принятый при Петре Великом и действовавший до середины XIX века, подробно регламентировавший устройство армии, обязанности солдат и офицеров, порядок прохождения службы.

Артикул заложил основы военного права России, регламентировав  всю совокупность воинских и военных  отношений.

24 января 1722 г. Петр I подписал  Табель о рангах, регламентирующий прохождение государственной (военной, гражданской и придворной) службы в Российской империи, действовавший вплоть до 1917 г., который предусматривал разделение всех служащих на четырнадцать категорий - "рангов" или "классов" - и устанавливала персональный состав, права и обязанности, свойственные каждой из них.

Создание правовых основ  регулирования военных отношений, регламентации деятельности всего  государственного аппарата предопределило развитие в дальнейшем российской военной  науки на самом современном для XVIII - XIX вв. уровне.

Новый этап развития нашей  военной науки связан с многообразными, зачастую качественно разнородными политическими процессами, в которые  Россия, становящаяся на капиталистический  путь, включилась в XIX в. Это многообразие обусловило приобретение российскими военачальниками опыта, несравнимого с опытом других стран. Этот опыт определил ускоренное развитие российской военной и военно-правовой науки в конце XIX - начале XX в.

Расширение границ России в результате присоединения территорий Северного Кавказа, Средней Азии привело к необходимости осмысления форм и методов борьбы с националистическими, сепаратистскими силами, и в связи с этим роли армии в обеспечении единства страны. Учитывая нескрываемые Турцией намерения включить кавказские территории в зону своих интересов, можно говорить о первой постановке проблемы военного фактора в обеспечении национальной безопасности в условиях буржуазного развития.

Великая Отечественная  война 1941 - 1945 гг. дала новый импульс  развитию военной науки. Новые цели, условия и средства ведения боевых действий были творчески освоены и осмыслены блестящей плеядой советских полководцев: Г.К. Жуковым, К.К. Рокоссовским, А.М. Василевским, И.С. Коневым и др. Роль политической составляющей военной науки в выступлениях и отдельных работах анализировалась Верховным главнокомандующим И.В. Сталиным. Однако теоретическое обобщение опыта Второй мировой войны началось только в послевоенные годы. Такое обобщение могло быть эффективным лишь при формировании целостной системы военного права. Складывание такой системы началось в 50-е гг.

Подготовка нового этапа  военного права была связана с  принятием таких нормативных  правовых актов, отразивших современные  социальные и политические реалии 90-х  гг., как Конституция РФ 1993 г., Законы о безопасности 1992 г., об обороне 1992 г., о военной обязанности и военной службе 1993 г., о статусе военнослужащих 1993 г., о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей 1993 г., о государственной границе РФ 1993 г., о военном положении 2002 г., о мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации 1997 г., о государственной тайне 1993 г., о государственном оборонном заказе 1995 г., Указ "О создании Вооруженных Сил Российской Федерации" 1992 г. и др.

Очередной этап развития военного права России настал с принятием  новой военной доктрины 2000 г..

Анализ военной науки и военного права в России позволяет сделать вывод об огромном потенциале развития российской военной науки, определяющемся нашим богатейшим историческим и военным опытом, что требует специального исследования предмета и основных институтов военного права.

 

 

1.2 Сущность  и правовой аспект государственной  службы

31 мая 2003 г. вступил  в силу Федеральный закон "О  системе государственной службы Российской Федерации". В отличие от Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" новый Закон к государственной службе относит не только службу в государственных органах, являющихся частью государственного аппарата Российской Федерации, но также профессиональную деятельность в составе ряда государственных организаций, не входящих в государственный аппарат, но призванных обеспечивать и гарантировать реализацию целей и функций государства.

В то же время как Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", так и Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" определяют государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации. Указанный подход не позволяет определить специфику государственно-служебной деятельности по сравнению с другими видами служебной деятельности (например, священнослужителей и др.). По нашему мнению, методологически правильно будет определить государственную службу не через профессиональную деятельность, а через раскрытие ее сущностного содержания, поскольку даже беглый анализ состава войск и воинских формирований позволяет сделать вывод, что профессиональной военная служба является только для части их личного состава - военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (ранее признак профессионализма был также присущ кадровой военной службе, не ограниченной сроками военной службы, которую проходили военнослужащие офицерского состава), т.е. признак профессионализма для военной службы не является определяющим в ее содержании. Следовательно, необходимо установить иные критерии, по которым деятельность в составе тех или иных организаций и органов может быть отнесена к государственной службе, направленной на реализацию целей и функций государства.

По действующему законодательству Российской Федерации военная служба учреждена в органах и организациях, решающих задачи в области обороны  и безопасности государства, и, следовательно, она является особым видом государственной службы (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). В то же время, являясь разновидностью государственной службы, военная служба имеет исключительно выраженную специфику, которая подчас исключает прямые параллели и аналогию с понятиями "государственная служба" и "государственный служащий", закрепленными в Федеральных законах "Об основах государственной службы Российской Федерации" и "О системе государственной службы Российской Федерации". Проблема заключается как в отсутствии научно обоснованной концепции системы государственной службы, учитывающей предназначение военной службы, так и в отсутствии научной определенности самого понятия военной службы.

Указанные обстоятельства привели к тому, что военная  служба перестала пониматься как особый вид государственной службы, что отличия военной службы от других видов специальной государственной службы не столь существенны, и это позволяет объединить ее с другими видами государственной службы, как считает ряд ученых, т.е. военная служба не носит особого характера.

С таким мнением вряд ли можно согласиться, хотя оно не лишено определенного смысла. Указанная  позиция обусловлена особенностями  современной структуры военной  организации Российской Федерации, включающей, помимо организаций (Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск), предназначенных для решения задач обороны и военной безопасности с применением средств вооруженной борьбы (оружия и вооружения индивидуального и коллективного применения) военными методами в специфических формах (проведение операций, ведение боевых действий и др.), иные организации и органы, играющие при этом обеспечивающую роль, что соответственно не требует особой специфики их деятельности.

Указанная позиция нашла  отражение в Федеральном законе "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон), по которому военная служба является одним из видов федеральной государственной службы, что не в полной мере отражает ее сущностное содержание, поскольку военная служба является особым видом федеральной государственной службы. Особенность отражает ее существенные отличия от всех других видов государственной службы, которыми являются:

1) ее предназначенность,  т.е. возможность применения специальных  (военных) методов для решения  поставленных задач, использование для этого средств вооруженной борьбы (оружия и вооружения как индивидуального, так и коллективного применения). Такая возможность не предоставляется любым другим видам государственной службы;

Информация о работе Особенности организации и прохождения военной службы